» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Хаимова Панина Наумовна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности

Статья просмотрена: 480 раз
Дата публикации: 12.05.2020

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хаимова Панина Наумовна

студент

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности. Обозначена проблема нехватки профессионалов в сфере политики, а также рассмотрен вопрос о детерминантах успешной деятельности политиков. Данная статья будет интересна широкому кругу читателей: психологам, политикам, студентам и т.п.

Ключевые слова: лидерские качества, эмоциональный интеллект, политическая деятельность.

 

RELATIONSHIP OF LEADER QUALITIES WITH CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE FOR REPRESENTATIVES OF POLITICAL ACTIVITY

Khaimova Panina Naumovna

student

Novokuznetsk Institute (branch) Kemerovo State University, Novokuznetsk

 

Abstract. The article is devoted to the study of the relationship of leadership qualities with the characteristics of emotional intelligence in representatives of political activities. The problem of shortage of specialists in the field of politics and the question of the determining factors for the success of politicians are considered. This article will be of interest to a wide circle of readers: psychologists, politicians, students, etc.

Key words: leadership qualities, emotional intelligence, political activity.

 

В современном обществе наблюдается тенденция недовольства граждан работой политиков. Вместе с этим неоспорим факт роста потребности в политических деятелях, умеющих понимать людей, обладающих выраженными лидерскими качествами и, конечно, ориентированных на использование механизмов власти в общественно значимых целях [3].

В рамках данной проблемы встает вопрос о детерминантах успешной деятельности политиков, то есть о тех элементах, которые определяют ее эффективность. Очевидно, что слагаемых успеха в политической деятельности, как и в любой другой, достаточно много, поэтому рассмотреть все их взаимосвязи не представляется возможным [1].

В данной работе исследуются лидерские качества и эмоциональный интеллект в аспекте их взаимодействия. В теоретическом понимании взаимосвязь этих двух элементов может способствовать росту эффективности деятельности политиков. Иными словами, способность распознавать, правильно направлять эмоции других людей, а также свои собственные, и умение брать на себя ответственность за выбранную стратегию поведения и убеждать других  в ее успешности могут являться механизмами эффективной деятельности.

Таким образом, тема исследования является актуальной, ведь вопрос взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у политических деятелей сегодня недостаточно рассмотрен.

Методология нашего исследования выглядит следующим образом:

Объект: лидерство и эмоциональный интеллект.

Предмет: взаимосвязь лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности.

Гипотеза: существует взаимосвязь между лидерскими качествами и эмоциональным интеллектом у представителей политической деятельности, а именно: чем больше выражены лидерские качества, тем выше такие показатели эмоционального интеллекта, как эмпатия, распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями и самомотивация.

Цель: исследование взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности.

Задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к понятиям «лидерские качества» и «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии;
  2. Изучить специфику формирования лидерских качеств и развития эмоционального интеллекта;
  3. Изучить особенности взаимодействия лидерских качеств и эмоционального интеллекта, а также их влияния на эффективность профессиональной деятельности;
  4. Определить выборку исследования;
  5. Определить методы и методики исследования;
  6. Диагностировать выраженность лидерских качеств и показатели эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности;
  7. Провести корреляционный анализ между показателями лидерских качеств и эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности;

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки данных (вычисление коэффициента корреляции Х.Пирсона) [5].

Методики: Диагностика лидерских способностей (Е. С. Жариков, Е. Л.Крушельницкий)ест на эмоциональный интеллект «EQ» (Н. Холл); Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»(Д. В. Люсин).

Методологические принципы: объективности, детерминизма, научности.

Теоретико-методологическая основа исследования в области эмоционального интеллекта­­­­: Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Мейер, Ч. Спирмен, П. Сэловей; О. В. Белоконь, Л. С. Выготский, О. А. Гулевич, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Ушаков; в области лидерских качеств. Басс, М. Гантер, Р. Стогдилл, О. Тид, Р. Чапмэн; Е. С. Жариков, Е. Л. Крушельницкий, А. И. Наумов, Б. Д. Парыгин и многие другие.

Выборка: 20 представителей политической деятельности.

Одним из ключевых понятий нашего исследования, требующих глубокого изучения, является «эмоциональный интеллект».

Первые концепции эмоционального интеллекта возникли в 1980-е и 1990-е годы, и с тех пор различные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

На основе анализа различных теорий эмоционального интеллекта мы  определяем эмоциональный интеллект как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации. Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.

Что касается лидерства, лидерских качеств, то на сегодняшний день нет единой теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение теоретиками и практиками феномена лидерства и фигуры лидера. Наиболее известными теоретическими подходами в понимании происхождения лидерства являются: теория черт, поведенческий подход, деятельностный подход, ситуационная и системная теории лидерства [2]. Каждый из них объясняет какую-то одну часть проблемы, но не затрагивают самой ее сути, не дает целостности. Ни один из теоретических подходов не был до конца принят и подвергался критике, однако результаты всех так или иначе использовались и используются в практике.

Мы будем придерживаться точки зрения Б. Д. Парыгина [4]. Он трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что существует два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства:

  1. объективный (интересы, цели, потребности, задачи группы в конкретной ситуации);
  2. субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповой деятельности».

Б. Парыгин сделал ряд выводов:

  1. Лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;
  2. При выдвижении лидера с его личностью идентифицируются в том числе специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;
  3. Выдвижение лидера всегда связано и со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.

В 90- е гг. XX в. наблюдался рост исследовательского интереса к роли личностных факторов в лидерстве. Ученых интересует влияние различных форм неакадемического(практического, социального, эмоционального) интеллекта на эффективность лидерства.

Например, Д. Гоулмен рассматривает эмоциональный интеллект как непременное условие эффективного руководства. По результатам обследования менеджеров разных уровней в 188 компаниях, в том числе и транснациональных, Д. Гоулмен пришел к выводу, что вклад эмоционального интеллекта в эффективность управленческой деятельности (она определялась показателями прибыльности подразделений фирмы) вдвое превосходит соответствующий вклад таких факторов, как технические умения и IQ [6]. В книге «Эмоциональное лидерство» он описывает модель лидерских способностей, в которой устанавливается связь между лидерством и такими аспектами эмоционального интеллекта, как самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями.

Рассмотрев множество подходов к понятиям «лидерство» и «эмоциональный интеллект», мы приходим к выводу, что в аспекте взаимодействия этих двух элементов вопрос мало изучен, а в рамках политический деятельности ─ вовсе нет.

Изучив вопрос взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности, мы провели исследование по данной теме, включив в выборку политиков нашего города.

Объем выборки исследования взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности составил 20 человек (100%), из которых 10 человек – женского пола (50%) и 10 – мужского (50%).

Возраст испытуемых составил от 19 до 45 лет: 3 человека (15%) ─ 19 лет, 1 человек (5%) ─ 26 лет, 3 человека (15%) ─ 28 лет, 2 человека (10%) ─ 31 год, 2 человека (10%) ─ 32 года, 2 человека (10%) ─ 40 лет, 2 человека (10%) ─ 41 год, 2 человека (10%) ─ 43 года, 3 человека (15%) ─ 45 лет.

В выборку вошли представители двух политических партий: 12 человек (60%) ─ Единая Россия (ЕР) и 8 человек (40%) ─ Либерально-демократическая партия России (ЛДПР).

Исследование взаимосвязи лидерских качеств с характеристиками эмоционального интеллекта у представителей политической деятельности проходило в несколько этапов.

Первый этап – организационный – включал в себя: определение проблемы и формулировку темы исследования, определение методологии исследования, теоретическое изучение литературы, подбор психодиагностических методов и методик, формирование выборки и организация базы исследования.

Второй этап – эмпирический. Он базировался непосредственно на проведении исследования.

Третий этап – этап обработки данных – представлял собой обработку полученных результатов и математико-статистическую обработку данных.

Четвертый этап – интерпретационный – состоял из описания и оформления результатов, разработки рекомендаций.

В результате диагностики лидерских способностей(по методике Е. Жарикова, Е. Крушельницкого), нами было выявлено, что:

  • у 14 человек (70%) от числа испытуемых качества лидера выражены сильно;
  • у 4 человек (20%) лидерские качества имеют среднюю выраженность;
  • у 2 человек (10%) качества лидера выражены слабо.

При диагностике парциального эмоционального интеллекта (с помощью методики Н. Холла), нами были получены следующие результаты:

  • 14 человек (70%) из 20 имеют высоко развитую эмпатию; 5 человек (25%) ─ средний уровень и лишь 1 человек (5%) ─ низкий.
  • 9 человек (45%) имеют высоко развитое умение распознавать эмоции других; 9 человек (45%) распознают эмоции других людей на среднем уровне и только 2 человека (10%) ─ на низком.
  • у 9 человек (45%) из 20 умение управлять собственными эмоциями высоко развито; у 10 человек (50%) развито средне и только у 1 человека (5%) это умение низко развито.
  • 7 человек (35%) имеют высоко развитую самомотивацию; 10 человек (50%) ─ средне развитую; 3 человека (15%) имеют низкую самомотивацию.

Анализ результатов, полученных с помощью методики Д. В. Люсина показал, что:

  • 65% имеют высокий межличностный эмоциональный интеллект; 35% ─ средний; 10% ─ низкий.
  • 45% имеют высокий внутриличностный эмоциональный интеллект; 50% ─средний и 5% ─ низкий.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, Н. Холла, Д. В. Люсина, и установления линейной зависимости между лидерскими качествами и эмоциональным интеллектом нами в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ Х. Пирсона.

Коэффициент корреляции лидерских качеств с эмпатией равен 0.87, с умением распознавать эмоции других равен 0.85, с умением управлять своими эмоциями равен 0.81, с самомотивацией равен 0.84.

Степень свободы для выборки из 20 человек равна 18.

Критические значения для данного уровня свободы равны 0. 56 (при уровне значимости 0. 01) и 0. 44 (при уровне значимости 0. 05). Мы видим, что коэффициенты корреляции лидерских качеств с такими характеристиками эмоционального интеллекта, как эмпатия, умение распознавать эмоции других, умение управлять своими эмоциями и самомотивация, попадают в зону значимости (от -1 до 1). Это позволяет нам утверждать, что между этими показателями существует прямая положительная связь.

Таким образом, показатели степени выраженности лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта связаны, а именно: высокий показатель выраженности лидерских качеств в нашем исследовании соответствовал высоким показателям выраженности характеристик эмоционального интеллекта.

Основываясь на этих данных, мы подтверждаем гипотезу о том, что существует взаимосвязь между лидерскими качествами и эмоциональным интеллектом у представителей политической деятельности, а именно: чем больше выражены лидерские качества, тем выше такие показатели эмоционального интеллекта, как эмпатия, распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями и самомотивация, т. к. в ходе исследования была выявлена положительная зависимость между лидерскими качествами и характеристиками эмоционального интеллекта.

В процессе исследования проанализированы теоретические подходы к понятиям «эмоциональный интеллект», «лидерские качества», а так же информация об их структуре и практическом проявлении.

Были подобраны необходимые тесты на измерение эмоционального интеллекта и лидерских качеств.

Определили и сформировали выборку исследования, состоящую из 20 человек.

Было проведено тестирование на выявление взаимосвязи степени выраженности лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта.

Проанализирован полученный эмпирический материал.

В процессе анализа зафиксированного материала выявлена зависимость исследуемых переменных.

Цель работы, которая предполагала выявление взаимосвязи между лидерскими качествами и характеристиками эмоционального интеллекта, достигнута.

Гипотеза о том, что чем больше выражены лидерские качества, тем выше такие показатели эмоционального интеллекта, как эмпатия, распознавание эмоций других людей, управление своими эмоциями и самомотивация, подтвердилась.



Список литературы:

  1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. ─ DOI: 10.17117/nv.2017.02. – Текст : электронный // Вопросы психологии. ─ 2007. ─ № 5. ─ С. 57-65. ─ URL: http://ucom.ru/doc/nv.2017.02.pdf (дата обращения: 12.12.19).
  2. Белбин, P. M. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач [Текст] / P. M. Белбин. – Москва: «Hippo», 2003. – 315 с.
  3. Белоконь, О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белоконь Ольга Владимировна ; Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. – Москва, 2008. – 163 с. - Текст : непосредственный.
  4. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с.
  5. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. ─ Москва: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. ─ 512 с.
  6. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Москва: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. ─ 304 с.
  7. Гржибовский, А. М. Корреляционный анализ: учебное пособие / А. М. Гржибовский - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 125 с. - ISBN 978-5-9775-1141-7. - URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/Isp_Stat.pdf. (дата обращения: 12.12.19) – Текст : электронный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: