» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020

Автор: Закирова Асия Аликовна, студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего группы риска

Статья просмотрена: 35 раз
Дата публикации: 22.05.2020

p class=MsoNormal style='margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align: justify;line-height:150%;mso-pagination:none'>УДК 364.4

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНОГО «ГРУППЫ РИСКА»

Закирова Асия Аликовна

студентка

Гареева Зинера Кадимовна

преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы

ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ, г. Бирск

 

Аннотация. В статье дается определение понятиям «семья социального риска», «дети группы риска». Рассматривается программа ресоциализации несовершеннолетних в учреждениях социальной сферы.

Ключевые слова. Семьи группы риска, дети семей групп риска, семья, социальная работа, работа с семьями детей группы риска, психологическая помощь семьям детей группы риска.

 

PROGRAMMING THE PROCESSES OF RE-SOCIALIZATION OF A FAMILY AND A MINOR" AT RISK"

Zakirova Asiya Alikovna
Student, doctor of birsky branch of the Bashkir state University
Of the Russian Federation, Birsk
Gareeva The Zener Kadimova,
the teacher of Department of pedagogics, psychology and social work
Doctor of birsky branch of the Bashkir state University
Of the Russian Federation, Birsk

 

Abstract. The article defines the concepts of "family of social risk" and "children of risk group". The program of re-socialization of minors in social institutions is considered.

Keyword. Families at risk, children of families at risk, family, social work, work with families of children at risk, psychological assistance to families of children at risk.

 

Семья – основная ячейка общества, основанная на супружеском союзе и представляющая добровольное объединение группы людей, связанных между собой кровнородственными отношениями[3, с. 329].

В теории социальной работы выделяю несколько групп семьи: 

условно-адаптированные, т.е. в целом благополучные семьи, но имеющие риск попасть в тяжёлую жизненную ситуацию; 

 собственно семьи риска, в которых уже одна или несколько функций не реализуются в полном объёме;

 неблагополучные семьи, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение. Их терминологически определяю ещё как проблемные, конфликтные, кризисные.

В «Современной энциклопедии социальной работы» семья социального риска рассматривается как разновидность семьи, которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска, представляя тем самым опасность для нормального функционирования общества. 

Факторами риска в зависимости о структуры семьи являются неполные семьи (вдовые, разведённые, материнские), малообеспеченные семьи, семьи, в которых есть инвалиды или хронические больные, наличие в семье лиц, отбывающих уголовное наказание или недавно освободившихся и находящихся в процессе социальной адаптации, наличие в семье алкоголиков, наркоманов, проституток.

Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних[4, с. 53].

Под понятием дети ««группы риска»» следует подразумевать следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети из «неблагополучных», асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Отечественные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Система комплексной работы по ресоциализации, реализуемая в учреждениях социальной сферы (социально-реабилитационные центры, приюты), осуществляется командой специалистов на основе междисциплинарного подхода. Скоординированность в работе специалистов позволяет повысить эффективность деятельности каждого, а главное помочь ребенку и его семье[2, с. 261].

Использование метода мультидисциплинарного взаимодействия позволяет сформировать реабилитационную среду, способствующую формированию и развитию социальных навыков, социально приемлемого поведения у воспитанников. Индивидуальная профилактическая работа в учреждениях социального обслуживания населения с семьями и несовершеннолетними с различной степенью социального риска имеет следующие этапы: выявление семьи и несовершеннолетнего; сбор информации и документов на выявленных семью и несовершеннолетнего; оценка семьи и несовершеннолетнего, их нуждаемости в комплексной реабилитации; разработка и реализация индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи и несовершеннолетнего; завершение работы с семьей и несовершеннолетним.

Условием эффективности социально-педагогической и социально-психологической реабилитации является возвращение ребенку чувства полноценности собственной личности, веры в свои возможности и жизненные перспективы. Механизм разработки и внедрения программ социальной реабилитации, а также этапы внедрения социально-реабилитационных программ следующие: представление специалистом социально-реабилитационной программы на методическом совете центра. Обсуждение актуальности и необходимости ее реализации в учреждении. Принятие решения об утверждении и апробации программы социальной реабилитации; апробация разработчиками программы социальной реабилитации в течение года; доработка и корректировка программы социальной реабилитации с учетом опыта апробации; рецензирование программы; утверждение программы социальной реабилитации на методическом совете к реализации в учреждении; реализация программы реабилитации.

Таким образом, одним из важных результатов внедрения программы социальной адаптации, реабилитации и ресоциализации является необходимость взаимодействия специалистов в работе с детьми и повышение их профессионального мастерства. Инструментарий проверки эффективности программ ресоциализации несовершеннолетнего и его семьи должен быть максимально формализован (карты обследования, результаты тестов, статистические методы обсчета результатов). Данные об эффективности программы могут быть представлены в текстовом и графическом видах, которые позволяют наглядно оценить улучшение или ухудшение различных параметров.



Список литературы:

  1. Грачева Н.В. педагог-психолог. «Выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Материалы научной конференции Московского института аналитической психологии и психоанализа, 2012 г.
  2. Социальная педагогика : учебник / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, О.Г. Прохорова и др. ; под ред. И.А. Липского, Д.Е. Сикорской. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 279 с.
  3. Социальная работа в вопросах и ответах : учебное пособие для подготовки к госэкзамену / под ред. Е.П. Агапова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 367 с.
  4. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.Юрайт, 2008. – 234с.
  5. Шульга Т. И., Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Ираклиевская О. Ю., Белевцева Е. В, Щербанева Н. Г., Керас А. А., Николаева О. И., Савин Г. И., Вишнякова Н. Н. Программа разработки стратегии профилактики и реабилитации депривационных расстройств у подростков в условиях интеллектуально и эмоционально обедненной среды: Метод.сборник. — М., 2009.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: