» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020

Автор: Кубанычбекова Динара Кубанычбековна, студент
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Использование теории решения изобретательских задач на уроках математики

Статья просмотрена: 48 раз
Дата публикации: 29.05.2020

УДК 372.851

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кубанычбекова Динара Кубанычбековна

доцент

Солощенко Марина Юрьевна

кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность ТРИЗ-педагогики, ее отличия как метода обучения. Основное внимание уделено использованию ТРИЗ на уроках математики, выделены основные этапы изобретательской деятельности при решении математических задач.

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач, ТРИЗ, изобретательская задача.

 

USING THE THEORY OF SOLVING INVENTIVE PROBLEMS IN MATHEMATICS LESSONS

Kubanychbekova Dinara Kubanychbekovna

Russia, Sterlitamak, student of Sterlitamak branch of BashSU

Soloshchenko Marina Yurevna

Associate Professor, Russia, Sterlitamak, Candidate of Pedagogical Sciences,

Sterlitamak branch of BashGU

 

Annotation. The article reveals the essence of TRIZ-pedagogy, its differences as a method of training. The main attention is paid to the use of TRIZ in mathematics lessons, the main stages of inventive activity in solving mathematical problems are highlighted.

Key words: theory of inventive problem solving, TRIZ, inventive problem.

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была разработана отечественным ученым Г.С. Альтшуллером с целью ускорения изобретательского процесса. Первые публикации появились еще в середине XXвекаи постепенно теория получила большое распространение.

Для того, чтоб процесс изобретательства был эффективеннеобходимо правильно организовать мышление, преодолеть психологическую инерцию и  стремление к идеальному решению, а также уметь разрешать противоречия, скрытые в любой нестандартной задаче.

ТРИЗ основывается на функционально-системном подходе, который является инструментом выявления причинно-следственных связей и скрытых зависимостей, анализа ситуаций и объектов, что позволяет организовать обработку информации и получение определенных выводов. 

Неудивительно, что в нашей стране сформировалась ТРИЗ-педагогика, которая стремится воспитать творческую  личностью, способную решать сложные проблемы в различных ситуациях. Решение этой задачи особенно актуально в условиях современного общества.

Основное отличие ТРИЗ от других средств проблемного  обучение заключается в использовании накопленного опыта в сфере решения изобретательских задач, различных приемов и алгоритмов, разработанных в рамках теории. Результатом применения методов ТРИЗ-педагогики является сформированное умение творчески решать возникающие проблемы, отказ от шаблонности в принятии решения, преодоление инерции в мышлении [2, c. 12].

Современный образовательный процесс формируется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Применение ТРИЗ позволяет создавать образовательное поле,   формирующее новый творческий тип личности, способствуя  достижению личностных и метапредметных результатов обучения. Следовательно, ТРИЗ отвечает требования ФГОС общего образования [3, c. 188]. 

ТРИЗ активно раскрывает творческие способности учащихся, вдохновляя их на новые открытия и идеи, формируя инициативность и самостоятельность. Она заставляет учеников учиться рассуждать, доказывать, изобретать и сочинять.

Принципы и методы ТРИЗ-педагогики можно применять в любой образовательной сфере, в том числе и на уроках математики. При этом обучение будет отличаться от традиционного, а деятельность учащихся будет направлено на осознание и преобразование перерабатываемой информации и создание конечного интеллектуального продукта. Знания при таком подходе служат инструментом познания, позволяющим преобразовать информацию, а полученный интеллектуальный продукт является по-настоящему «прочным».Показателем качества обучения математике служит количество идей, сформированных учащимся.

Приемы ТРИЗ-педагогики можно использовать как для разминки (два-три не слишком сложных вопроса на размышление), так и на этапе объяснения нового материала (прием «Удивляй!», игра «Лови ошибку»); решение изобретательских задач позволит закрепить пройденный материал В свою очередь домашнее задание вызовет у учеников желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме.

Для того, чтоб использовать ТРИЗ на уроках математике, выбранная задач должна отвечать ряду условий: условие должно быть достаточным, вопрос корректно сформулированным и сама задача должна содержать противоречие. При решении изобретательской задачи учащиеся отвечают на вопрос: как найти решение, когда традиционных знаний, умений и навыков недостаточно?

Например, решение следующего уравнения 5х+12x=13х.

Учащиеся умеют решать показательные уравнения, но для этого необходимо, чтоб основания степеней были одинаковыми. Следовательно, предложенная задача является нестандартной.

Для начала следует определить, сколько корней содержит это уравнение. В левой части расположены две монотонно возрастающие функции, их сумма также является монотонно возрастающей функцией. Правая часть уравнения представлена монотонно возрастающей функцией. Две возрастающие функции могут пересекаться лишь в одной точке.

Методом подбора определим, что точка пересечения  – х=2.

Следовательно, уравнение решение: х=2. 

Изобретательская деятельность на уроке математике направлена на формированиенавыков принятия решения. Поэтому деятельность следует разбить на несколько этапов:

  • Этап систематизации и актуализации информации, целью этапа является восприятие внешне объективной информациии выделение в ней функционально значимого ядра.
  • Этап анализа, целью этапа является преобразование полученной информации в проблемную ситуацию.
  • Этап целеполагания, целью этапа является вычленение основной задачи и выбор стратегии решения задачи.
  • Этап синтеза решения основной задачи, целью этапа является выбор тактикирешения задачи.
  • Этап рефлексии, цель этапа – проверить полученное решение и его эффективность [1, c. 24].

Информационный фонд ТРИЗ включает в себя опыт научного творчества, содержит дополнительную информацию, основные и вспомогательные инструменты, а сама теория основана на применении определенных технологий [4, c. 182].

Таким образом, ТРИЗ-педагогика является инновационной технологией обучения математики. Она способна развивать у учащихся способность работать с информацией и находить творческое решение проблемной ситуации.



Список литературы:

  1. Бойчук В.Н., Липатникова И.Г. Формирование умений принимать решения как один из способов развития инженерного мышления учащихся 5-х классов в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. − №6. – С.23-28.
  2. Горев П.М. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: методы и приемы ТРИЗ. – изд. 2-е. – М.: Ленанд, 2015. – 108 с.
  3. Зиновкина М.М., Утемов В.В. Обновление основных программ общего образования через принципы педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. 2015.− №12. – С.186−190.
  4. Шувалов К. И. Курс «Изобретательская геометрия» для учащихся 7–9-х классов в системе непрерывного формирования творческого мышления школьников // Концепт». – 2016. – № 11.– С. 182–183.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: