» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020

Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: О роли патриотического воспитания в формировании общекультурных компетенций

Статья просмотрена: 43 раз
Дата публикации: 25.05.2020

УДК: 373.5

О РОЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Киселева Екатерина Александровна

магистрант

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск

 

Аннотация. В статье приводится пример проведения первичной диагностики уровня сформированности общекультурных компетенций у старшеклассников. Автор особое внимание акцентируют на роли патриотического воспитания в формировании общекультурных компетенций у обучающихся. Также была разработана программа по патриотическому воспитанию старших подростков в учреждении среднего общего образования с учётом возрастных особенностей старших подростков, возможностями школы и нормативными документами.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, общекультурные компетенции, старшие подростки, патриотизм, гражданственность.

 

Исследователи считают, что педагог может определить уровень знаний подростков об истории России, традициях, обычаях, а так же выявить отношение к историческим событиям, активную и пассивную позицию, и благодаря анализу – внести коррективы организацию своей деятельности. Педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и воспитания требуют оценки, анализа и учета результатов этих процессов [2].

 Говоря об общекультурных компетенциях, непосредственно необходимо вести работу с такими понятиями как «патриотизм» и «гражданственность», поэтому высока роль патриотического воспитания в формировании общекультурных компетенций. Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].

Для того чтобы определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны старших подростков, мной была проведена диагностическая программа «Изучения уровней сформированности гражданственности и патриотизма у подростков», разработанная профессором Д. В. Григорьевым. В рамках этой программы нами были выбраны и проведены следующие методики: написание сочинения «Патриотизм и как я его понимаю» и анкета «Гражданственность и патриотизм» [5].

Целью методики написание сочинения «Патриотизм и как я его понимаю» является: определение уровня осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны старшеклассников. Целевой аудитории предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю». Нет никаких ограничений по времени для того, чтобы подростки могли чувствовать себя комфортно и не спешили с формулировкой мысли. Письменные ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

  1. любовь к Родине,
  2. осознание трудностей, недостатков в обществе,
  3. готовность к самоотдаче,
  4. патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,
  5. чувство национальной гордости,
  6. отсутствие национализма и космополитизма,
  7. интернациональный характер патриотизма.

Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:

  • 1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
  • 2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
  • 3 балла – выше среднего; правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
  • 4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают [5].

Целевой группой для проведения методик были выбраны обучающиеся 10 А класса МОУ «Гимназия №29» г. Саранск  – двадцать человек. Мной были получены следующие результаты, из которых можно сделать вывод, что из двадцати обучающихся, что составляет 100%, около 50% частично осознают, что такое «патриотизм» и понимают свое отношение к нему, имеют недостаточные знания о традициях, фольклоре, символике государства, исторических событиях страны, её героях, выдающихся деятелях. 30% полностью осознают и имеют целостные представления, что является неплохим показателем. У 20 % диагностируемых старших подростков уровень знаний об исторических событиях, традициях, символике России низкий, знания практически отсутствуют.

Так же мной была проведена анкета «Гражданственность и патриотизм». Анкета предназначена для исследования методом самооценки общекультурных компетенций старшеклассников. С ее помощью выявляется, насколько сформированы у обучаемых представления о своих правах и обязанностях, как гражданина своей страны, умения использовать действующее законодательство Российской Федерации, демонстрировать готовность и желание к совершенствованию и развитию общества и себя в нём на принципах гуманизма, свободы и демократии [5].

Каждая индикаторная переменная анкеты варьируется на четырех уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом цифрой 3 оценивается вариант ответа «да», цифрой 2 – вариант ответа «скорее «да», чем «нет»», цифрой 1 – вариант ответа «скорее «нет», чем «да»», цифрой 0 – вариант ответа «нет».  Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Максимальное значение индивидуального балла составляет 159:

  • от 0 до 40 баллов – очень низкий уровень;
  • от 41 до 80 баллов – низкий уровень;
  • от 81 до 120 – средний уровень;
  • от 121 до 159 – высокий уровень.

В результате суммирования индивидуального балла для каждого обучающегося, мы смогли сделать следующие выводы:

  • очень низкий уровень: 1 обучающийся (5 %);
  • низкий уровень: 7 обучающихся (35 %);
  • средний уровень: 11 обучающихся (55%);
  • высокий уровень: 1 обучающийся (5%).

На основе каждого из участников анкеты, можно сделать вывод, что уровень сформированности гражданственности и патриотизма находится на среднем уровне, что является неплохим показателем. Данный анализ позволяет нам составить комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков, с целью коррекции уровня развития общекультурных компетенций.

Для этого мной был проанализирован план МОУ «Гимназия №29» на 2019-2020 учебный год. Мероприятия по патриотическому воспитанию имеют немаловажное значение, и в стенах гимназии проводятся не только внутренние, но и городские, и всероссийские мероприятия. Так среди мероприятий всероссийского уровня можно выделить акцию «Сделаем вместе», которая включает широкомасштабный проект «Победа одна на всех».

При составлении программы мы использовали формы и методы патриотического воспитания, которые наиболее полно способствуют воспитанию у старших подростков патриотического сознания, идей служения Отечеству, морально-волевых качеств, активной жизненной позиции, постоянному служению своему народу. В большей степени патриотическое воспитание старших подростков в учреждении реализуется через следующие виды программ дополнительного образования: социально-педагогической, туристско-краеведческой, художественной направленностей.

Обращение к истории, к важным, знаменательным, героическим страницам истории Отечества - одна из обязательных, неотъемлемых черт воспитательной работы и первичной социализации личности. Одной из таких страниц истории России с древнейших времен, безусловно, является Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 годов. Поэтому при разработке программы по патриотическому воспитанию особое внимание уделено Великой Отечественной войне. Это воплощается в разнообразных формах и проявлениях: встречи с ветеранами, экскурсии в музей, патриотические чтения, уроки мужества, викторины и т.д

Таблица 1. Программа по патриотическому воспитанию

п/п

Мероприятие

Форма работы

Сроки проведения

Ответственные

Историко-краеведческое

1.

Экскурсия в музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг. г.Саранск

Массовая

Октябрь

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

2.

Патриотические чтения «Войны священные страницы

Групповая

Сентябрь-ноябрь

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

3.

«Литературная гостиная» - конкурс чтецов

Массовая

Апрель

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

Духовно-нравственное

1.

Книжная выставка-инсталляция «Вам из другого поколения»

Массовая

Январь- февраль

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

2.

Встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана

Групповая

Март

Заместитель директора по ВР

3.

Уроки-мужества «Память или забвение»

Групповая

Январь- март

Директор, Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

Гражданско-правовое

1.

Деловая игра «Юные друзья полиции» (на базе РОВД)

групповая

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители кадетских классов

2.

Анкетирование «Ты патриот?!»

Индивидуальная

Май

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

3.

Историческая викторина «Есть такая профессия…»

Групповая

Февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

Социально-патриотическое

1

«Операция: Ветеран живет рядом»

Массовая

Май

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы,  старшие подростки

2

Акция «Память» (информационные флаеры жителям города)

Массовая

Февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы,  старшие подростки

 

К участию и проведению некоторых мероприятий так же привлекаются не только педагоги-организаторы, но и сами старшие подростки и их родители. Связь семьи и образовательного учреждения является неотъемлемой частью воспитания, в том числе и патриотического [4, c. 84].

Таким образом, патриотическое воспитание старших подростков является важнейшей задачей современной системы школьного образования. Ведь от того, на сколько у подрастающего поколения сформирована гражданская позиция и гражданское сознание, зависит существование и развитие государства в целом. Воспитательная работа с подрастающим поколением, опираясь на изучение отечественной истории, ее важнейших этапов, определивших дальнейший исторический путь нашей страны, будет способствовать формированию у учащихся гармонично развитой личности, правильной системы ценностей патриотизма и активной гражданской позиции, будет способствовать превращению их в свободных граждан свободной страны, любящих и уважающих свое Отечество.



Список литературы:

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. С. 349-352.
  2. Долганова, О. А. Педагогическая диагностика. / О. А. Долганова, О. Н. Петрова [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.php (дата обращения: 20.12.2019).
  3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.consultant.ru/
  4. Основные подходы и цели гражданско-патриотического образования обучающихся : методический сборник. Салехард.: Речь, 2012. 112 с.
  5. Постникова, А. В. Мониторинг и диагностика результатов в области гражданско-правого образования / А. В. Постникова // VII Международная студенческая 70 электронная конференция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1742/19818 (дата обращения: 23.01.2020).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: