» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020

Автор: Рунцева Юлия Михайловна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Актуальные вопросы противодействия коррупции

Статья просмотрена: 91 раз
Дата публикации: 11.06.2020

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙТСВИЯ КОРРУПЦИИ

Рунцева Юлия Михайловна

магистрант

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются определение понятия коррупции, правовое регулирование противодействия коррупции в государственном и муниципальном управлении, а также меры по противодействию коррупции в сферах государственного и муниципального управления на основе законодательства РФ.

Ключевые слова: правовое обеспечение, противодействия коррупции, государственная власть, коррупция, муниципальная власть.

 

CURRENT ISSUES OF ANTI-CORRUPTION

Runtseva Yulia Mikhaelovna

magister

Volgograd state university, Volgograd

 

Abstract: this article discusses the definition of corruption, legal regulation of anti-corruption in state and municipal management, as well as measures to combat corruption in the areas of state and municipal management based on the legislation of the Russian Federation.

Key words: legal support, anti-corruption, state power, corruption, municipal power.

 

Актуальность темы данной статьи обуславливается наличием приоритетности в государственной политике противодействия коррупции. Увеличенные масштабы коррупции в стране говорят о том, что применимые меры борьбы с этим явлением малоэффективны, следовательно, на сегодняшний день требуется выработка направлений совершенствования государственной политики РФ в сфере противодействия коррупции.

Значимость решения проблемы коррупции является неоспоримой. Наличие и проявление социально – деструктивных последствий коррупции затрагивает все сферы общественной жизнедеятельности. Она является социальной угрозой, поскольку затрагивает не только устои государственности, но также влияет на общественные ценности.

В государстве, где имеется коррумпированная власть не может быть демократичным, социальным и правовым. Влияние коррупции сказывается на снижении показателей эффективности государственного управления. Оно обостряет социальную напряженность, а также приводит к наличию правового нигилизма и разлагает общественные устои. Коррупционные проявления, особенно со стороны государственных служащих являются для государства угрозой национальной безопасности.

Причины возникновения коррупционных деяний имеют не только исторический характер, но они обладают также правовым и социально – экономическим характером. Проявление таких причин приводит к несовершенному механизму функционирования государственной власти[10].

В современной России коррупция является одним из основных источников опасности для общества, государства, настоящего и будущего народа, благополучия и защищенности граждан. Помимо того, что она способствует расхищению общественного богатства, коррупция нарушает социальную справедливость и равенство граждан перед законом. В случае, если коррупционные преступления остаются безнаказанными, это приводит к очень тяжелым социальным последствиям. Коррупция как социальное явление выступает «спутником» цивилизации, по крайней мере, со времен появления государственно-правового «фундамента» общества. Вполне логично, что это явление пытались (и пытаются) определить при помощи правовых средств, как на международном, так и на национальном уровнях. Вполне логично, что это явление определяют при помощи правовых средств, как на международном, так и на национальном уровнях. Таким образом, законодатель избрал так называемый «перечневый» подход, исходя из которого не столько определил коррупцию, сколько назвал конкретные виды деяний, являющиеся коррупционными по существу[9].

Также стоит отметить, что в юридической науке проблематике сущности коррупции уделяется определенное, хотя и не вполне достойное внимание. Такой подход обоснован, так как сущность коррупции состоит в противоправном поведении государственных служащих и разложении управленческого аппарата. Коррупцию допустимо рассматривать как систему нарушенийвязанных со сферой государственной и муниципальной власти, государственной и муниципальной службы, как форму криминального присвоения общественных благ и использования публичных функций в корыстных и иных личных целях, и как модель делинквентного поведения, связанного со служебными отношениями.

Коррупцию характеризуют следующие признаки:

  • наличие социальной природы, так как коррупция является результатом противоречий, существует в обществе и детерминируется конфликтами, этими противоречиями порождаемыми;
  • общественная опасность коррупции, заключающаяся во вредоносности коррупции для интересов государства, муниципальныхобразований, для безопасности граждан и юридических лиц, а также в «цене» (т. е. в объеме расходов) государства на борьбу с коррупцией и устранение её последствий;
  • противоправность коррупции очевидна и состоит в том, что любые коррупционные проявления нарушают императивные нормы не только уголовного, но и гражданского, административного законодательства и других отраслей права и законодательства России, направленные на противодействие коррупции;
  • историческая изменчивость коррупции состоит в её тесной взаимосвязи с изменяющимися историческими условиями, динамикой социально-экономических, политических и духовных доминант, складывающихся на протяжении длительной эволюции государственно- правовых институтов.
  • асоциальный характер коррупции, означающий её направленность против социальных норм и институтов. Коррупция аморальна, разрушительна для нравственных, духовных ценностей общества, противоречит установлениям мировых религий;
  • латентность коррупции состоит в завуалированном, неочевидном протекании коррупционных процессов, в её неполном отражении вматериалах правовой статистики.
  • «многоуровневый» характер коррупции, означающий, что она включает в себя не только коррупционные преступления, но и другиеправонарушения, коррупционные риски и угрозы, проявляющиеся в различных сферах общественной и государственной жизни,функционирования разнообразных социальных институтов;
  • наличие специальных субъектов при совершении преступлений и иных правонарушений коррупционного характера. Преимущественно, это лица, имеющие должностной статус, участвующие, в тех или иных служебных отношениях.
  • использование служебных, должностных полномочий вопреки интересам государственной, муниципальной службы, служебной деятельности в организациях, интересам государства и общества и фактическое «превращение» этих полномочий в объекты купли-продажи, позволяющие извлекать незаконный и, как правило, многомиллионный доход;
  • наличие корыстной и иной личной мотивации лиц, участвующих в коррупционном поведении. Данная мотивация противоречит публичным интересам, имеет выраженный антиобщественный характер;
  • связь коррупции с экономической, профессиональной, организованной преступностью.

Как цель антикоррупционной политики в РФ определяется уменьшение показателей уровня коррупции и обеспечение защиты общества и государства от угроз, которые связаны с коррупцией.

На территории российского государства осуществляется противодействие коррупции, основываясь установленными Президентом РФ таких направлений как: контроль за доходами и расходами служащих государственного аппарата; обеспечение прозрачности.

С момента установления данных направлений, планомерно принимались и продолжают приниматься законы и указы Президента для ужесточения борьбы с коррупцией во всех сферах, куда она проникла: государственные закупки, образование, бизнес, медицина, космическая отрасль и другие.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно его положениям, коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

На основании Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" антикоррупционный механизм на территории РФ функционирует на основе принципов: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; гласность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, информационных, социально-экономических, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и частными лицами [1].

Содержание Федерального закона также определяет противодействие коррупции, под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, направленная на предупреждение коррупции, в том числе: выявление и устранение причин коррупции; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений; минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

На территории Российской Федерации действует утвержденный Указ Президента РФ «Национальный план противодействия коррупции».  В данном Указе определяется ответственность лиц, которые занимают посты в органах исполнительной власти.  Указ Президента РФ от 29.06.2018 №378 «Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы» во многом зависит иот судебной системы РФ. Судьи должны быть беспристрастны при рассмотрении дел и вынесении приговора, а также воздерживаться от коррупции. Любой из национальных планов акцентирован на антикоррупционном обучении государственных служащих.

Указ Президента РФ от 29.06.2018 №378 предусматривает стратегию избавления России от коррупции путем выполнения следующих целей:

  • тщательная проработка подходов к решению проблемы: запретов, ограничений и требований, предупреждающих возникновение коррупции;
  • улучшение мер по недопущению коррупции в области государственных закупок;
  • применение законодательства, направленного на уничтожение коррупции на всей территории государства, для обеспечения его эффективности;
  • отслеживание покупок на доходы, не имеющие законных оснований, совершенствование механизма их изъятия в пользу РФ;
  • обеспечение предоставления исчерпывающих сведений об операциях, связанных с доходами или тратами, об имуществе и обязательств по отношению к нему;
  • улучшение и использование мероприятий просветительского характера, воспитывающих нетерпимость к коррупционным схемам у госслужащих общества в целом;
  • совершенствование мер для искоренения коррупции в бизнесе и злоупотреблений должностными лицами служебным положением для препятствования предпринимательской деятельности;
  • организация системы правовых актов, служащих предупреждению коррупции, с целью актуализации и устранения несоответствий и белых пятен правового регулирования;
  • международное сотрудничество по вопросам борьбы с коррупцией;
  • повышение авторитетности РФ на мировой арене[4].

Таковы основные направления антикоррупционной работы, обозначенные Президентом РФ.

В содержании данного Указа таким государственным органам, как: Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Верховному Суду РФ, Счетной палате РФ, Центральному банку РФ, Центральной избирательной комиссии РФ поручено обеспечение процесса реализации мероприятий по противодействию коррупции на основании Национального плана и установлены сроки для их отчетности посредством доклада. В Национальном плане также дано указание для высших должностных лиц субъектов РФ и органам местной власти внести изменения в действующие региональные антикоррупционные программы и аналогичные программы государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Среди мер, которые утвердил Президент РФ — усовершенствование системы запретов, ограничений и требований, которые установлены для противодействия коррупции. Должны быть разработаны кабмином законопроекты и внесены в Госдуму, предусматривающие «распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции».

В инициативах правительства должны содержаться предложения по совершенствованию мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений и требований, которые установлены в целях противодействия коррупции.

Большая часть мер данного Указа предусматривает совершенствование законодательства относительно вопросов антикоррупционных мер, а также определение требований, ограничений и запретов по несоблюдению мер по противодействию коррупции. Посредством Указа определена необходимость в установлении ответственности за несоблюдение мер по противодействию коррупции и обстоятельств, определяющих ее отягощение либо смягчение. Кроме этого, Указом определена подготовка законопроекта по осуществлению контроля за расходами лиц, которые подозреваются либо обвиняются в коррупции и передачу их в государственный доход.

Также подлежат передаче подарки государственным служащих в доход государства, которые   вручены в качестве поощрения (награды)  в связи с положением либо занимаемой государственной должностью, что регламентируется содержанием  Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

Минтруд совместно с Генеральной прокуратурой должны осуществлять обзор практического применения законодательства РФ в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Действия Минтруда и Генеральной прокуратуры по обобщению практики регламентированы Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В содержании национального плана также определено, что при условии не подтвержденного приобретения посредством законных доходов имущество подлежит передачи в государственный доход [6].

При поступлении на государственную службу подаются сведения о собственных доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на праве собственности за прошедший год,  а также данные по своей супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка. Данные условия регулируются посредством Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Сведения должны быть поданы по установленной форме. Это определено Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ».

Стоит отметить, что имеются определенные ограничения. Так, федеральным законодательством определен запрет для государственных и муниципальных служащих на хранение денежных средств и ценностей в иностранных банках. Регламентация таких условий определена содержанием Федерального закона РФ от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»[2].

Каждый из государственных служащих по законодательству РФ в срок до 30 апреля ежегодно обязан представлять сведения о собственных доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на праве собстсвенности за прошедший год,  а также данные по своей супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка. Данные условия регламентированы содержанием федерального законодательства  №273 ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативно -правовыми актами, которыми осуществляется противодействие коррупции.

На основании федерального законодательства посредством №230 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности и иных лиц их доходам» и иными нормативно -правовыми актами РФ, лица, которые замещают должности и включены в перечень госслужащих в своих обязанностях имеют предоставление сведений о расходах как собственных, так и супруги (супруга) и  несовершеннолетнего ребенка. Они должны предоставить информацию о том, на какие средства осуществлена сделка при наличии приобретения недвижимости, земельного участка, транспорта, акций, ценных бумаг, при условии, что сумма превышает их общий доход за последние три года предшествующих момента данной сделки [3].

Все сведения должны быть поданы в соответствии с утвержденной формой справки. Такие сведения конфиденциальны, при условии, что законодательством не определено их отнесение к государственной тайне.

Согласно содержанию Указа Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», достоверность и полнота сведений проверяется органами и их представителями, которые ответственны в противодействии коррупции и осуществляют контроль за профилактикой коррупционных и иных правонарушений.  Данные сведения подлежат размещению посредством сети Интернет на сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Кроме этого, данные сведения должны быть опубликованы в СМИ, что регламентируется законодательством. К примеру, федеральные государственные службы размещают такую информацию на основании Указа Президента РФ от 08.07.2013 №613 «Вопросы противодействия коррупции» [5]. Отказ от предоставления государственным служащим либо дача им неполных либо недостоверных сведений определяется правонарушением. Такого рода правонарушение влечет увольнение данного государственного служащего. 

При наличии коррупционного правонарушения предусмотрены взыскания. Их разновидность и порядок применения регламентируется для гражданских госслужащих содержанием статей 59.1 -59.3 Федерального закона от 27.07.2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Порядок применения к государственным служащим других видов при наличии правонарушений регламентируется в соответствии с нормативно -правовыми актами данного вида государственной службы.

Национальным план предполагается наличие антикоррупционной просветительской и исследовательской работы. Антикоррупционное просвещение граждан РФ в научной сфере имеет государственную грантовую поддержку. В этих целях Минюст обязан проводить мониторинг и анализ деятельности действующих НКО.

Относительно государственных закупок в национальном план указано, что они подлежат общественному слушанию при сумме более 50 миллионов рублей, а муниципальные закупки должны подлежать общественному слушанию при сумме более 5 миллионов рублей.

Также в национальном плане определено рассмотрение возможности того, что в антикоррупционной экспертизе могут участвовать вузы и научные организации. Кроме этого, определена целесообразность запрета чиновникам на заключение государственных и муниципальных контрактов в субподрядчиками, которые являются их близкими родственниками.

Стоит отметить, что компетентным органом, осуществляющим разработку, принятие и контроль исполнения законов, обеспечивающих борьбу с нечестными чиновниками и государственными служащими, является Совет Федерации Федерального собрания РФ.

Распределением функций органов исполнительной власти на федеральном уровне занимается Правительство РФ.

Стоит также отметить, что план противодействия коррупции органа исполнительной власти (органа местногосамоуправления) утверждается руководителем соответствующего органа исполнительнойвласти (органа местного самоуправления).

Во вновь образованных (реорганизованных) органахисполнительной власти (органахместного самоуправления) план противодействия коррупции утверждается не позднее 3месяцев с момента их образования (реорганизации).

Корректировка плана противодействия коррупции производится по меренеобходимости.

Участниками планирования являются: руководитель органа исполнительной власти (органа местного самоуправления)ица, замещающие должности, включенные в перечень руководящих должностей,ответственных за реализацию мер по противодействию коррупции в пределах полномочийсоответствующих органов либо их структурных подразделений; руководитель подразделения по профилактикекоррупционных и иныхправонарушений (лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иныхправонарушений) органа исполнительной власти (органа местного самоуправления); руководители структурных подразделений органа исполнительной власти (органаместного самоуправления)ные лица.

План противодействия коррупции включает в себя перечень мероприятий, с указаниемпо каждому мероприятию срока исполнения мероприятия, лица (лиц), ответственных за егореализацию, и ожидаемый от реализации мероприятия результат. Мероприятиягруппируются по направлениям деятельности органа исполнительной власти (органаместного самоуправления) в сфере противодействия коррупции.

Предложения в план противодействия коррупции вносятся участниками планированияв письменной форме в порядке и сроки, определенные руководителем органаисполнительной власти (органа местного самоуправления).

На основе поступивших предложений формируется проект плана противодействиякоррупции на очередной период, который вносится для утверждения руководителю органаисполнительной власти (органа местного самоуправления) до начала планируемого периода.

Утвержденный план противодействия коррупции доводится до лиц, ответственных зареализацию мероприятий плана противодействия коррупции, в течение 10 рабочих дней содня его утверждения.

По мере необходимости, как правило, не реже одного раза в квартал, осуществляетсякорректировка плана противодействия коррупции.

Решение о корректировке плана противодействия коррупции принимается лицом, егоутвердившим, по мотивированному письменному предложению лиц, замещающихдолжности, включенные в перечень руководящих должностей, ответственных за реализациюмер по противодействию коррупции в пределах полномочий соответствующего органа либоего структурных подразделений, руководителя подразделения по профилактикекоррупционных и иных правонарушений.

Основными задачами мониторинга и контроля реализации плана противодействия коррупции являются: сбор, систематизация и обобщение информации. Основным документом, в котором отражаются результаты мониторинга и контроля реализации плана противодействия коррупции, является Отчет о реализации плана противодействия коррупции.

Для совместной реализации органами исполнительной власти задач Президентом РФ могут создаваться координационные группы, состоящие из представителей органов федерального, областного и других уровней. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Их задачей является передача данных о выявленных коррупционных действиях уполномоченным органам для их дальнейшей проверки и принятия законных решений в отношении лиц, совершивших эти действия.

В 2019 году лица, признанные на законных основаниях коррупционерами, несут ответственность, предусмотренную правом, вплоть до уголовной отношении физического лица, независимо от его гражданства, могут применяться действия, запрещающие ему работать в государственных структурах. Для юридических лиц, для которых шла подготовка и совершение противоправных действий, применима статья 19.28 КоАП РФ, запрещающая незаконно обогащаться посредством кооперации с юридическим лицом. Применяется административная ответственность к юридическим лицам за незаконное вовлечение в трудовую деятельность бывшего либо ныне работающего государственного служащего [7].Если физическое лицо понесло административную или уголовную ответственность за правонарушение, то это не отменяет ответственности юридического лица, причастного к делу. И наоборот.

Таким образом, делая вывод, отметим, что достижение целей государственной службы осуществляетсярегулированием ее границ, повышением статуса служащих, установлениемчетких квалификационных требований к должностям и показателямкритериев эффективности и результативности их труда, совершенствованиемметодов оценки и стимулирования и т.д. Таким образом, успешное решениезадач государственной гражданской службы достигается кадрами,выступающими в качестве главных звеньев системыоответственно, основным условием достижения целейгосударственной гражданской службы выступает формирование кадровогосостава, отвечающего целям и задачам государственных органов. Именно дляэтого предусмотрены правила отбора и приема на государственнуюгражданскую службу, конкурс на их замещение, аттестации кадров и т.дтим же целям отвечает и формирование кадрового резерва. Как основные направления по антикоррупционному воздействию определены нормы декларирования государственными служащими, органами исполнительной власти и судьями, борьба с коррупцией в области государственных закупок, налаживание более тесного контакта с зарубежными странами для сотрудничества в области противодействия коррупции, антикоррупционная пропаганда и т.д. К системным методам противодействия коррупции можно также отнести следующие - минимизация участия государства в экономикеаличие политической конкуренции, выносить проблему на всеобщее обозрение с помощью СМИ, открытость информации о деятельности органов власти и участие общественности.

При этом существует необходимость не только в соблюдении государственными и муниципальными служащими законодательных норм и нормативно – правовых актов, но и необходимость совершенствования законодательства РФ в целом.



Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный закон РФ от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // http://www.consultant.ru/
  4. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // http://www.consultant.ru/
  5. Указ Президента РФ от 08.07.2013 №613 «Вопросы противодействия коррупции» // http://www.consultant.ru/
  6. Абрамов Р.А., Мухаев Р.Т.Государственная антикоррупционная политика // - М.: - 2017. – 125с.
  7. Авакян Н.В. Коррупция как социально-политическое явление // Фундаментальные научные исследования. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 102-104.
  8. Гафурова А.Ш. Коррупция: понятие, ответственность и антикоррупционные мероприятия // Материалы VI Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 68-71.
  9. Крутиков В.К.Открытость структур государства и антикоррупционные мероприятия // Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. - 2017. С. 36-43.
  10. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. No 1 (25). С. 280-283.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: