» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Павловская Надежда Константиновна, студент магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: организация школьных музеев как форма внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе

Статья просмотрена: 523 раз

УДК 37.015.31:373.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Павловская Надежда Константиновна

Обучающаяся 1 курса направления подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, магистерской программы « Инновационные процессы и технологии в сфере начального образования» Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Евпатория, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрена форма внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе, такая как организация школьных музеев, которая включает в себя организацию выставок, конкурсов и домашнее рисование младших школьников. Применение данных форм внеклассной работы способствует формированию интереса младших школьников к занятиям изобразительным искусством, развитию их самостоятельности, ответственности и инициативности.

Ключевые слова. Внеклассная работа, изобразительное искусство, младший школьник, школьный музей, выставка, конкурс рисунков, домашнее рисование младших школьников.

 

Введение. Перед современной школой стоит задача в том, чтобы в каждом учащемся проявить активность, самостоятельность, творчество, а главное научить добывать знания самостоятельно и в последующем применять их в практической деятельности. Одной из активных форм учебно-воспитательного процесса, способствующей этому, является внеклассная работа, осуществляемая по всем школьным предметам. Представляя собой добровольную деятельность учащихся, внеклассная работа способствует развитию интереса к получению новых знаний по изобразительному искусству. Чувство свободы выбора при этом делает обучение и воспитание сознательным, продуктивным и более результативным, младшие школьники с ответственностью подходят к решению индивидуальных и коллективных задач, поставленных учителем.

Анализ исследований и публикаций. Проблеме изучения путей организации школьных музеев как формы внеклассной работы по изобразительному искусству уделяли внимание следующие методисты и практики: Е.С. Кондахчан, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова.

Цель статьи: рассмотреть организацию школьных музеев как форму внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Изложение основного материала. Внеклассная работа по изобразительному искусству предполагает использование разнообразных форм и методов, с целью увлеченности младших школьников творческой деятельность и развития их интереса к искусству. Поэтому целесообразно рассмотреть формы внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе, т.к. от их разнообразия зависит эффективность внеклассной деятельности.

В начальной школе внеклассная работа по изобразительного искусству включает в себя проведение бесед, лекций, организацию кружков и факультативов по рисунку, скульптуре, живописи, истории искусств, декоративно-прикладному искусству; проведение экскурсий в музеи, мастерские художников, на выставки; организацию школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и рисунков обучающихся), выходы на природу (в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения за явлениями природы, временами года и др., и зарисовок; оформление школы к различным праздникам. Широтой и многообразием содержания внеклассной работы обусловлено и многообразие ее форм. Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание.

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе может осуществляться посредством как регулярных (кружки, клубы, стенная печать), так и эпизодических мероприятий (выставки, викторины, олимпиады). Но при этом, – отмечает А.М. Никишов, – данные мероприятия проводятся не разобщенно, а включены в единую, четко планируемую систему внеклассной работы [1, с. 112]. Проведение эпизодических мероприятий в большинстве случаев вызывает у обучающихся временный интерес, который вызван к самому мероприятию, а не к предмету изобразительное искусство (занять почетное место в олимпиаде, принять участие в викторине и др.). Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Но проведение данных мероприятий необходимо с целью обогащения опыта младших школьников и возможности использования полученных ими знаний в дальнейшем, в самостоятельной деятельности. В связи с этим, организуется такая форма внеклассной работы как организация школьных музеев. 

«Большая работа, – как отмечает Н.М. Сокольникова, – проводится в школьных музеях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов для музея, в оформлении экспозиции, в проведении бесед, в музеях способствует развитию у учащихся интереса и любви к искусству, формированию у них эстетического вкуса» [3, с. 248].

Собирая материал для музея, младшие школьники соприкасаются с произведениями изобразительного искусства («Малая Третьяковка»), узнают историю их происхождения («История елочной игрушки»), способы выполнения, учатся видеть поэтическую выразительность. С организацией школьных музеев непосредственно связана другая форма внеклассной работы – походы, целью которых является изучение памятников архитектуры («Музей фотографии – архитектура родного города»), сбор произведений декоративно-прикладного искусства («Русские народные промыслы», «Игрушки наших родителей»). Такие музеи помогают ближе узнать искусство своего края («Наш земляк И.К. Айвазовский»), его особенности, традиции, увидеть красоту народного искусства. Младшие школьники принимают участие в проводимых в музее беседах, пополняют экспозицию теми экспонатами, которые, по их мнению, являются подходящими, учитель при этом советует, рекомендует как поступить лучше, что еще можно узнать о том или ином произведении.

В рамках музейной деятельности возможно проведение различных конкурсов и выставок. Обычно, экспонаты для выставок выполняются младшими школьниками самостоятельно дома. «Домашнее рисование учащихся и наблюдение за ним, – по мнению Н.Н. Ростовцева, – является особенно сложной формой внеклассного работы. Связано это с тем, что учителю необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма» [2, с. 222]. Просматривая самостоятельные работы обучающихся, учитель в нужном случае подскажет новую тему, пути решения возникших трудностей, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин всегда использовали натуру. Необходимо донести до младших школьников понимание того, что залог успеха в творческой работе – регулярное рисование с натуры. Проверка данных работ позволяет проследить за тем как развивается вкус ребенка, совершенствуются его способности и обогащается опыт.

Организация музеев способствует реализации одного из условий эффективности внеклассной работы по изобразительному искусству, которое заключается в привлечении родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Младшие школьники вместе с родителями и другими взрослыми могут собирать экспонаты для школьного музея искусства, советоваться в выполнении тех или иных работ. 

Заключение. Анализ проведенного исследования дает основание утверждать, что для успешной организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю необходимо использовать такую форму ка организация школьных музеев по изобразительному искусству, в которых обучающиеся имеют возможность самостоятельно организовывать свою деятельность, под руководством учителя. Также важно вести наблюдение за работами, выполненными по инициативе младших школьников самостоятельно или с родителями дома. Это будет способствовать развитию их интереса к изобразительному искусству.



Список литературы:

1.             Никишов, А.М. Организация воспитания школьников / А.М. Никишов. – Москва: Просвещение, 2002. – 240 с.

2.             Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – Москва: АГАР, 2000. –  251 с.

3.             Сокольникова, Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. / Н.М. Сокольникова. – Москва: Академия, 2013. – 336 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: