» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (40) 2020

Автор: Мартынова Галина Александровна , Студентка 5 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Арт-терапия как средство развития уровня творческого воображения старших дошкольников

Статья просмотрена: 45 раз
Дата публикации: 28.06.2020

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мартынова Галина Александровна

студент

научный руководитель: Шахмалова И.Ж.

ст.преподователь 

Северо-Восточный федеральный университет, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Воображение – огромная сила. Психологи доказали, что воображение тем или иным образом включено в творческую деятельность на разных этапах жизни. С его помощью человек живет в настоящем, может вернуться в прошлое, заглянуть в будущее. Воображение является двигателем науки, искусства, религии.

Ключевые слова: воображение, старшие дошкольники, арт-терапия, творество

 

В современном мире большое внимание уделяется подготовке молодого поколения не только к новым социально-экономическим условиям, но и к непрерывному образованию, креативности, мобильности. Современное общество ставит задачи в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, ориентирование на творчество, развитие творческого потенциала. Такие требования находят свое отражение на законодательном уровне. В ФЗ «Об образовании» (п. 1 ст. 34) содержится право детей на «развитие своих творческих способностей и интересов» [61].

Таким образом, проблема развития творческого воображения старших дошкольников средствами арт-терапии чрезвычайно актуальна для современной системы дошкольного образования.

Проблема развития творческого воображения старших дошкольников рассматривается в работах таких педагогов и психологов, как В.И. АндреВ.Н. Белкина, Е.П. Ильин, А.К. Болотова, Л.Б. Соловей, Б.С. Волков, О.О. Гонина, З.В. Диянова, Г.А. Урунтаева, Б.Р. Мандель, Н.Н. Палагина и других.

Основоположниками применения арт-терапии как психотерапевтической и педагогической технологии, исследование ее сущности проводилось такими зарубежными исследователями, как А. Хилл, Я. Морено, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу. Современные концепции методов и приемов арт-терапии рассматриваются в работах таких авторов, как А.И. Копытин, М.В. Киселева, Е.А. Медведева, К.А. Володина, Т.Ю. Колошина, А.В. Платонова и других.

Однако в приведенных исследованиях отсутствует систематизация методов и подходов к развитию творческого воображения средствами арт-терапии, включающей наиболее эффективные средства для детского творчества.

Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей проведено на базе МДОУ детский сад № 45 «Жаворонок» г. Нерюнгри, в подготовительной группе из 20 человек, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 5,5-6 лет.

Для диагностики были выбраны следующие методики:

  1. диагностика уровня изобразительного творческого воображения «Автомобиль без колес» О.А. Белобрыкиной [24, с. 970];
  2. диагностика уровня словесного творческого воображения «Придумай рассказ» Р.С. Немова [38, с. 83];
  3. диагностика нестандартного творческого воображения П. Торренса [23, с. 308];
  4. опросник креативности для родителей и педагогов (Ф. Татл, Л. Беккер) [22, с. 5-6].

Рассмотрим результаты первичной диагностики уровня развития творческого воображения:

1. Диагностика уровня изобразительного творческого воображения «Автомобиль без колес» О.А. Белобрыкиной .

Цель диагностики – определение уровня изобразительного творческого воображения старших дошкольников.

Диагностика проводилась в коллективной форме. В ходе проведения диагностики дошкольникам были предоставлены альбомы, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти и другие разнообразные средства рисования и поставлена задача: нарисовать несуществующий автомобиль, да еще и без колес. Рисование продолжалось 15 минут. После рисования воспитатель задавал вопросы по рисункам.

По результатам диагностики видно, что в обследуемой группе преобладают дети с низким уровнем изобразительного творческого воображения – 8 человек, что составляет 40% от всей группы. Из 8 человек у двоих рисунок вообще практически сделан не был – был изображен только контур автомобиля с обычными круглыми колесами, без раскрашивания и применения каких, один из детей вообще отказался рисовать.

7 человек из группы (35%) имеют средний уровень изобразительного творческого воображения. 4 человека (20%) из группы имеют высокий уровень изобразительного творческого воображения, причем 3 из них набрали 6 баллов, а один – 7 баллов: Один из детей (5%) имеет очень высокий уровень творческого воображения, проявляющегося в изобразительной деятельности.

2. Диагностика уровня словесного творческого воображения «Придумай рассказ» Р.С. Немова

Цель диагностики: изучение уровня словесного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В ходе индивидуальной диагностики ребенку было дано задание придумать рассказ, историю или сказку о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а история или сказка.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство участников группы имеют средний уровень словесного творческого воображения (60% от всей выборки).

Очень высокий уровень развития творческого воображения в словесной деятельности имеет один ребенок – в ходе диагностики девочка показала очень высокие результаты: меньше чем за 20 секунд она придумала трех героев и детально описала их, выдвинула сюжетную линию, не похожую на сюжет известных мультфильмов и сказок, проявила эмоциональность и жестикуляцию при рассказывании.

Двое детей из группы (10%) показали высокий уровень развития творческого воображения, причем один из детей не смог набрать наивысший результат только потому, что на придумывание рассказа ему потребовалось немного больше времени – 50 секунд. Другая девочка из этой группы смогла придумать рассказ за 45 секунд, с интересным сюжетом, четырьмя героями, эмоционально рассказывала его, но не смогла должным образом описать детали сюжета и размыто охарактеризовала всех героев.

Четверо детей из группы (20%) имеют средний уровень развития, они пересказывали знакомый сюжет, в рассказе присутствовало не более 2-3 персонажей и они не были детально описаны, хотя в большинстве случаев, рассказы были представлены участниками эмоционально.

Один из детей имеет очень низкий уровень развития словесного творческого воображения. Рассказ мальчик придумывал почти полторы минуты, рассказывал о двух персонажах известную историю, не дополняя деталями и поворотами сюжета, рассказывал тускло и не эмоционально.

3. Диагностика нестандартного творческого воображения П. Торренса

Цель диагностики: выявление способности к преобразованиям, ассоциированию, дивергентному мышлению, способности порождать и разрабатывать новые идеи, выдвигать нестандартные решения.

Детям было предложено выполнить два творческих задания по 5 минут каждое, форма проведения – индивидуальная.

Первое задание заключалось в придумывании интересных и необычных способов употребления картонной коробки.

Второе задание заключалось в придумывании причин и исхода ситуации «К облакам прикреплены веревки».

В соответствии с результатами диагностики, большинство детей – 70% группы имеют средний уровень нестандартного творческого мышления. Чаще всего дети выдвигали множество вариантов ответов, но при этом половина из них находились в одной-двух категориях. При этом дети незначительное внимание уделяли деталям, редко называли действительно оригинальные ответы.

Двое детей (10%) группы имеют высокий уровень нестандартного творческого воображения. К заданию они отнеслись ответственно, назвали примерно 8-9 ответов на каждое задание, причем ответы были разбиты на 4-6 категорий. Участники данной группы назвали по два ответа на каждое задание, отличающееся от ответов других участников, назвали и описали множество деталей.

Четверо детей (20%) группы имеют низкий уровень нестандартного творческого воображения. Они дали 1-2 ответа, однако чаще всего эти ответы находились в разных категориях, практически не называли оригинальных ответов, не описывали существенные детали.

4. Опросник креативности для родителей и педагогов Ф. Татла, Л. Беккера

Цель диагностики: изучение развития творческого воображения детей.

Результаты диагностики уровня креативности детей по оценке родителей практически совпадают с оценкой педагогов. Большинство детей в группе имеют средний уровень креативности (50%), по 5 детей (25%) имеют низкий и высокий уровень креативности. 

Таким образом, констатирующий эксперимент по исследованию творческого воображения детей подготовительной группы показал, что в целом уровень развития творческого воображения можно оценить как средний,  поэтому нами была разработана психолого - педагогическая программа «Творец сказки».

Цель программы: развитие творческого воображения детей старшего школьного возраста в контексте подготовки их к школьному обучению.

Задачи программы:

  1. развитие фантазии и воображения;
  2. развитие познавательной активности и познавательной потребности, любознательности;
  3. развитие беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления;
  4. развитие креативности и импровизации в речи и художественном творчестве;
  5. развитие умения придать эмоциональную окраску творческой деятельности.

Принципы программы:

  1. принцип открытости – предоставление ребенку возможности работать с открытыми творческими задачами, не имеющими единого правильного решения;
  2. принцип свободы выбора – постановка творческих заданий с учетом заложенной в них осознанной степени свободы, предоставление ребенку права выбора в любом управляющем или обучающем действии;
  3. принцип интеграции – развитие творческих и познавательных способностей ребенка в разных программных областях знаний;
  4. принцип обратной связи – пересечение одного творческого задания с другим, что позволяет педагогу контролировать степень освоения материала;
  5. принцип деятельности – отработка освоенных детьми мыслительных операций в практической творческой деятельности;
  6. принцип личной ориентации – комфортность, ориентированность на успех и мотивация успешности каждого воспитанника.

В программе применялись следующие психолого-педагогические методы:

  1. игротерапия
  2. сказкотерапия
  3. танцевальная терапия
  4. изотерапия

Психолого-педагогическая программа включает в себя 32 занятия по 30-40 минут, проводимых в групповой форме 2 раза в неделю.

Программа «Творец сказки» была направлена на повышение уровня развития творческого воображения и мышления, креативности, фантазии, а также придание творчеству эмоциональной окраски.

После апробирования программы «Творец сказки» был проведен контрольный этап диагностики уровня развития творческого воображения группы испытуемых.

1. Диагностика уровня изобразительного творческого воображения «Автомобиль без колес» О.А. Белобрыкиной .

Результаты диагностики уровня изобразительного творческого воображения в целом по группе дошкольников представлены на рисунке 1.

 

По результатам повторной диагностики видно, что после проведения психолого-педагогической программы «Творец сказки» в группе уровень творческого воображения в изобразительной деятельности значительно повысился. Доля детей с низким уровнем изобразительного творческого воображения до проведения программы составляла 40% (8 детей), после проведения программы дети с низким уровнем отсутствуют. Доля детей со средним уровнем творческого воображения в изобразительной деятельности выросла с 35% до 40%, доля детей с высоким уровнем – с 20% до 45%, с очень высоким уровнем – с 5% до 15%. Данные диагностики позволяют судить о высоком уровне эффективности психолого-педагогической работы по развитию творческого воображения. Качественный анализ рисунков показал, что дети стали изображать более интересные детали, отличающиеся оригинальностью цвета и линий, по сравнению с первоначальной диагностикой, показавшей преимущественно отсутствием фантазии.

2. Диагностика уровня словесного творческого воображения «Придумай рассказ» Р.С. Немова.

Результаты диагностики уровня словесного творческого воображения в целом по группе дошкольников до и после внедрения психолого-педагогической программы «Творец сказки» представлены на рисунке 2

 

Результаты повторной диагностики показывают высокую эффективность проведения программы: доля детей с очень высоким уровнем воображения с 5% увеличилась до 10%, доля детей с высоким уровнем повысилась с 10% до 20%, доля детей со средним уровнем словесного творческого воображения выросла с 60% до 70%. Дети с низким и очень низким уровнем творческого воображения при вторичном проведении диагностики отсутствовали. По наблюдению также было отмечено, что детям намного легче давалось задание, чем при первичной диагностике, дети не только с легкостью придумывали сюжет, но и описывали его оригинальными словесными оборотами, используя сложные речевые обороты. Скорость выполнения задания также увеличилась.

3. Диагностика нестандартного творческого воображения П. Торренса .

Результаты диагностики уровня нестандартного творческого воображения в целом по группе дошкольников до и после проведения программы «Творец сказки» представлены на рисунке 3.

 

По результатам диагностики видно, что средний уровень нестандартного (креативного) творческого воображения в группе испытуемых после внедрения программы «Творец сказки» значительно повысился. До внедрения программы количество детей с низким уровнем нестандартного творческого воображения был 20%, после проведения программы – составил 5%, количество детей с высоким уровнем нестандартного творческого воображения вырос с 10% до 40%. Количество детей со средним уровнем снизилось с 70% до 55%. Наблюдение за детьми в процессе диагностики показало, что дети стали более внимательно относиться к заданию, называли оригинальные ответы, из разных категорий, описывали все четко и в деталях.

4. Опросник креативности для родителей и педагогов Ф. Татла, Л. Беккера .

Результаты диагностики уровня креативности в целом по группе дошкольников после проведения программы «Творец сказки» представлены на рисунке 4.

 

Результаты диагностики показывают рост уровня креативности детей по оценке родителей и педагогов после внедрения программы «Творец сказки». Доля детей с высоким уровнем креативности выросла с 25% до 55%, доля детей со средним уровнем креативности снизилась с 50% до 45%, дети с низким уровнем креативности отсутствуют.

В результате повторной диагностики были выявлены положительные изменения: выросло количество детей с высоким уровнем творческого воображения в изобразительной и словесной деятельности, выросла креативность творческого мышления, дети с низким уровнем развития творческого воображения после проведения программы практически отсутствуют. Таким образом, программа «Творец сказки» позволила улучшить уровень развития творческого воображения в группе испытуемых.



Список литературы:

  1. Зиньковская В. И. Диагностика творческих способностей детей : методическая разработка. – СПб. : ЦМХИ «Эдельвейс», 2014. – 7 с.
  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
  3. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. - № 23. – С. 969-972.
  4. Немов Р. С. Психологический словарь. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция от 03.08.2018 г.).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: