» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (40) 2020

Автор: Кочергина Виолетта Николаевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Развитие свойств внимания у первоклассников посредством психолого-педагогических методов

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 28.06.2020

РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Кочергина Виолетта Николаевна

Шахмалова И.Ж.

студент

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова", г. Нерюнгри

 

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы по исследованию и развитию основных свойств внимания у первоклассников посредством психолого-педагогических методов, т.к. начало обучения в школе – это один из самых серьезных моментов в жизни каждого ребенка. От того, как начнется его учебная деятельность и в какой образовательной системе он окажется, во многом зависит успешность и самореализация личности в будущем.

На современном этапе развития образования наиболее острой становится проблема развития произвольного внимания и его свойств у детей при поступлении в школу. Проблема развития внимания актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека, его поведения в целом. Он играет очень важную роль в усвоении учебного материала, а начало учебной деятельности – сильнейший стимул для развития внимания.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания школьника.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта.  В соответствии с ФГОС к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: «личностные, метапредметные (освоение обучающимися универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных)  и  предметные результаты» [9].

Таким образом, достичь хороших результатов в учебе при переходе на ФГОС можно только при хорошем развитии уровня внимания и его свойств.

Ключевые слова: психология, свойства внимания, особенности,  развитие, дети первого класса, методы, приемы,  объем, концентрация, устойчивость,  распределение, избирательность,  диагностика, психолого-педагогическая программа, исследование.

 

Проблемой развития свойств внимания  у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В результате исследований выдающихся отечественных психологов были раскрыты особенности внимания младших школьников.

На современном этапе  системы образования, развитием свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались Крупник И. В., Румянцева А. Л., Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н., которые в своих статьях рассматривают вопросы влияния  свойств внимания на успеваемость младших школьников. Современный  отечественный психолог В.И. Страхов, занимающийся проблемами внимания, изучая существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

 Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, не ослабляя внимание. По мнению П. Я. Гальперина:   «Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания» [3, с. 169-175].

Таким образом, изучая теоретические основы развития  внимания можно увидеть, что большинство исследователей отмечают:  внимание - это сосредоточенность и направленность сознания на объекте или действии. Это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство ученых подчеркивают, что высокий уровень развития основных свойств внимания обеспечивает эффективность всех познавательных процессов, а, следовательно, успешность как в учении, так и в трудовой деятельности. 

В младшем школьном возрасте ребенок испытывает трудности в обучении именно из-за неумения управлять вниманием, его несформированности. Внимание первоклассника характеризуется малой устойчивостью (7-12 минут), малым объемом (3-4 предмета), слабым распределением и неразвитой переключаемостью, которая начинает улучшаться с 7 до 8 лет, преобладанием непроизвольного внимания.  Концентрация кратковременная и нестойкая.  Но при этом в первом классе начинают значительно развиваться основные свойства внимания по сравнению с дошкольным возрастом. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. Обычно в 1 классе через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Необходимо с детьми этого возраста чередовать виды работ.

Для того, чтобы определить какие методы и приемы по развитию свойств внимания используют современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

Методы:

  1. наблюдение (И.В. Казанцева, г. Челябинск; О.В.Кокарева, г.Якутск; Н.Н.Омельченко, п. Усть-Нера; В. В. Фомченко, г.Челябинск; С.Ф.Лаврентьева , г.Саранск);
  2. беседа (Т. В. Логинова г. Кызыл; С.В.Александрова, г.Киров; Т.А.Луговых г. Волгоград; О. А.Шилова , г.Барнаул);
  3. игротерапия (Т.А.Луговых г. Волгоград; С.В.Александрова, г.Киров;Т.В. Логинова; г. Кызыл;О. А. Шилова, г. Барнаул; Н. Н. Омельченко, п. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия); Ю.А.Жарикова, г.Байконур; О.В. Шугурова г. Балаково; В.В.Фомченко, г.Челябинск; Л.Л. Кислова, г.Таганрог; А.М.Селезнева, г.Саратов);
  4. эксперимент (Ю.А.Жарикова, г.Байконур);
  5. наглядные методы обучения (С.Ф.Лаврентьева, г. Саранск; М.А.Строчкова, г. Челябинск);
  6. методика «Колечки» (Т.А.Луговых, г. Волгоград)

Приемы работы:

  1. игровые упражнения (О.В. Кокарева, г. Якутск; С.В.Александрова,г.Киров; Л.Л. Кислова, г.Таганрог; О.А.Шилова, г.Барнаул);
  2. комментированное письмо (А.М.Селезнева, г.Саратов; Т.В.Логинова, г. Кызыл; С.В.Александрова, г.Киров; В.В. Фомченко г.Челябинск;Н.Н.Омельченко, п. Усть-Нера, Республики Саха (Якутии));
  3. словарный диктант с комментированием (Чапогир Л.С., Оконешникова А.В. г.Якутск; В.В. Фомченко г.Челябинск; );
  4. корректурные упражнения (И.В. Казанцева, г. Челябинск; С.Ф.Лаврентьева, г. Саранск);
  5. чтение с помехой (С.В.Александрова,г.Киров;В.В. Фомченко г.Челябинск;Т.В.Логинова, г. Кызыл);
  6. Графические диктанты (Ю.А.Жарикова, г.Байконур; О.В.Шугурова, г. Балаково; М.А.Строчкова, г. Челябинск);

Проведя анализ опыта работы педагогов, психологов, учителей РФ и РС (Я), можно сделать выводы: для развития свойств внимания у детей 1 класса, педагоги-психологи, учителя в своей работе используют разнообразные методы и приемы, такие как: наблюдение, беседа, игротерапия, метод наглядности, эксперимент, игровые приемы и  корректурные упражнения, письмо с комментированием. Такая система методов, форм и  технологий по организации внимания первоклассников, применяемая педагогами-психологами, способствует формированию и развитию свойств внимания.

В 1 классе у ребенка начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Поэтому в этот момент актуально изучение внимания  и его свойств.

Чтобы в полном объеме исследовать внимание у первоклассников, необходим подходящий комплекс методик. Именно он позволит изучить и исследовать все свойства внимания. Исследования каждого свойства внимания можно проводить с помощью следующих методик:  

  1. методика «Кольца Ландольта» (Э.Ландольт) [6];
  2. методика «Треугольники (Екатерина Дадонова) [37];
  3. методика «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов) [1];
  4. методика «Найди и вычеркни» (Т. Д. Марцинкевич)[9];
  5. методика «Корректурная проба» (С. Я. Рубинштейн) (буквенный вариант[11];

Методика «Кольца Ландольта», автора Э. Ландольта, помогает исследовать распределение внимания младших школьников.

Для определения переключаемости  внимания можно использовать методику «Треугольники (Екатерина Дадонова). Чтобы выявить уровень устойчивости внимания, нужно использовать  методику «Найди и вычеркни» (Т. Д. Марцинкевич).

Методика «Запомни и расставь точки», в интерпретации отечественного психолога  В.Богомолова,  предназначена для оценки объема внимания ребенка.

Для исследования концентрации внимания хорошо использовать методику корректурной пробы, предложенную Бурдоном, в интерпретации отчественного психолога С. Я.Рубинштейна, она состоит из нескольких вариантов (букв, цифр, фигур, газетных текстов).

Подобранный психодиагностический пакет позволил нам изучить все свойства внимания  детей первого класса. Результаты исследования выявили особенности развития свойств внимания у первоклассников и показали, что  недостаточно сформированы практически все свойства внимания. Почти 65% испытуемым не удалось продемонстрировать высокие показатели своей работы по распределению внимания – это самый низкий показателей из всех показателей диагностики развития свойств внимания. 55% обследованных показали низкий и средний уровни развития по переключению и объему внимания. Самые высокие показатели составили по критерию «Концентрация внимания» - 85% высокого уровня от всех исследованных. На основе проведенных исследований и анализа  полученных данных, была составлена психолого-педагогическая программа «Будь внимателен!», направленная на корректировку и развитие  свойств внимания первоклассников. 

При составлении программы мы основывались на материалы работ: «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы» (Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н.) [1];«Комплекс заданий по развитию внимания младшего школьника» (Бородина С. А.) [3] и «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников» (Старадубцева И. В., Завьялова Т. Л.) [7].

Цель программы: повышение уровня развития свойств внимания  у обучающихся 1 класса.

Задачи программы:

  1. с помощью развивающих игр и методик совершенствовать все свойства внимания. Формировать волевые качества личности;
  2. развивать концентрированное и устойчивое внимание, увеличивать его объем. Усилить способность к распределению и переключению внимания;
  3. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, самоконтроль.

Методы:

  1. игровая деятельность (развивающие, подвижные и дидактические игры);
  2. метод наглядности;
  3. специальные тренировочные упражнения;
  4. использование технических средств обучения (компьютер, проектор);
  5. предметно-практическая деятельность;
  6. продуктивная деятельность.

Приемы, направленные на развитие свойств внимания:

  1. словарный диктант с комментированием;
  2. обнаружение ошибок в тексте;
  3. чтение с помехой;
  4. счет с помехой.

Основные принципы, на которые опирается программа (С. А. Бородина):

«1) принцип единства диагностики и коррекции;

2) принцип коррекционно-развивающей направленности процесса;

3) принцип комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья;

4) принцип самоутверждения и самореализации детей» [3].

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

Участники: обучающиеся 1 класса. Группа 20 человек.Количество занятий 30 по 20-25 минут.

Срок реализации: 2 раза в неделю.

Формы работы: индивидуальная, групповая, ориентированная на детей младшего школьного возраста.

Содержание программы «Будь внимателен!»

  1. ритуал приветствия;
  2. игры и упражнения, направленные на развитие распределения, объема, переключаемости, концентрации и устойчивости внимания;
  3. психогимнастическое упражнение;
  4. ритуал прощания;

Этапы проведения коррекционной работы:

  1. Ориентировочный этап – дает возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
  2. Коррекционно-развивающий этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.
  3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов.

Каждое занятие посвящено развитию основных свойств внимания: распределения, устойчивости, концентрации, а также развитию других психических процессов, связанных с вниманием: мышления, памяти (зрительной, слуховой), общения.

Занятия начинаются с ритуала приветствия, в который входят вопросы о том, с каким настроением дети сегодня пришли, что интересного произошло с ними за последнее время и заканчивается ритуалом прощания.

Ритуал приветствия необходим для выявления настроения участников группы, объяснения условий проведения занятия и ожидаемых результатов занятия. Игры и упражнения,  используемые в эксперименте, направлены на развитие всех свойств внимания, в том числе и его произвольности. Психогимнастическое упражнение способствует восстановлению дыхания, улучшению психического состояния, создает приятную, спокойную атмосферу на занятии. Ритуал прощания помогает участникам увидеть свои достижения и наметить дальнейшую работу по улучшению качеств внимания.

За основу развития свойств внимания младших школьников можно взять комплекс заданий Бородиной С. А., которая считает, что: «существуют определенные виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания  в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста» [3].

После  реализации коррекционно-развивающий программы была проведена повторная диагностика свойств внимания у первоклассников по аналогичным методикам.

Рис. 1. Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе по методике изучения распределения внимания «Кольца Ландольта» (май, 2020 год)

 После проведения коррекционно-развивающих занятий уровень распределения внимания повысился с 10% до 25%, т.е. уже 5 детей имеют высокий уровень распределения внимания. На 5% повысился и средний уровень распределения внимания. Таким образом, увеличилось количество детей, которые могут удерживать во внимании несколько объектов одновременно.

Рис. 2. Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе по методике изучения переключения внимания «Треугольники»  (май, 2020 год)

Можно увидеть, что уровень переключения внимания повысился с 45% до 55%. 11 детей  имеют высокий уровень переключаемости внимания. 40%  (8 детей), как и при первичной диагностике, показали средний уровень. Таким образом, увеличилось количество детей, которые могут совершать сознательный переход от одного объекта к другому.

Рис. 3. Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе по методике изучения объема внимания «Запомни и расставь точки» (май, 2020 год)

Таким образом, надо отметить, что 35% (7 детей) имеют стабильный очень высокий уровень объема внимания, как и при первичной диагностике. При этом объем внимания повысился с 20% до 25%, т.е. 5 детей показали высокий уровень развития объема внимания. Повысился и средний показатель уровня объема внимания с 25% до 30% (6 детей).

Рис. 4. Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе по методике изучения устойчивости и продуктивности внимания «Найди и вычеркни» (май, 2020 год)

Таким образом, можно увидеть, что 70% (14 детей)  показали высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания, как на констатирующем, так и на контрольном этапах эксперимента, на 10% повысился и средний уровень развития устойчивости и продуктивности внимания.

Рис. 5. Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе по методике изучения концентрации  внимания «Корректурная проба» (май, 2020 год)

Рассматривая результаты данной диагностики, можно увидеть, что уровень концентрации внимания увеличился на 10% (15 детей) показали высокий уровень развития концентрации внимания. Таким образом, увеличилось количество детей, которые могут концентрировать свое внимание на определенном объекте. О положительной динамике свидетельствует также уменьшение количества детей с низким уровнем концентрации внимания.

Проверяя значимость показателей данных диагностик, рассчитанной с помощью критерия Вилкоксона, можно сделать вывод, что при , то есть оценка уровня свойств внимания является статистически значимой со степенью вероятности 1%.

Анализ результатов диагностических методик, использованных в программе, показал, что разработанная и апробированная коррекционно-развивающая программа подтвердила свою эффективность. По результатам повторной диагностики можно сделать вывод, что программа «Будь внимателен!», составленная с учетом выявленного первоначального уровня развития свойств внимания, помогла повысить и развить свойства внимания. По результатам наблюдений, у детей улучшилось произвольное внимание, они стали усидчивее и терпеливее. Можно отметить и то, что у детей формируются волевые качества и самоконтроль.

Таким образом, изучив особенности развития внимания детей 1 класса, возрастная особенность которого слабость произвольного внимания, из-за чего первоклассникам трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них работе, требующей умственного труда, пришла к выводу, что в учебный процесс необходимо включать игры и упражнения на формирование свойств внимания. 

Нужно отметить, что особую актуальность приобретает внедрение в педагогический процесс психологической помощи тем детям, которые испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения из-за нарушения внимания или отдельных его свойств.

В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития свойств внимания у детей первого года обучения в школе.

Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию свойств внимания, а также методы и приемы работы с детьми. Составлена психолого-педагогическая программа «Будь внимателен!», основанная на таких методах, как игра, предметно-практическая и продуктивная деятельность, специальных тренировочных упражнений,  наглядности, «Волшебные квадраты», корректурная проба, графических диктантов, использование технических средств обучения и способствующая развитию основных свойств внимания у детей 1 класса. Подобраны методы, приемы и методики, на которые педагог может опираться, изучая и корректируя внимание ребенка.



Список литературы:

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения: учеб.пособие. – 6-е изд. – М. : Ось, 2009. – 272 с.
  2. Богомолов В. А. Тестирование детей. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 38 с.
  3. Бородина С. А. комплекс заданий по развитию внимания младшего школьника. Образовательный портал экстернат. РФ. - 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ext.spb.ru/site/6445-2014-11-14-14-15-05.pdf
  4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1987. – 447 с.
  5. Гальперин П. Я., Кабылицкая С. Л. Альманах психологических тестов. – М. : Просвещение, 1995. - 119 с.
  6. Диагностика познавательных способностей / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Альма Матер, 2009. - 331 с.
  7. Завьялова Т. Л., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М. :Аркти, 2008. - 56 с.
  8. Лурия А. Р. Внимание и память. – М. : Наука, 1975. - 302 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика :Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. ; Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
  10. Румянцева А. Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
  11. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования // Министерство образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309. Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/8034


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: