» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020

Автор: Садкова Мария Александровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Системно-деятельностный подход на уроках математики

Статья просмотрена: 178 раз
Дата публикации: 14.09.2020

В современной российской школе главная цель – это разностороннее развитие личности с новым уровнем мышления, поведения и мотивации. В сознании общества происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы [2, с. 113]. Школьное образование направлено на развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Ценным являются не просто знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, видоизменять, или стараться создавать новую. Всё это является результатами деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения [1, c.73].

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно - деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий [4, с. 15]. Известный немецкий педагог, деятель народного образования А. Дистервег в своих трудах писал: «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…»

Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует плодотворному, успешному обучению младших школьников. У учащихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно - методическому комплекту.
Пример урока с использованием системно - деятельностного подхода.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Сантиметр и метр”.

Цель: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;

I. Организационный момент:

·                     включение в деловой ритм;

·                     эмоциональный настрой на работу;

·                     что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей).

II. Актуализация знаний:

1. Решение логической задачи.

- Настя не выше Маши и Катя. Катя не самая высокая. Где Катя, где Настя, где Маша?

2. Организация беседы, которая выявит представления детей о см и дм как единицах измерения:

- Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете?

- Как соотносятся см и дм?

- Длину каких предметов  удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)

3. Организация практической работы в парах (с использованием ученической линейки):

- Измерьте длину своего карандаша в сантиметрах и запишите в тетрадь.

- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах?

- Измерьте ширину крышки парты в см, переведи в дм и запишите в тетрадь.

III. Моделирование проблемной ситуации:

1. Учитель от имени Мишутки предлагает измерить при помощи ученической линейки классную комнату.

- С какими затруднениями вы столкнулись?

Учащиеся делают вывод о необходимости более крупной единицы измерения длины и  соответствующем приборе измерения.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

1. Учитель организует практическую работу с учащимися  с целью выявления новой единицы измерения «метр» и соотношений дм и м.

Изготовление в группах «рулетки», длиной 1 м, из 10 отрезков по 10 см.

2. Повторное измерение классной комнаты.

3. Формулирование выводов с помощью учителя.

- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?

 4. Составление совместно с учащимися таблицы соотношений мер длины.

Организация беседы, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины.

- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?

- Кто-нибудь из вас знает, с помощью, каких приборов можно измерить эти расстояния?

V. Этап включения в систему знаний и повторения:

1. Организация самостоятельной работы учащихся  по карточкам с разным уровнем сложности. 

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке:

Рефлексия детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Принцип системно – деятельностного подхода можно выразить в высказывания Е. Полат: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС НОО. В рамках стандартов второго поколения используется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие талантов и способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности ее к жизни в современном мире.

 



Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. – 162 с.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
  3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 34 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: