» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Рыжикова Елена Юрьевна, аспирант кафедры «Маркетинга и предпринимательства»
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Становление инновационной системы региона: состояние и проблемы

Статья просмотрена: 220 раз

СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Рыжикова Елена Юрьевна

аспирант кафедры

«Маркетинга и предпринимательства»

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел,

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам инновационного становления региона и создания региональных инновационных систем. Конкурентоспособность национальной инновационной системы, ее полноценное функционирование сильно находится в зависимости от усиления инновационных процессов в определенных регионах. Практика развитых стран указывает на то, что стабильность экономического пространства и региональная инновационная политика страны во многом ориентируется действенными региональными системами в инновационном пространстве.

Ключевые слова: инновационное развитие, оценка инновационной активности региона, региональная инновационная система

 

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества [6].

Важнейшим приоритетом современного этапа развития любой экономической системы является инновационная деятельность. Генерация новых идей, развитие высоких технологий и многие другие факторы определяют социальное и экономическое развитие стран, а также уровень их благосостояния [4].

В 2011 г. в России была утверждена "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации, одним из приоритетов является стимулирование инновационного развития на региональном уровне. В Стратегии предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед страной вызовы и угрозы в сфере инновационного развития. Одной из важнейших долгосрочных задач России остается укрепление инновационной составляющей своего экономического развития, переход к экономике инновационного типа - единственный способ восстановления и развития экономического потенциала России, которой позволит обеспечить достойное качество жизни людей, благополучие общества и экономическую безопасность страны [10;11].

15 августа 2016 года на пресс-конференции в штаб-квартире ООН был представлен доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий данные сопоставительного анализа инновационных систем 128 стран. Согласно представленному докладу Россия заняла 43 место, улучшив позиции на 5 строк относительно 2015 года.

Таблица 1. Динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014–2016 гг. [14].

 

ГИИ 

Ресурсы инноваций

Результаты инноваций

Эффективность инноваций

2016

43

44

47

69

2015

48

52

49

60

2014

49

56

45

49

Россия стабильно улучшает свои позиции по субиндексу ресурсов инноваций, но по эффективности инновационной деятельности позиции страны заметно слабее (69-е место), что отражает недостаточно эффективную реализацию имеющегося инновационного потенциала.

России следует сконцентрировать основные усилия на стимулировании научных исследований и инноваций, а также осуществить переход к современной экономике, основанной на знаниях. Страна расходует на новые технологии и инновации меньше, чем другие лидирующие европейские государства. 

Во всех странах, где идут процессы перехода в постиндустриальное информационное общество, структурные изменения происходили не сразу и не одновременно на всей территории, а сначала - в регионах, наиболее подготовленных к перестройке [1]. В США такими районами являлись, прежде всего, Силиконовая долина (окрестности Сан-Франциско) и район Шоссе 128 (г. Бостон и территории, прилегающие к нему с северо-востока). В Японии аналогичные сдвиги происходили в промышленном поясе Токио — Осака: во Франции — в департаменте Ильде-Франс, основную часть которого составляет Большой Париж; в Великобритании - в «коридорах» Лондон-Ливерпуль и Эдинбург-Глазго; в КНР - на территории прибрежных свободных экономических зон и т.д. Такие места сосредоточения высоких технологий демонстрировали быстрый рост промышленного производства, занятости, уровня жизни, резко контрастируя с регионами приходивших в упадок традиционных отраслей, где возникали массовая безработица и другие кризисные явления [9]. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, необходимо выбрать адекватные нынешней ситуации, применимы к российской специфике.

В настоящее время правительство РФ и регионы работают на повышение инвестиционного климата и повышение позиций в интернациональных рейтингах привлекательности бизнеса. В условиях масштабного финансового и демографического упада объем доступного человеческого и финансового капитала сокращается. Территории вынуждены конкурировать за ресурсы. Одерживает вверх тот, кто находит свое место в новом мире. Маркетинг территории - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании и инвестициях которых заинтересована территория. Многие города и регионы за рубежом удачно используют этот инструмент в течение долгого времени. Российские города и регионы стараются не отставать от зарубежных конкурентов и приступают к маркетинговым программам [8].

С целью поддержания региональной инновационной системы необходимо эффективное использование рыночных и других возможностей в области инноваций. Следует осуществлять комплексную работу по ликвидации недостатков в области инновационной системы, включая определение приоритетных направлений в области инновационного развития, рыночные исследования, механизмов мониторинга и оценки инновационной деятельности, продвижение организации в сфере инновационных продуктов, создание инфраструктуры инвестиционной площадки для развития инноваций, обеспечение широкого доступа и распространения информационно-коммуникационных технологий.

Каждая территория нашей страны располагает некоторым потенциалом, который в свою очередь может наделять её определенными конкурентными преимуществами. Это могут быть различные факторы рекреационные, финансовые, географические, транспортные, полезные ископаемые, статусные (столица), культурно-исторические, туристические и т.п. Факторы имеют различную степень переплетения и дополнения и могут в различных комбинациях быть представлены в регионе. Данный потенциал может напрямую представлять определенный интерес у потенциальных инвесторов. Создание условий для экономического роста и развития территории является рычагом для повышения уровня жизни населения, а как следствие формированию платежеспособного спроса, способствующего развитию территории, повышению её конкурентоспособности и привлекательности для инвестиций [13].

Анализ и учет инновационного потенциала в регионе являются главными компонентами процесса анализа инвестиционной деятельности в регионе. Инновационная система призвана гарантировать стремительное развитие высокотехнологичных отраслей, включая высокотехнологичный экспорт. Результат инновационного развития зависит от уровня развития науки и образования в регионе. Развитая инновационная система региона будет способствовать улучшению качества жизни и росту конкурентоспособности экономики.

Оценка инновационного потенциала может производиться на основе таких показателей, как: удельный вес числа организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем числе предприятий и организаций; социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал субъекта РФ, инновационная деятельность в РФ и качество региональной инновационной политики, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации; число использованных передовых производственных технологий на 10000 предприятий; затраты на технологические инновации (% к ВРП); число созданных передовых производственных технологий; объем инновационных товаров (работ, услуг); инвестиции в основной капитал на одного занятого в экономике [5].

В 2016 году на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены итоги Национального инвестиционного рейтинга первой 20-ки субъектов РФ, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Национальный инвестиционный рейтинг субъектов РФ.

Регион

Место
в рейтинге
2016

Место
в рейтинге
2015

Изменение
позиции
2015-2016

Республика Татарстан

1

1

0

Белгородская область

2

3

1

Калужская область

3

2

-1

Тульская область

4

10

6

Тюменская область

5

15

10

Чувашская Республика

6

9

3

Краснодарский край

7

7

0

Владимирская область

8

18

10

Ханты-Мансийский АО

9

12

3

Москва

10

13

3

Ульяновская область

11

5

-6

Томская область

12

23

11

Орловская область

13

27

14

Чеченская Республика

14

17

3

Кировская область

15

25

10

Липецкая область

16

34

18

Республика Мордовия

17

24

7

Ямало-Ненецкий АО

18

16

-2

Тамбовская область

19

4

-15

Республика Башкортостан

20

40

20

Источник: составлено автором по материалам [7].

Национальный инвестиционный рейтинг позволяет бизнесменам, инвесторам сравнить условия ведения бизнеса в том или ином регионе, узнать разные успешные практики по устранению административных барьеров в работе с инвесторами, принятию местных законов и созданию институтов развития в целях широкого распространения и внедрения этого опыта в другие регионы.

Среди регионов России можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов, согласно инвестиционного рейтинга, в число лидеров входят: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Тульская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Краснодарский край, Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Ульяновская область, Томская область, Орловская область, Чеченская Республика, Кировская область, Липецкая область, Республика Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тамбовская область, Республика Башкортостан. Существенно продвинулись вверх по рейтингу Тульская, Томская, Орловская, Кировская, Липецкая области и Республика Башкортостан. Впервые в десятку регионов - лидеров рейтинга вошли Тюменская и Владимирская области, Ханты-Мансийский автономный округ и город Москва. Тем не менее, несмотря на инновационные успехи, регионы в должной степени, не поощряются государственной поддержки, нацеленную на стимулирование инновационного развития, наличие социально-экономических условий для внедрения инноваций.

В ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов располагаются 25 инновационных территориальных кластеров, перечень которых был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации в августе 2012 г. Указанные кластеры, непосредственно осуществляют деятельность по следующим направлениям технологической специализации: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника» [8].

В РФ имеется хорошая дискуссионная площадка в области инноваций – форум «Открытые инновации» – самое крупное в России и одно из самых масштабных в мире мероприятий, показывающее основные тенденции и ключевые достижения в инновационных сферах экономики. Задачами, которого - ознакомить лично представителей бизнеса, науки, власти, мировой и Российской общественности с результатами развития передовых технологий и трендов, чтобы обеспечить взаимосвязь между предпринимателями и на рынках, капитал, клиентов, партнеров, экспертов и создание надежных взаимоотношений, основанных на доверии, при активном участии партнеров из стран БРИКС и G20 [12].

Российская Федерация обладает необходимыми ресурсами, создавая условия для людей, у которых есть денежные средства, и людей, у которых есть идеи, которые могли встречаться сотрудничать и реализовывая новые инновационные проекты. Национальная инновационная система формируется общими усилиями государства, бизнеса и научной среды.

Государство создает условия работы системы, во многом создает мотивационную основу деятельности ее компонентов, а также выступает в качестве катализатора в рамках национальной инновационной системы и партнера, снижая инновационные риски.

На современном этапе развития нашей страны в современной экономике значимость регионов как субъектов экономической деятельности постоянно увеличивается. Перемены в экономике, которые сопровождались уменьшением объемов промышленного производства, упадом жизненного уровня населения, снижением эффективности национальной экономики напрямую повлияли на экономическое пространство регионов, экономическую систему [2].

К мероприятиям по совершенствованию инновационного развития региона необходимо отнеси следующее:

- увеличение качества производимой продукции, услуг и развитие новых видов конкурентоспособной продукции, услуг на глобальном уровне будет способствовать расширению возможностей региональных предприятий различных отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках;

- формирование региональной инновационной политики которая должна быть ориентирована на поддержание и возобновление экономики региона, постоянное формирование научно-технического потенциала и создание необходимых условий для инновационной деятельности;

- создание и поддержка региональных инновационных программ и проектов, которые будут стабильно способствовать росту социально-экономического развития региона и страны в целом;

- связь исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

- инновационные разработки и проекты, поощрение изобретательской деятельности обязаны, становится приоритетным направлением научно-исследовательской работы;

- развитие условий с целью активного привлечения инвестиционных отечественных и зарубежных ресурсов в инновационную сферу, по совершенствованию законодательной и нормативной базы, благоприятной для формирования инновационной деятельности;

- увеличение ориентированности регионального заказа на научную, научно- техническую и инновационную продукцию, решение проблем регионального значения;

- привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников с целью осуществления научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения;

- создание условий для подготовки и переподготовки сотрудников в области инновационного менеджмента;

- формирование технополисов, непосредственно, состоящий из вузов, конструкторских бюро, венчурных и инновационных компаний, банков, промышленных предприятий, организующих производство на основе нововведений.

Российской Федерации нужна активная поддержка инноваций в государственном масштабе через инструменты Федеральной политики, институты развития, финансовую поддержку, налоговое и техническое регулирование должна быть дополнена региональным уровнем. Помимо всего прочего, следует создать систему финансирования НИОКР за счет грантов от клиентов, направленных на внедрение и распространение инноваций. Вместе с тем, следует, стимулировать региональных потенциальных пользователей инноваций для их более интенсивного внедрения.

Реализация всех вышеуказанных мер позволит создать благоприятную внутреннюю среду, которая станет движущей силой развития региона и ляжет в основу формированию новой экономики страны.

 



Список литературы:

  1. Алексеев А.В. Инновационная стратегия 2020: новые возможности или старые ограничения? //Россия и современный мир. 2013. №1. С.145-157.
  2. Волкова В.Н., Яковлева Е.А., Козловская Э.А., Логинова А.В., Родионов Д.Г., Рудская И.А. Применение теории систем и системного анализа для развития теории инноваций (монография). – С-Пб.: Издательство Политехнического университета, 2013. – 352 с.
  3. Гаджиев М.М. К вопросу управления эффективностью инновационной деятельности / М.М. Гаджиев, Е.А Яковлева // Инновации. – СПб. – 2013. – № 2. – 0,9 п.л./0,5 п.л.
  4. Герасименко Н.А. Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15 С. 137-142
  5. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В. Развитие инновационной системы региона и пути ее совершенствования на примере СКФО // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2885-2890; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37580 (дата обращения: 26.05.2017).
  6. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Мельниченко Т.Ю., Федорова О.В. Инновационный менеджмент Калуга: Издательство «Эйдос», 2013.
  7. Агентство стратегических инициатив, 2016. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Москва. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения 19.04.2017 г.).
  8. Панкрухин, А.П. Маркетинг региона / А.П. Панкрухин. URL: http://www.exporate.ru/books/ap-pankrukhin/marketing-regiona (дата обращения 15.05.2017 г.).
  9. Татаркин А. И., Дорошенко С. В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система//экономика региона. 2011. № 1. С. 15–23
  10. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08 августа 2011 года № 2227-р.
  11. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения 06.04.2017).
  12. Форум "Открытые Инновации". URL: http:// forinnovations.ru. (дата обращения 06.04.2017).
  13. Т. Шестакова. Профессионально ориентированные. Секрет фирмы номер 1-2 (338) февраль 2014, стр. 108-111
  14. The Global Innovation Index 2016. URL: http://www.globalinnovationindex.org (дата обращения 16.05.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: