» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (40) 2020

Автор: Луценко Юлия Максимовна, магистрант 1 курса обучения
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Функциональное назначение правоохранительных органов в защите прав и свобод человека и гражданина

Статья просмотрена: 43 раз
Дата публикации: 05.07.2020

УДК 342.72/.73

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Луценко Юлия Максимовна

магистрант 2 курса обучения.

 «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар

 

Аннотация. В статье анализируется основополагающая роль правоохранительных органов в делах о защите прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, а так же решения, направленные на улучшение качества работы правоохранительных органов в данной области. 

Ключевые слова: правоохранительные органы, защита прав и свобод, правовой статус, правовое положение, человек, гражданин, правозащита.

 

Ключевым элементом в деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина являются правоохранительные органы. Как полагает М.В. Мархгейм, указанная государственная структура объединена «правозащитной философией» [3, с. 306]. В современной научной литературе не сложилось единства мнений относительно определения понятия «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность». Данное положение создает значительные сложности в понимании данных категорий. Анализ различных подходов к определению вышеназванных понятий показал, что наиболее полное определение указывает Гусев А.В.: «Правоохранительный орган исполнительной власти – элемент государственного механизма, действующий в сфере исполнительной власти, наделенный собственной компетенцией с сфере правоохраны в соответствии с признаками особого функционального назначения, имеющий свою структуру и применяющий специфические меры юридического воздействия в соответствии с законом в строго установленной процессуальной форме» [2, с. 11]. Будучи интегрированными в систему исполнительной власти, правоохранительные органы подчиняются Правительству Российской Федерации, которое именно посредством них реализует ч.1 ст. 114 Конституции РФ, в частности «осуществляет меры по обеспечению … прав и свобод граждан…».

Таким образом, следует отметить, что исключительность роли правоохранительных органов в делах о защите прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации обусловлена наличием у них ряда функций и полномочий, которые способствуют решению задачи защиты прав и свобод человека и гражданина. В ходе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут сталкиваться с различными правовыми коллизиями, связанными со столкновением законных интересов отдельных субъектов.

В случае, если гражданин полагает, что его права и законные интересы были нарушены сотрудником правоохранительных органов в ходе  проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, то такой человек может подать жалобу вышестоящему должностному лицу. Однако, анализ практики показывает, что доказать нарушение прав со стороны сотрудников правоохранительных органов практически не представляется возможным.

В связи с этим возникает необходимость определения «принципа минимизации риска ущемления прав человека со стороны органов внутренних дел при осуществлении ими профессиональной деятельности и принципа обязательности возмещения морального и материального вреда, причиненного незаконными... действиями сотрудников органов внутренних дел» [4, с. 23] в качестве базовых принципов организации деятельности правоохранительных органов.

Российские правоохранительные органы наделены определенным резервом, способным повысить качество и эффективность своего функционирования, связанного с возможностью повышения уровня доверия со стороны населения. Значение данного фактора сложно переоценить, так как любой преступный элемент зачастую нуждается пусть в минимальной, но поддержке со стороны населения. Таким образом, наличие высокого профессионализма у сотрудников органов внутренних дел, а также использование современных средств не является гарантом эффективной реализации прав и интересов граждан. В этой связи целесообразно расширение перечня мероприятий в целях осуществления тесного и доверительного взаимодействия правоохранительных органов, в частности, например, через институт участковых уполномоченных, с населением.

Большим значением для защиты прав и интересов граждан обладает принцип презумпции невиновности. Представляется, что в ситуации, когда на стороне правоохранительных органов государство и широкий диапазон действий, в том числе и использование спецсредств, презумпция невиновности является фундаментальным инструментом «пассивной» защиты, имеющимся в арсенале граждан. В этом контексте вызывает озабоченность законотворческая инициатива растиражированная некоторыми СМИ в апреле – июне 2017 года о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» [1] в части дополнения ч. 1 следующим содержанием: «Государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей».

Полагаем, что с принятием такого закона произойдет отход от системы защиты прав и свобод человека и гражданина далеко назад. С его принятием имеется вероятность разрушения сложившегося баланса сил, и без того достаточно хрупкого и будут созданы предпосылки для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Данное обстоятельство усугубляется сложившейся практикой судопроизводства, при которой судьи изначально фактически реализуют этот принцип при отправлении правосудия, при прочих равных условиях доверяя больше показаниям сотрудника правоохранительных органов, нежели гражданина, т.е. отсутствие реального равноправия участников уголовного процесса, несмотря на состязательный характер судопроизводства, не является секретом для практикующих юристов, они с этим регулярно сталкиваются в российских судах.

В настоящее время существующая система защиты прав и интересов граждан далека от совершенства. Однако при ее анализе можно выявить стойкую тенденцию по ее совершенствованию. Государство меняется, в лице органов внутренних дел меняется вся система защиты прав и свобод человека, она выходит на качественно новый уровень благодаря развитию информационных технологий, активной работе институтов гражданского общества и желанию руководства ведомств соответствовать международным стандартам.

Таким образом, основным источником повышения качества функционирования этой системы является формирование принципиально новых доверительных, справедливых и транспарентных взаимоотношений между гражданами и органами внутренних дел как ключевыми субъектами правоохранительной деятельности.

Важным шагом, направленным на улучшение качества работы правоохранительных органов в области защиты прав, свобод и законных интересов граждан, должно стать совершенствование законодательства в части повышения меры ответственности сотрудников за нарушение прав и свобод граждан. Создание внутриведомственной системы оценки работы сотрудника, с обязательным выделением отдельного блока – «мероприятия по защите прав и свобод человека на подведомственной территории» с собственной шкалой оценки, также будет способствовать устранению правового нигилизма со стороны всех участников правоотношений и формированию конструктивного диалога между обществом и государством.

Проблема защиты прав, свобод и законных интересов граждан является комплексной проблемой, и ее эффективное решение возможно только в условиях формирования симметричной комплексной системы защиты, с разнообразной элементной базой, включающей в себя наряду с правоохранительными органами и широко представленные институты гражданского общества, и способной гибко охватить все проблемные зоны российского общества.



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СЗ РФ. – 2011. – № 7. - Ст. 900.
  2. Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2011.
  3. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Монография. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003.
  4. Ольшевская А.В. Нормативно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2004.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: