» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Рыжикова Елена Юрьевна, аспирант кафедры «Маркетинга и предпринимательства»
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Управление инновационной деятельностью в высших учебных заведениях

Статья просмотрена: 385 раз

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Рыжикова Елена Юрьевна

аспирант кафедры

«Маркетинга и предпринимательства»

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел,

 

Аннотация: в статье рассмотрены методы развития университетских исследований, проблемы управления инновационным развитием науки институтов, специфика инновационной деятельности в высших учебных заведениях, подходы к управлению и внедрению инноваций.

Ключевые слова: образование, высшие учебные заведения, инновации, экономика и наука.

 

Инновации в образовательном процессе следует рассматривать как внедрение нового в содержание обучения, которое вносит существенные изменения в природу познавательной активности и стили мышления учащихся и формирует их инновационные компетенции.

В учреждениях инновационная деятельность должна быть направлена на: значительное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных основанных на знаниях образовательных технологий; развитие новых источников финансирования высших учебных заведений; улучшение рабочих мотиваций; повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава; создание инновационной инфраструктуры и ее активизация [2].

Что касается оценки инновационного потенциала учреждения, то он определяется тремя группами показателей:

1) показатели качества образовательных услуг;

2) показатели баланса инфраструктуры;

3) показатели результатов инновационного развития учреждения (социального, экономического, экологического).

Необходимо провести различие между инновациями системы образования, которые являются новейшими научно-техническими достижениями для всей системы образования, и в этом учреждении используются инновации. Для одного учреждения конкретный метод (метод, техника, технология) может быть инновацией, а для другого учреждения он давно стал привычным методом, и поэтому он широко применяется на факультетах учреждения. При рассмотрении проблемы управления инновационным развитием образовательного комплекса в условиях инновационного развития института ожидается понимание инновационного процесса от новой идеи до ее реализации в образовательных продуктах, услугах или технологиях, а также распространение инноваций для повышения качества образования и повышения конкурентоспособности образовательного комплекса и национальной экономики в целом.

Инновационное развитие института - это комплекс событий, которые приводят к окончательному результату к разработке и внедрению новых идей и знаний с целью их практического применения для удовлетворения конкретных запросов потребителей образовательных услуг [1].

Инновационный процесс означает сложную деятельность по созданию, разработке, использованию и распространению инноваций. Институтом, который преследует цели инновационного процесса, должно быть, во-первых, удовлетворение потребностей экономики в создании новых знаний и, во-вторых, улучшение их собственной деятельности в целях повышения качества, эффективности и экономической отдачи.

 Инновационный потенциал учреждения - это способность учреждения: создавать новые знания; вести научные разработки; организовать производство; коммерциализировать результаты своих научных исследований; распространять коммерческий продукт и удовлетворять потребности общества.

Инновационная деятельность в учреждении должна быть направлена на создание, внедрение и получение экономических, социальных и других видов воздействия от реализации инновационных продуктов:

• Инновации в образовании - результаты инновационной деятельности в форме новых образовательных курсов, профессии, направления (профили) обучения и переподготовки кадров, новые образовательные технологии;

• Научно-технические инновации - это результаты инновационной деятельности в виде новых технологий, образцов нового оборудования, материалов, продукции, научно-технических услуг и других высокотехнологичных продуктов;

• Инновации в управлении - это результаты инновационной деятельности в виде новых технологий управления, как деятельности и бизнеса, и, конечно, фокус инновационной деятельности учреждения по поиску и развитию самой талантливой молодежи.

Научная и инновационная деятельность учреждений включает в себя: научные исследования и экспериментально-конструкторскую деятельность (от идеи до экспериментального примера); производственная деятельность (от стадии проекта до выпуска инновационного продукта); анализ информации; маркетинг; оказание услуг; консультирование; персонал и другие услуги.

Инновационная инфраструктура означает функционирование центров создания и продвижения по различным направлениям деятельности. Для инновационного развития государственные учреждения имеют большой, но пока в значительной степени неиспользуемый потенциал.

Учреждения, могут самостоятельно автономно обеспечивать весь инновационный цикл: от проведения научных исследований до внедрения инновационной продукции в промышленные компании, а также обеспечивать и экспортировать этот продукт подготовленным персоналом. Создать эффективную инновационную среду в учреждении за короткое время непросто, поскольку оно требует определенных условий  [4].

Необходимо принять механизмы, стимулирующие развертывание в университете полного цикла инновационных работ, в том числе путем создания для специальных фондов, а также эффективного использования существующих инструментов поддержки инноваций. Институтам необходимо создавать условия, способствующие активизации научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе разработка форм исследовательских работ в рамках образовательной деятельности (учебная, научно-исследовательская работа студентов, производственная практика), работы студенческих научных структур (научные студенческие клубы, конкурсы, студенческие научные конференции), привлечение студентов к проводимым на кафедрах научно-исследовательских работ, публикация студенческих научных работ. Необходима подготовка специалистов для работы в корпоративных исследовательских подразделениях, стартапах и компаниях поддержки инновационных предприятий.

Для высшего учебного заведения очень актуальными являются вопросы развития научно-обоснованной структуры управления, которая обеспечивает как подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда, так и создание новых знаний и технологий.

Характеристики эффективного управления, которые имеют образцовые компании, полностью применимы к управлению высшим учебным заведением. Среди этих возможностей: фокусирование на быстрой деятельности; постоянный контакт с клиентами; предоставление работникам определенной автономии, поощрение их предпринимательского духа; учет работников как основной источник повышения производительности труда и эффективности производства [5].

Эти принципы эффективного управления востребованы в бизнесе, и в каждой из этих характеристик управления существует большое поле для обновления и инноваций. Целью любых организационных инноваций в учреждении должно быть достижение тесной взаимосвязи с бизнесом, улучшение практической направленности, научно-исследовательской деятельности, обучение студентов на основе новейших технологий и современных научных разработок. Критерием эффективности управления инновациями служит достижение системы контроля экономических, научно-технических, социальных и других целей, для которых учреждения выходят. Как более инновационные задачи учреждение для себя, поэтому более инновационной должна быть его структура управления [3].

Модель управления инновационным вузом должна быть ориентирована прежде всего на повышение эффективности его функционирования за счет оптимизации его структуры ресурсного обеспечения (людских, финансовых, материальных и т.д.).

Процесс создания инноваций в области управления не менее важен для экономического и социального прогресса, чем создание образовательных, научно-технических и других инноваций, как мы говорили выше. Многие высшие учебные заведения часто сталкиваются с ситуацией, когда руководство учреждения начинает думать и действовать в категориях эффективности деятельности, а некоторые сотрудники все еще живут и оценивают управленческие действия и учреждение в целом в зависимости от сколько лет их преподают, и среды, в которой они жили и работали.

В этой связи в учреждении необходимо принять меры для улучшения правовой и экономической культуры не только руководителей всех уровней управления, но и рядовых сотрудников. Команда должна иметь четкое представление об идее возникновения и функционирования инновационного университета. Когда мы решаем проблемы внедрения новых управленческих инноваций, мы должны учитывать, что процесс генерации инноваций не должен быть подчинен строгой формализации. Инновации должны стать одним из ключевых компонентов корпоративной культуры организации.

В среде, которая генерирует проекты (инновации), необходимо сформировать новое мировоззрение, внедрить основы новой организационной культуры. Большинство проблем реализации, которые работают сегодня институты, как правило, имеют междисциплинарный характер, что требует для их решения участия специалистов различных факультетов и факультетов, а также взаимодействия с другими научными и образовательными учреждениями. Суть управления заключается в том, чтобы в потенциале объединить силы для целого ряда творческих решений команд для решения проблемы, которая была определена в проекте, не разрушая вертикальные отношения. Во время управления, как и во время реализации любого проекта, должны быть соблюдены фундаментальные принципы: координация потребностей заинтересованных лиц и определение поддающихся измерению целей проекта; создание проектной группы, назначение руководителя проекта; ограничения времени и выделенного бюджета [6].

Проект объединяет различные структурные подразделения учреждения, которые не связаны с вертикалью управления, а также с экономическими единицами других организаций. По принципам управления можно построить реализацию многих образовательных программ. Важно координировать действия участников проекта и доступные им ресурсы. Например, научно-образовательные центры (SEC), широко используемые в последние годы, они являются одной из организационных форм управления проектами.

SEC, так как проектная группа объединяет необходимые людские, материальные и информационные ресурсы отделений, лабораторий и других подразделений учреждения, а также своих внешних партнеров и обеспечивает организацию учебного научного процесса. Управление SEC осуществляется в соответствии с принципами управления проектами, то есть через программу с четко определенными целями, этапами реализации и соответствующими им контрольными показателями, которые определяются руководителями SEC этого партнерства (институты и другие исследовательские и производственные организации). Проектно-ориентированный подход к управлению не разрушает традиционную вертикальную структуру управления. Это сочетание вертикальной иерархии учебных и научных отделов и горизонтальной подсистемы, которые действуют как группы проектных групп (временные творческие группы).

Кафедра поддерживается главным звеном в университете. Управление построено на сочетании традиционной вертикальной структуры университета и горизонтальных взаимоотношений между структурными подразделениями (научными образовательными центрами, проектными командами, временными творческими группами и т. д.), а также путем развития и поддержки творческих инициатив сотрудников университета.

Проектно-ориентированный подход обеспечивает поддержание организационных основ научно-образовательной деятельности, не отрицает никаких традиций академического сообщества и не приводит к устранению различных институциональных структур и позиций.

Таким образом, инновационная деятельность в высших учебных заведениях является одним из важнейших факторов обеспечения ускоренного развития науки и инноваций.

 



Список литературы:

  1. Гретченко А.И., Зуев В.Н. Проблемы высшего образования в свете нового Закона “Об образовании в Российской Федерации” // Вестн. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. 2013. 2 (56). С. 5-12
  2. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Мельниченко Т.Ю., Федорова О.В. Инновационный менеджмент Калуга: Издательство «Эйдос», 2013. – 133 с.
  3. Проект Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) подготовленный Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portalnano.ru/files/692
  4. Статистика инноваций (Методология к рубрике «Инновации») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new _site/business/nauka/minnov.htm
  5. Фоломьев А.Н. Статья «Пути инновационной модернизации национальной экономики России» // Журнал «Инновации», 2014. Объем: 1 п.л.. 2014
  6. Фоломьев А.Н. Проблемы инновационной модернизации российской экономики: Материалы экспертной дискуссии, состоявшейся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамах Гайдаровского форума 13-15 января 2016 / Фоломьев А.Н. ,Кушлин В.И., Плетнёв К.И., Ищенко Е.Г., Иванова Н.И., Сильвестров С.Н., Дежина И.Г., Порфирьев Б.Н., // Москва. 2016 -120 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: