» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (41) 2020

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования словаря у старших дошкольников

Статья просмотрена: 21 раз
Дата публикации: 28.07.2020

УДК 00. 37

 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Андрусякова Ирина Петровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №40 г. Белгород

студентка 4 курса заочной формы бучения,

факультет дошкольного, начального и специального образования, кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(НИУ БелГУ)

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности формирования словаря у старших дошкольников, выделены два аспекта богатства речи детей, два подхода: дискурсивное содержание и лексическая конструкция речи.

Ключевые слова: «развитие речи», словарная работа в детском саду, промежуточные ступени этапы усвоения словаря.

 

Слова - это основные знаковые единицы языка. В то же время богатство языка служит критерием общей культуры и речевого развития личности [9].

Речевое богатство предполагает, во ‒ первых, усвоение большого запаса языковых средств, а во-вторых, навыки и умения пользоваться многообразием стилистических возможностей языка, его синонимических средств, способностью выражать сложнейшие и тончайшие оттенки мыслей различными способами.

О богатстве любого языка подтверждает и свидетельствует, прежде всего, его словарный запас.

Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом[9].

Так, например, словарная работа в детском саду ‒ это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном [2].

Активный словарь ‒ это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь ‒ это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, усвоение которых детьми на различных возрастных ступенях затруднено.

По мнению Абрамова Г.С. [1, c.165], «развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально ‒ закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения». Известно, что расширение словаря, формирование богатства речи дошкольников происходит одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Абрамова Г.С. [1, с.163] считает, что работа по формированию богатства речи у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».

Формирование богатства речи детей рассматривается в двух аспектах. Первый подход состоит в овладении ребёнком предметной отнесённости слов и их дискурсивного содержания. Он сопряжен с формированием познавательной деятельности ребенка. В дошкольной методике формирования речи данный подход сконструирован, в первую очередь всего, в трудах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной [9].

Второй подход состоит в усвоении слова равно как единицы лексической конструкции, его взаимосвязей с иными лексическими единицами. Здесь отличительную значимость обретает приобщение ребенка к многозначным словам, выявление их семантики, четкое по смыслу применение антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. формирование семантический стороны речи. Данное направление в большей степени передано в трудах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и иных). Тот и другой подход взаимосвязаны между собой, и, бесспорно, работа над семантической стороной слова допустима только при усвоении ребенком предметного, понятийного содержания слова [1].

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности [3].

Дошкольников необходимо знакомить и со словарём, применяемым в фольклорных работах (пригожий, детушки, трава ‒ мурава, матушка, родимая и др.). В особенности старших дошкольников, необходимо учить усваивать, т.е. слышать, осознавать и частично фиксировать, и применять в речи единичные простые по содержанию, легкодоступные ему формулировки из народно ‒ разговорной фразеологии, в том числе постоянные сочетания слов, поговорки и пословицы.

Овладение словарем считается значимым обстоятельством интеллектуального развития, так как сущность исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и, в первую очередь, в значениях слов [4].

В современной методике нормой годовалого малыша считается 10-12 слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов [1].

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов [2].

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [3, с.174].

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» [5, с.34].

Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

  • первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (мяч - только вот этот мяч). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого - начала второго года жизни;
  • вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (мяч относится к любому мячу, независимо от его размера, цвета, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
  • третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, мебель и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и машинки и мячи, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года;
  • четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается c большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни [8, с.46].

После 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная соотнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Швачкин Н.Х. обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов старшими дошкольниками [2, с.24]: «прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием». Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, которым относится слово. Он ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: паук - «ползук», вазелин - «мазелин». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово, относящееся к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических [3, с. 57].

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («колоток», «копатка», «жданный»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений [7].

У ребенка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной значимости слов [3].

На шестом году жизни дети называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, старший дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Дети 5-7 лет обладают бытовым словарем в степени разговорного стиля старших, применяют фразы не только лишь с обобщающим, однако и с абстрактным смыслом ‒ несчастье, удовольствие, решимость. У них возникает высокая заинтересованность к тексту, к его значению. Прослеживается и создание ‒ в тех вариантах, если в словаре детей не присутствует необходимого слова («самостреляльный» пистолет и т.д.) [12].

К концу шестого года ребёнок уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, заяц, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, овца – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь [6].

Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

Кроме того, обогащение речи происходит за счет прилагательных, обозначающих наибольшее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Дети начинают знакомиться с наречиями, характеризующими качества действий (облака плывут медленно) [11].

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок шестого года жизни ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход – выход); прилагательные (добрый - злой); наречия (хорошо - плохо); глаголы (говорит – молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть снег? – мягкий, первый, холодный, липкий); наречия к глаголов (Как может говорить человек? – быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова - синонимы (красивый - симпатичный, веселый - жизнерадостный, страшный – ужасный) [13].

Ушакова О.С. указывает [13, с.79], что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов.

Дети старшей группы готовы более основательно объяснять сущность литературных произведений и осознавать многие характерные черты формы, выражающей сущность, то есть имеют все шансы ранее отличать литературные жанры и свойственную их специфику. Они свободно отличают прозу и поэзию, сообщают, что стихотворения сочинены гармонично, их возможно распевать, то есть обращают внимание на ритмическую и метрическую организованность, согласие поэтичных строк. Необходимо концентрировать интерес ребенка на характерные черты жанров, в таком случае они станут основательнее понимать образные плюсы литературных произведений [10].

К старшему дошкольному возрасту численный запас слов детей способен доходить до 3500-4000 слов. Сопряжено это с тем, что формируется личность ребенка в целостном, увеличивается и формируется понимание. Старший ребенок начинает размышлять на базе всеобщих взглядов, его интерес делается наиболее направленным, стабильным. Расширяется область заинтересованностей. На данном основании и совершается последующее увеличение и углубление сферы взглядов и увеличение словаря [11].

Поэтому усвоение словаря в старшем дошкольном возрасте разрешает проблему накапливания и уточнения взглядов, развития суждений, формирования содержательной стороны мышления. В то же время с данным совершается формирование операционной стороны мышления, так как освоение лексическим смыслом совершается на основании действий анализа, синтеза, обобщения.

Таким образом, можно считать, что дошкольный возраст является  важнейшим этапом в процессе обучения. Так как именно в дошкольном возрасте максимально интенсивно формируется устная речь, так как в данный промежуток образовываются подходящие обстоятельства для её формирования и закладываются посылы для письменной речи, дальнейшего речевого, языкового, индивидуального становления ребёнка. Именно к завершению дошкольного этапа словарь ребенка доходит такой степени, что они легко контактируют со старшими и ровесниками и могут поддерживать диалог практически на различную тему, доступную для осмысления в их возрасте.



Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия,2013.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 272 с.
  3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Бочкарева О.И. Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа /Автор – сост. О.И. Бочкарева - Волгоград: ИТД «Корифей» – 96с.
  5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 2006. - 178 с.
  6. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе, М.: Сфера, 2016. 72 с.
  7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2005.
  8. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-176с.
  9. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование/ Е.С. Кубрякова - М., 2010.
  10. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под. ред. В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-464с.
  11. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов / Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 2012. 152 с.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 132 .
  13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Академический проспект, 2017. 399 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: