» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (41) 2020

Автор: Шахватова Анастасия Сергеевна, студент бакалавр
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Этапы развития филисофии

Статья просмотрена: 16 раз
Дата публикации: 30.07.2020

УДК 091.13

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Шахватова Анастасия Сергеевна

студент

Арсланов Нияз Айратович

студент

Хаустов Сергей Леонидович

доцент, кандидат педагогических наук

 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Философия сложная и многогранная наука. Прежде, чем появился сам термин, целых 1,5тыс. лет люди размышляли о смысле жизни, задаваясь извечными неразрешимыми вопросами. В статье подробно рассматриваются этапы развития философии и несколько других насущных вопросов

Ключевые слова: философия, развитие, самосовершенствование, наука, этапы.

 

Философия, в переводе с греческого, - любовь к мудрости, появилась как понятие около 6 веков до н. э.

Первые философские размышления возникли задолго до появления самого понятия «Философия», наука прожила без имени 1500 лет. Для того, чтобы ответить на вопрос когда возникла философия необходимо четко разграничить обыденный и экзистенциальный уровень сознания. Это разграничение можно рассмотреть, во-первых, в антологическом, во-вторых, гносеологическом аспектах. Философия, как известно по словам Гегеля, представляет собой "современную эпоху, постигнутую в мышлении". Соответственно она служит основой для расшифровки культовых ходов истории, позволяя зафиксировать глобальные, эпохальные изменения в истории цивилизации, связанные с трансформациями в общественном сознании, которые методологически целесообразно сравнить с развитием сознания ребенка.

Можно выделить 5 этапов:

1. От рождения до 3х лет

Возникновение процессов взаимодействия объективного и субъективного. Для ребенка характерно «досознательное» состояние психики. Ребенок не отличает себя от других людей, говоря про себя - мы.

Первобытный человек отождествлял себя с племенем, его сознание еще не развито. Мышление первобытного человека - синкретично т.е. целостно, формы сознания - еще не выделены, не развито абстрактное мышление. Для этой стадии характерна тотальная кровная месть: первобытный человек не выделяет себя из племени и потому, переносит ответственность за свои действия на племя.

Онтогенез - путь развития индивидуального человека. Филогенез - путь развития цивилизации (человечества)

2. От 3 до 7 лет

Формируется соотношения бытия и сознания при отсутствии осознания этого соотношения. Возвращаясь к филогенезу: два племени - убийство - представители племен - кровная месть только одному человеку - На этой стадии, по этнографическим материалам, формируется талион (принцип равного воздаяния: око за око, зуб за зуб)

- крадут в племени ребенком, растят его - убивают уже взрослого человека.

На этой стадии, регулятором поведения человека является обычай, который действует среди ограниченной группе людей, на определенной территории. Постепенно, под воздействием социальной дифференциации формируется образ на основании которого формируются абстракции. Эти абстракции вплетены в конкретную реальность. Первоначально даже жизнь человека оценивается в сравнении с материальным. Осознание субъективного и объективного.

3. От 7 до 11 лет

Осознание соотношения объективного и субъективного при доминировании объективного. Выделение и осознание субъективности.

4. От 12 до 15 лет

Переходный возраст - противостояние субъективного и объективного.

5. После 15 лет

Осознание диалектического взаимодействия между объективным и субъективным. Этот этап свободы взрослого человека соотносится с развитием философской мысли третьего тысячелетия - постмодернизма, основополагающие идеи которого были выдвинуты еще в 19 и 20 веке (Кант, Гегель), философия всеобщей свободы и попытка усилить субъективность в философской науке.

В этих этапах сам переход от объективного к теоретическому связан с тремя типами мировоззрения: мифология, религия и философия.

Мифология - базируется на традициях. вопрос: Кто? Религия - мифические образы, практика культа, традиции. Философия - рационализация, вместо вопроса Кто?, вопрос: Почему?

Т.е. переход связан с переходом от мифа к логосу.

Логос - термин древнегреческой философии, означающий "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") - в переводе с греческого языка и "мысль" (или "намерение") - в переводе с древнегреческого, а также, дополнительные значения - причина и повод.



Список литературы:

  1. Терешина, Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие / Е.А. Терешина. - М.: Проспект, 2017. - 763 c.
  2. Трубецкой, С. Н. История древней философии / С.Н. Трубецкой. - М.: Жуковский, Кучково поле, 2018. - 478 c.
  3. Тяпин, И. Н. Философия экономики. Учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Магистр, Инфра-М, 2015. - 304 c.
  4. Тяпкин, И. Н. Философские проблемы технических наук. Учебное пособие / И.Н. Тяпкин. - М.: Логос, 2017. - 216 c.
  5. Фалёв, Е. В. История философии второй половины XIX-начала XX века. Избранные главы. Учебное пособие / Е.В. Фалёв. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
  6. Философия в профессиональной деятельности. - М.: Проспект, 2015. - 412 c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: