» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (42) 2020

Автор: Петухова Татьяна Сергеевна , учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация дистанционного обучения и онлайн – уроков в начальной и средней школе при помощи средств ИКТ в период карантина (самоизоляции)

Статья просмотрена: 251 раз
Дата публикации: 11.09.2020

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИОНЛАЙН – УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ ИКТ   В ПЕРИОД КАРАНТИНА (САМОИЗОЛЯЦИИ)

Петухова Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №28, Московская область, г.о. Люберцы

 

Аннотация. В данной статье рассматриваютстратегию применения дистанционных форм в организации учебного процесса средствами ИКТ. С помощью данных технологий, педагоги научились разрабатывать: уроки, задания, с использованием дистанционных форм организации учебной деятельности обучающихся средствами ИКТ. Технология организации дистанционного обучения средствами ИКТ. Стратегия применения дистанционных форм организации учебного процесса средствами ИКТ. Подготовка учебного материала для дистанционного обучения. Возможности сервиса: Google- диск, ZOOM, и других платформ для организации дистанционного обучения младших школьников.

Ключевые слова: ZOOM, ИКТ, дистанционное обучение.

 

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»овременное образование сегодня напрямую связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети несут в себе мощнейший потенциал для создания в школе открытой информационно образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. Перед учителем возникает проблема: каким образом стать активным строителем и пользователем информационно-образовательной среды школы и открытого информационно-образовательного пространства на уровне города для достижения учащимися новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС?

Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах: целенаправленное развитие информационно образовательного пространства и становление новых практик образовательной деятельности в новых условиях.

Организация дистанционного обучения во время карантина (самоизоляции)

С понятием карантина знаком почти каждый. В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Ограничительные мероприятия или карантин — административные, медико-санитарные, иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения. Карантин в школе — это мероприятие, которое также заключается в организации целого комплекса необходимых мер.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утрачивает свою силу 01.10.2017, в связи с изданием и вступлением в силу нового приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 92 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2017–2018 годов».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 06–381 «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ».

Учителя образовательной организации во время карантина применяют методы дистанционного обучения и самостоятельной работы. Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.

  • Полностью дистанционное обучаемого. Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
  • Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение обучаемого.

1. Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

Два режима организации обучения.

1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.

2. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.

Онлайн общение очень важно при организации удалённого обучения. Вы можете провести вводный инструктаж, в ходе которого объясняете ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Кроме вводных инструкций, могут быть текущие инструкции перед началом изучения той или иной темы, или ввода вами нового цифрового инструмента, новых образовательных ресурсов.

Помимо инструкций вы можете проводить и онлайн уроки, и групповую работу над проектами, над совместным решением поставленных учебных задач.

Как эффективно провести онлайн уроки.

При использование инструментов для организации видеоконференций и представлений интерактивных уроков, инструкций, как можно чаще и дольше используйте веб-камеру. Да, ваши ученики могут отойти от своих компьютеров, пока вы проводите свой онлайн урок, но они меньше будут скучать, если по крайней мере будут видеть ваше лицо, а не только используемый вами режим демонстрации экрана.

Не забывайте, что ваши живые уроки с организацией диалога, с большим количеством небольших вопросов, с работой микрогрупп,- совершенно не подойдут в условиях видеоконференции. В такой онлайн среде вы не имеете преимущества живого общения  «глаза в глаза». Регламент общения должен быть жёстким и ограниченным небольшим количеством ваших вопросов.

Вопросы должны быть лаконичными. Одни могут быть направлены на то, чтобы убедиться в присутствии ваших учеников, другие — направлены на получение обратной связи на поставленную вами учебную задачу или проблему. Но этот вопрос-задание должен быть максимально кратким. И ответов от учеников вы должны ждать не размытых и кратких по времени.

Инструменты для проведения онлайн- уроков и инструкций

1. При распространение новых эпидемических угроз, Google расширила возможности бесплатного использования HangoutsMeetfor G Suite для образования. Теперь вы можете разместить до 250 человек в видеоконференции. Вы также можете теперь записать свой видеоурок и сохранить его на GoogleDrive, где вы можете затем поделиться им через GoogleClassroom.

2.  Компания Microsoftтакже отреагировала на распространение корронавируса, увеличив доступность MicrosoftTeams. Кроме этого, компания провела серию  вебинаров о том, как использовать данную технологию в обучении.

3.  Если Google HangoutsMeet или MicrosoftTeams недоступны для вас, вы можете рассмотреть возможность использования Zoom. Это популярное среди учителей приложение предлагает новый бесплатный план, в котором вы можете вести прямую трансляцию до 100 человек одновременно. Zoom будет записывать вашу видеоконференцию, и вы можете сохранить её на своем компьютере, чтобы разослать тем ученикам, которые по каким-то причинам пропустили онлайн урок.



Список литературы:

  1. Аставцатуров Г., Медиадидактика и современный урок. Технологические приемы. – М.: Учитель, 2015. – 112 С.
  2. Волкова, Е. А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016 – 100 с.
  3. Иваньшина, Е.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. – СПб: Каро, 2015.
  4. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  5. Педагогические технологии дистанционного обучения/ Под ред. Полат Е.С. - М.: Академия, 2018.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 11декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Редакция от 02.01.16 – по настоящее время. [Электронный ресурс]// URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/paragraph/2335/doclist/0/selflink/1:0(датаобращения: 25.03.2020)
  7. Рекомендации Министерства просвещения по организации дистанционного обучения[Электронный ресурс] //URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752(дата обращения: 25.03.2020)
  8. Как вести урок в ZOOM. [Электронный ресурс]// URL: https://clck.ru/Mx4HH(дата обращения: 02.04.2020)
  9. Как организовать эффективную обратную связь при дистанционном обучении [Электронный ресурс]// URL: https://clck.ru/MwkM2(дата обращения: 02.04.2020)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: