» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Батожапова Сурэна Самдановна, Магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Гендерные особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 814 раз

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Батожапова  Сурэна Самдановна

магистрант, 1 курс

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей страхов у детей дошкольного возраста. Мальчики более подвержены страхам и они более разнообразны, чем у девочек. Так, мальчики боятся смерти родителей, уколов, одиночества, страшных снов, животных и крови, неожиданных звуков и опоздать в детский сад. Девочки боятся нападения бандитов, сказочных персонажей и темноты.

Ключевые слова: детские страхи, гендерные различия, старший дошкольный возраст, страх смерти.

 

Актуальность  данной проблематики вызвана  тем, что в условиях экономического кризиса усиливаются страхи и тревожность у взрослого населения нашей страны, которые являются, в своем большинстве, родителями. Их эмоциональное состояние в свою очередь служит причиной роста негативных эмоциональных проявлений у детей.

Изучением проблемы детских страхов занимались как зарубежные исследователи (З.Фрейд, А.Фрейд, Э. Фромм др.), так и отечественные психологи (Л.И.Божович,  А.И. Захаров, В.И.Гарбузов, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова и др.). Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что именно страх оказывает негативное влияние на развитие личности, влияя на развитие эмоциональной сферы ребёнка, а впоследствии на школьную успеваемость. Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.). Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, достаточно изучена (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и др.). В то же время страх - как отражение отношений ребенка со значимыми взрослыми - осмыслен в гораздо меньшей степени. Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Общей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства. Если страх и отчасти тревога - скорее, ситуационно обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожности, наоборот, личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.  Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособления человека к социальной действительности.     

В период дошкольного детства формируются основные индивидуально- психологические особенности ребёнка, появляются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности. Происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребёнка. В старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они во многом носят возрастной, преходящий характер. Наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу. Поэтому выявление роли семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста является важной задачей современной психологии. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы преодоления детских страхов. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным своевременное обращение к специалисту  за помощью по преодолению страхов у ребёнка.

Целью нашего исследования являлось изучение гендерных особенностей страхов у детей дошкольного возраста. Мы предполагаем, что  у детей старшего дошкольного возраста существуют гендерные особенности страхов, выраженные как в распространённости, так и в их содержании.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

·                    методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова), где  выявляются и уточняются преобладающие виды страхов;

·                    методика диагностики детских страхов «Незаконченные предложения» (А.И. Захаров), которая выявляет скрытые переживания ребёнка.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №2 «Булжамуур» глан-Удэ. В исследовании приняли участие дети старшего школьного возраста в количестве 40 человек, из которых 20 мальчиков и 20 девочек.

Результаты исследования по проведенным методикам, направленным на изучение гендерных особенностей детских страхов в дошкольном периоде, позволили выявить следующее:

Число страхов у мальчиков (14,55 при N-8) и девочек (14,35 при N-11) превышает возрастные нормы. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), возрастная норма  по А.И.Захарову

1)                 Слишком большое количество страхов может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка. Показателем преневротического состояния является большое количество разнообразных страхов у ребёнка.

2)                 Далее мы исследовали содержание страхов у детей дошкольного возраста.

Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. На биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, а на психологическом - боязнь ситуаций, влекущих выделение данного гормона. Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

Страхи - самая распространенная проблема, возникающая у чувствительных детей. Страх - самое яркое выражение тревоги, воплотившееся в конкретные образы или ситуации. На определенных этапах своего развития дети могут испытывать страх тех или иных вещей и ситуаций. Следует различать его естественный (возрастной) и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, не затрагивает ценностные ориентации человека, не влияет на отношения с другими людьми. На патологический страх указывает его крайние формы выражения или затяжное, навязчивое течение. Принято выделять возрастные и невротические страхи. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под воздействием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избежание объекта страха, а так же все нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Страхи у детей старшего дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Страх, является одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявлению страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает. Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов? Связано это, прежде всего с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежности смерти. Обратимся к наиболее распространенным страхам детей. Ими является так называемая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок боится спать один в комнате, он требует чьего-либо присутствия, чтобы в комнате горел свет, а дверь была приоткрыта. В противном случае ребенок беспокоен и долго не может уснуть. Иногда боится уснуть в преддверии появления страшных снов. Ведущий страх дошкольного возраста - страх смерти. Дети, как правило, сами справляются с подобными переживаниями, но при условии нормальных, доброжелательных, эмоционально теплых отношений. Страх смерти характерен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей (чаще у девочек). Страх смерти наиболее тесно связан со страхами страшных снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. В определенных ситуациях страх смерти может трансформироваться в страх опоздания, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами: "А мы не опоздаем?", "А ты придешь?" и т.п. "Навязчивый страх опоздать, - пишет А.И. Захаров, это симптом болезненно заостренного беспокойства - невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Результаты исследования,  которое мы осуществили, позволяет судить о том, что у мальчиков и девочек дошкольного возраста существуют свои особенности страхов,  При этом, мы опирались на возрастные нормы количества страхов, выведенные А.И. Захаровым, которые приведены в табл. 1.

Таблица 1. Содержание страхов детей дошкольного возраста по группам страхов

Содержание страхов

У мальчиков

У девочек

1

Медицинские страхи:

страх уколов,

страх крови

страх боли

страх врачей

страх заболеть, заразиться

 

90%

70%

50%

30%

40%

 

60%

20%

40%

60%

50%

2

Страхи, связанные с причинением физического ущерба:

Транспорт

Неожиданные звуки

Пожар

Война

Стихии

 

 

30%

70%

50%

20%

60%

 

 

60%

20%

20%

50%

20%

3

Страх смерти

родителей

 

90%

 

20%

4

Боязнь животных,

сказочных персонажей

70%

20%

20%

80%

5

Ночные страхи

Страх темноты

Кошмарных снов

Перед тем как заснуть

 

40%

70%

10%

                

                   70%

30%

60%

6

Социально- опосредованные страхи:

Мамы или папы

Нападения бандитов

Людей

Детей

Наказаний

Опозданий

Одиночества

 

70%

60%

70%

0%

50%

80%

70%

 

20%

80%

50%

0%

40%

40%

60%

7

Пространственные страхи:

Замкнутые пространства

Высоты

Глубины

 

40%

30%

30%

 

40%

40%

40%

 

Совокупные ответы ребенка по содержанию страхов объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А.И. Захаровым. Условно они разделены на 7 групп:

·                    Медицинские страхи - врачи, боль, уколы, болезни;

·                    Страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, война, пожар, стихии, неожиданные звуки;

·                    Страх смерти;

·                    Боязнь животных, страхи сказочных персонажей;

·                    Ночные страхи;

·                    Социально-опосредованные страхи- детей, людей, опозданий, наказаний, одиночества;

·                    Пространственные страхи – замкнутых пространств, глубины, высоты.

Говоря о медицинских страхах, можно отметить, что нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх уколов и страх крови – у мальчиков.

В группе страхов животных также максимально представлено у мальчиков (70%), а у девочек (20%)  и сказочных персонажей в целом – Змея Горыныча, чудовища  у девочек (80%), у мальчиков (20%).

Из других типичных для возраста ночных страхов следует отметить страх темноты – у девочек (70%), у мальчиков (40%); страшных снов – у мальчиков (70%), у девочек (30%).

В отличие от девочек у мальчиков в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи стихии  (60%) и (20%) относительно, страхи транспорта, наоборот, у девочек (60%), у мальчиков (30%), страх огня – у мальчиков (50%), у девочек (20%), страхи войны у девочек (50%), а у мальчиков (20%), страх неожиданных звуков у мальчиков (70%),  у девочек (20%).

В группе «пространственных» страхов: высоты у мальчиков (30%), а у девочек (40%),страх замкнутого пространства у мальчиков и девочек по (40%), страх глубины у мальчиков (30%), у девочек (40%).

Максимально представлены социально-опосредованные  страхи нападения бандитов (80%) – у девочек, (60%) – у мальчиков, страх одиночества у мальчиков (70%) , у девочек (60%). Опоздания в детский сад у мальчиков (80%), у девочек (40%), страх мамы или папы у мальчиков (70%), а у девочек (20%), боязнь каких-то людей  у мальчиков (70%), у девочек (50%),  страх наказания  у девочек (50%)  у мальчиков (40%), боязнь каких-то детей отсутствует.

В этом возрасте наибольшая выраженность страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти родителей (90%), максимально выраженный у мальчиков,  сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем.  Самая низкая распространенность  страха у мальчиков, перед тем как заснуть (10%),  у девочек больших улиц, площадей  (10%).

В этом возрасте доминированием инстинктивных страхов над социальными страхами можно объяснить всё ещё продолжительным. Когда страх выступает как эмоционально воспринимаемая угроза для жизни - это преимущественно эмоциональные, т.е. инстинктивные страхи. Основным источником страхов  является, по-видимому, в сфере взаимоотношений между ребёнком и сверстниками, ребёнком и родителями.

3) Сравнительный анализ содержания страхов мальчиков и девочек позволил выявить гендерные особенности страхов детей дошкольного возраста. Результаты отражены на рис. 1.   

Рисунок 1

Сравнительный анализ страхов у детей старшей группы 5-6 лет

1. У мальчиков с 5 лет  наблюдается максимальный страх того, что умрут родители и испытывают страх уколов, а  у девочек - страх нападения бандитов, сказочных персонажей и темноты. В этом возрасте для детей очень важна безусловность родительской любви. Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, недостаточно эмоционально, конфликтно,  то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства. В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: бабайки, скелеты, приведения, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

2. Распространенность у дошкольников страхов физических ущербов таких, как страх нападения и страх сказочных персонажей, значительно повышается у девочек, распространенность другого страха данной группы – страха людей – нейтрален, распространенность страха родителей значительно понижается.

3. Страх стихии и страх животных превышает среднюю норму, что подтверждает мнение, что они характерны для детей этого возраста.

4. Распространенность социально-опосредованных страхов (страх одиночества, наказания родителей, опозданий) и пространственных страхов, по результатам нашего исследования, незначительна.

Возрастными особенностями появления страхов в старшем дошкольном возрасте является страх смерти, смерти родителей, страх животных, страшных снов, сказочных персонажей, пожара, страх войны,  нападения. Это согласуется с нашими результатами в том, что  проведённое исследование позволяет судить о том, что гендерные особенности страхов  у детей в старшем дошкольном возрасте имеют свои проявления.  Значит можно сделать вывод о том, что все полученные результаты во всей экспериментальной группе статистически значимы.

Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что мальчики старшего дошкольного возраста подвержены большему количеству страхов, особенно медицинских (страх уколов, крови), страхам смерти родителей, а девочки подвержены к страхам социально-опосредованной группы (нападения бандитов), страхам сказочных персонажей и страху темноты. Значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти, социально- опосредованным страхам, то есть дошкольники бояться того, что угрожает их жизни (Рисунок 1).

Проведённое исследование позволяет судить о том, что гендерные особенности страхов  у детей в старшем дошкольном возрасте имеют свои проявления, которые необходимо учесть при проведении коррекционной работы.

Как же могут помочь детям в преодолении страхов родители?

Мы предлагаем проводить работу с родителями для профилактики детских страхов в следующих формах: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, разработать буклеты на тему «Как возникают страхи вашего ребёнка?», «Помощь ребёнку в преодолении страхов».

Работа с родителями должна быть направлена на коррекцию травмирующих, неправильных ребёнка стилей воспитания и на профилактику возможных нарушений.

Родителей необходимо научить эффективным способам и навыкам коммуникации и выражения своей любви к ребёнку. Устранить у ребёнка основные причины повышения общей тревожности. Для этого заставить себя внимательно присмотреться к самим себе, к стилю общения с ребенком; к ребёнку, его интересам, его индивидуальности; ко всей ситуации в целом в семье, его психологическому климату, особенностям общения в семье.

В работе с детскими страхами необходимо учитывать  вышесказанное и выделить следующие основные параметры:

- педагогам и родителям необходимо обеспечить реальный успех в любой деятельности ребёнка для того чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу;

- необходимо ввести щадящий режим в ту область, где успех не велик;

- педагогам и родителям, решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать психологические рекомендации по профилактике и коррекции страхов, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик;

 – педагогам необходимо знать, что такое страх, как возникает, чего дети боятся больше всего и почему, для того чтобы оказывать влияние на ребёнка и помочь ему избавиться от страхов.

Предлагаем основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги:

·                    Устранение страхов с помощью арт-терапии;

·                    Метод избавления от страхов с помощь игр;

·                    Песочная терапия;

·                    Куклотерапия–одно из направлений арт-терапии.

Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения. Таким образом, существует множество способов коррекции страхов в дошкольном возрасте. При работе с детьми по устранению страхов надо набраться терпения, так как не всегда удаётся достичь мгновенных результатов.

       Таким образом, проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется у мальчиков страх смерти родителей, уколов и опоздания в детский сад, а у девочек страх нападения бандитов и сказочных персонажей, а также  темноты. То есть дети бояться того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти. По распространённости  и количеству страхов  больше у мальчиков, чем у девочек.

        Практическая значимость работы заключалась в том, что заблаговременное выявление отклонений в развитии детей старшего дошкольного возраста позволит правильно  построить  коррекционную работу с педагогами и родителями. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены в работе психологов, воспитателей и самих родителей, что в конечном счёте улучшит психоэмоциональное состояние ребёнка, а в будущем повысит эмоциональную готовность к школе.

 



Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 672 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 2012. – 365 с.
  3. Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 624 с.
  4. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо. – М.: Издат. Дом «Неосфера», 2014. – 272 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2013. – 224 с.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 150 с.
  7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Питер., 2013. – 250 с.
  8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 450 с.
  9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: Изд-во Союз, 2005. – 448 с.
  10. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 2007. – 128 с.
  11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 2006. – 115с.
  12. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 2006. – 109 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: