» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020

Автор: Андреева Ольга Леонидовна, сотрудник
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Личностно-профессиональный подход к оценке деятельности преподавателя вуза

Статья просмотрена: 220 раз
Дата публикации: 18.09.2020

УДК 159.99

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Андреева Ольга Леонидовна

кандидат социологических наук

Кузнецов Николай Игоревич

кандидат военных наук

Харламова Любовь Леонидовна

сотрудники ФГКВОУ ВО "Академия ФСО России", г. Орел

 

Аннотация. Сложившиеся в современной практике отечественной высшей школы взгляды на оценку деятельности преподавателей предполагают разработку универсальной системы оценки профессионализма. Данная задача может быть реализована при применении качественных критериев, характеризующих не только различные стороны профессионализма педагога, но и задающие его уровни. Это делает возможным переход к количественным показателям оценки.

Ключевые слова: деятельность, профессионализм, компетентность, критерий.

 

Вопросы оценки профессиональной деятельности преподавателя высшей школы выступают объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками, поскольку педагогическая деятельность является одной из самых трудных областей человеческого труда, требующей высокой культуры, больших знаний и педагогического мастерства.

Согласно теории профессионального развития личности, предложенной И. Е. Роговым, профессионализм можно определить как совокупность изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач [1]. Личностные особенности преподавателя выступают фундаментом, на котором выстраиваются стили и методы профессиональной деятельности. При этом высокую значимость приобретает сама профессиональная деятельность, которая способствует преобразованию личностных особенностей педагога, что приводит к созданию системы профессиональных качеств личности.

Анализ работ различных авторов, посвященных исследованию деятельности преподавателя [2–4], позволяет выделить ее специфические особенности. Объект труда педагогического работника – это человек с определенной мотивацией и своими целями, находящийся в процессе постоянного развития и являющийся активным участником педагогического процесса. Поэтому труд преподавателя характеризуется комплексным характером, отдаленностью и размытостью целевых ориентиров, определяемых реальным контингентом обучающихся.

В соответствии с отмеченной спецификой можно выделить стороны профессионализма педагога, соотносящиеся с базовыми категориями отечественной психологии – деятельностью, общением, личностью и результатом. Тогда можно говорить о том, что профессионализм преподавателя состоит в достижении им высоких образцов осуществления всех сторон труда – педагогической деятельности, педагогического общения, развития личности педагога, обученности и воспитанности обучающихся.

Близко к профессионализму примыкает понятие "компетентность". Согласно [3] "компетентность – мера соответствия знаний, умений и опыта в определенной области деятельности реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем". По сути дела, в современном понимании термины "профессионализм" и "компетентность" имеют тождественное значение. Профессиональная компетентность представляет собой степень соответствия человека требованиям профессии и характеризуется сочетанием способностей, умений и навыков выполнять определенные трудовые функции, а также личностных качеств, позволяющим действовать самостоятельно и ответственно.

В работах, посвященных исследованию профессиональной компетентности, различаются следующие ее виды:

  • специальная компетентность – владение на достаточно высоком уровне профессиональной деятельностью;
  • социальная компетентность – способность к сотрудничеству, владение приемами совместной профессиональной деятельности и общения, социальная ответственность за результаты своего труда;
  • личностная компетентность – стремление к саморазвитию, самовыражению, умение противостоять профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальная компетентность – готовность к профессиональному росту, способность проектировать свое профессиональное развитие, умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности в своем единстве характеризуют профессионализм специалиста.

Профессионализм можно оценить по результатам труда человека. Единственным действенным способом определения профессиональной компетентности работника является оценка конечного результата труда и сравнение его с нормативными требованиями.

Для оценки продуктивности педагогической деятельности Н. В. Кузьминой обоснованы пять уровней профессионализма педагога, характеризуемых уровнем специальных способностей, а также уровнем сформированности профессиональных умений: репродуктивный (минимальный), адаптивный (низкий), локально-моделирующий (средний), системно-моделирующий знания обучающихся (высокий), системно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся (высший). В предлагаемой классификации достаточно полно дана качественная характеристика профессионализма преподавателя, однако для применения ее в практике образовательного процесса высшего учебного заведения требуется развертка качественных показателей до их количественных оценок [2].

Л. Ф. Спирин предлагает оценивать деятельность преподавателя в контексте интеграции характерологических особенностей личности педагога, его профессионально-педагогических знаний, общепедагогических навыков и умений. При определении уровней профессионализма педагога предлагается пятиуровневая схема оценки: допрофессиональный уровень, уровень первоначального овладения умениями (профессиональная адаптация), уровень ограниченной сформированности умений (профессиональное становление), уровень достаточной сформированности (упрочение), уровень успешного владения профессионально-педагогическими действиями (умелость). Данный подход позволяет выделить деятельностное ядро профессиональной компетентности преподавателя для последующего перехода к оценке уровня сформированности педагогических умений [5].

А. К. Маркова, анализируя мотивационную и операциональную сферы учителя, предлагает использовать группы критериев, отражающих существо деятельности преподавателя: объективные, субъективные, результативные, процессуальные, нормативные, индивидуально-вариативные, критерии наличного уровня, прогностические, критерии профессиональной обучаемости, творческие, критерии социальной активности, профессиональной приверженности, критерии качественные и количественные. Данный критериальный набор позволяет дать развернутую характеристику профессионализма педагога. При этом следует отметить его избыточность, поскольку содержание отдельных критериев тесно переплетается, а иногда и дублируется.

Основываясь на классификациях и критериальных наборах, предложенных исследователями, можно выделить ряд критериев, характеризующих профессионализм преподавателя вышей школы:

  1. объективные критерии, характеризующие качество решения задач обучения и воспитания;
  2. результативные критерии – умения достигать требуемого ФГОС ВПО;
  3. процессуальные критерии – умения определять и использовать наиболее рациональные способы, приемы и технологии для достижения результатов в педагогической деятельности;
  4. индивидуально-нормативные критерии – стремление преподавателя овладеть нормами профессии, реализовать себя в педагогической деятельности.
  5. критерии наличного уровня – достижение преподавателем определенного уровня профессионализма, характеризуемого наличием профессионально необходимых качеств, умений, знаний;
  6. критерии профессиональной обучаемости, характеризующие готовность преподавателя к принятию профессионального опыта других людей, проявление профессиональной открытости;
  7. творческие критерии – стремление преподавателя обогатить профессию своим личным творческим вкладом, преобразовать ее опыт.

Перечисленные качественные критерии выступают системообразующим элементом при разработке методики оценки деятельности преподавателей ввуза. Применение методов логико-эвристического проектирования и программно-целевого планирования, реализующих основные положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, основанных на построении деятельностной модели специалиста, позволяет определить некоторые количественные показатели критериев профессионализма деятельности преподавателя ввуза, адекватно отражающие профессионально значимые качества преподавателя и уровень их сформированности.



Список литературы:

  1. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования : пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 496 с.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя.– М. : АПН, 1990.– 149 с.
  3. Маркова А. К. Психология профессионализма.– М. : Знание, 1996.– 308 с.
  4. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя выс¬шей школы.– Л. : ЛГУ, 1975. – 174 с.
  5. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997.– 174 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: