» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020

Автор: Абакарова Залина Михайловна, Курылева Юлия Сергеевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в России: исторический аспект

Статья просмотрена: 279 раз
Дата публикации: 27.09.2020

УДК 340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АбакароваЗалина Михайловна

магистрант

Курылева Юлия Сергеевна

магистрант

Волгоградский институт управления – филиал ФГ БОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. При рассмотрении механизма государственного регулирования субъектов предпринимательской деятельности, можно отметить, что важное место занимает государственный контроль как одна из составных частей регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Углубляясь в историю развития государственного контроля, ключевую роль играет такое понятие как «государственный контроль (надзор)».Иными словами, предпринимательская деятельность находится под контролем государства. Оно же, в свою очередь, закрепляет в законодательных актах и иных нормативно-правовых документах право уполномоченных органов осуществлять контроль и надзор за субъектами предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государство, государственный контроль.

 

Если углубляться в историю становления и развития государственного контроля (надзора), то ученые считают,  что система государственного контроля зародилась более чем тысяча лет назад еще в Древней Руси и представлялась как система счетоводства. Далее следовали фазы зарождения и развития государственного контроля, но отсутствовала слаженная, сформированная система. Если говорить непосредственно о становлении органов государственного контроля, то правильнее было бы уточнить, что они сформировались в  процессе первых правовых реформ княжеской администрацией XI-XIV вв[15].

Исследуя различные точки зрения ученых, можно заметить, что В.О. Ключевский полагает, что судебник 1497 г. отражает приказы в период их превращения из личных поручений в постоянные ведомства. Н.В. Платонов убежден, что зарождение государственного контроля обусловлено становлением централизации в государстве. Большая часть действовавших в государстве приказов имели полномочия осуществлять функции контроля в сфере финансовой деятельности. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что впервые система государственного контроля как отдельного института государственного механизма зародилась в период возникновения приказов[9].

 В историческом экскурсе вопрос о возникновении первых приказов до сих пор остается открытым. Но, опираясь на точки зрения различных научных деятелей, очевидно, что приказы появились в результате необходимости управления различных сфер деятельности. Также, некоторые ученые полагают о датировании истории контроля  формированием Главного управления ревизии государственных счетов 28 января 1811 г. Наименование демонстрирует нам ведущую функцию управления: контроль над государственными финансами.

Только в 1836 году Главное управление ревизии государственных счетов преобразовалось в Государственный контроль. После таких изменений, российский  институт государственного контроля переоформился организационно и получил юридический статус.

На формирование следующего периода государственного контроля и надзора повлияло становление абсолютизма в России первой четверти XVIII века. Как итог, начала формироваться специфическая система органов государственного контроля, которая в будущем нашла свое место в деятельности фискалитета, впоследствии ставшим частью прокуратуры.

В Петровскую эпоху преобладала финансово-административная  составляющая деятельности государственного контроля. Данный феномен является специфическим аспектом государственного контроля на данном историческом этапе.

Законодательство в различных странах определило набор терминов, раскрывающих сущность  уполномоченного органа государственного контроля. Но, употребление получили лишь два понятия «прокуратура» и «фискалитет». Например, французское государство именовало институт государственного контроля «прокуратурой». Швейцария и Пруссия использовала термин «фискалитет». В России же были утверждены два термина: изначально использовался «фискалитет», а затем « прокуратура».

Как упоминалось ранее, в России институт фискалов был утвержден в 1711 году, и  его ведущей функцией обозначалась защита и опека фискальных интересов государства и надзор за осуществлением своих функций административного аппарата. Институт фискалов становится одной из составляющих финансово-политической деятельности государства и меркантилизма.

Фискалы должны были контролировать своевременный приход денежных средств в государственную казну и осуществлять донос о замеченных неправомерных деяниях.

Анализируя российские архивы древних актов (РГАДА), можно заметить огромное количество возбужденных дел касательно доносов фискалов о казнокрадстве и взяточничестве чиновников различных уровней государственного управления. Но, наибольшая активность деятельности фискалов находила свое выражение в торговле, это обусловлено исполнением государственной монополии.

При Петре I система государственного контроля охватывает многие границы. Например, по горизонтали – происходит контроль всех государственных учреждений, а по вертикали – контроль учреждений осуществляется как в центре, так и на местах. Обретая такие масштабные полномочия,  органы фискалитета контролируют не только государственные учреждения и уполномоченные лица, но и все общество в целом. Государственный контроль приобретает функции социального контроля, тем самым вмешиваясь в жизнь своих граждан.

Реформы Петра I поспособствовали разделению контроля на две формы: надзор (тайный и явный) и доносителство. Данные формы контроля были основной деятельностью института фискалов.

Последняя форма контроля появилась из-за трудной финансовой ситуации в России и постоянной модернизации государства. Это требовало постоянного пополнения государственной казны. Особое внимание фискалы уделяли приходу и расходам средств.

Фискалитет как таковой утвердили в России 5 марта 1711 года и 17 марта 1714 года. За ним закреплялся определенный перечень обязанностей и организационная структура. Помимо этого, они несли ответственность перед Сенатом и возбуждали дела как по казнокрадству и взяточничеству, так и вели дела по преступлениям по указам. Но законодательные акты раскрывают  далеко не все обязанности фискалов. К ним также относятся доносы на лиц, которые отказываются нести государственную службу и при этом скрываются,  доносы на лиц, укрывающих дезертиров,  доносы на бродяжничество, нищету и пьянство[7].

Согласно Указу от 17 марта 1714 года структура фискалитета определялась как в центре, так и на местах. При Сенате необходимо было присутствие обер-фискала и его помощников в количестве четырех единиц. Два помощника обязательно должны были иметь купеческие корни, чтобы понимать и разбираться в деятельности данного сословия. В губерниях были определены провинциал-фискалы в связке со своими помощниками-фискалами. А за городами были закреплены городские фискалы. Но законодательство не закрепляло прямое подчинение профинциал-фискалов и городовых фискалам главенствующему учреждению, что в перспективе вызвало негативные последствия для деятельности данной службы.

Если подводить общий итог по вышесказанному, можно резюмировать, система фискалитета была создана в Петровскую эпоху и была одним из его главных политических новшеств. До Петра Великого в России никто не практиковал подобную практику государственного контроля. Но данная идея была заимствована русским государем из европейского общества. Именно поэтому в российском государственном контроле встречаются составляющие прусско-шведского фискалитета и элементы французского государственного контроля. Одной из главных причин заимствования европейского фискалитета послужило стремление Петра I захватить под контроль государственный аппарат полностью сверху донизу. В результате всех заимствований, нововведений и идей великого правителя была создана совершенно уникальная, не имеющая аналогов в мире фискально-прокурорская система государственного контроля и надзора.

Но как бы прискорбно не звучало, столь уникальная система так и не смогла себя полноценно реализовать, что послужило усилению роли прокуратуры и упадку фискалитета.

Таким образом, особенной чертой данного исторического периода в реформации российской государственности является тотальное внимание политической власти к реализации государственного контроля, осознание его значимости в процессе управления государством, поиски форм и методов контрольной деятельности.



Список литературы:

  1. Андреева, Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. – 2009. −№ 2. – С. 34.
  2. Анисимов, А. Возрождение государственного контроля в Российской Федерации / А. Анисимов, Г. Крылов.// Хозяйство и право. − № 5. −1995. – С. 40.
  3. Антропенко, И.А. Проблема противодействию развитию малого предпринимательства / И.А. Антропенко // Российский следователь. −№ 3. −2003. −С. 25.
  4. Административное право России: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2006.
  5. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). - М., 2000.
  6. Беляева, О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, профессора Ляндреса В.Б. / О.А. Беляева. // ИНФРА-М, 2013. – 271 с.
  7. Бойко. И. Л. Еще раз о сути административной реформы в России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Сборник статей/ И.Л. Бойко // Новое право. −2003.− № 5 −С. 30.
  8. Винницкий, Д.В. Виды субъектов российского налогового права: Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Д.В. Винницкий// У-Фактория, 2010. – 310 с.
  9. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М.: Юриспруденция, 2000.
  10. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: монография / отв. ред. И. В. Ершова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
  11. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2014. - М.: МАКС Пресс, 2015.
  12. Коломытцева, О.Н. История зарождения государственного контроля в дореволюционной России /О.Н. Коломытцева // История государства и права. 2012. – 190 с.
  13. Плаксин С.М., Семенов С.В., Климовская Е.В. Основные тенденции и итоги контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в 2011-2014 гг. (количественная оценка). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015
  14. Постановление КС РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» // СЗ РФ. 2008. № 31. Ст. 3763.
  15. Сметанин, С.И. История предпринимательства России: курс лекций / С.И. Сметанин // М.: КНОРУС, 2011. – 192 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: