» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (43) 2020

Автор: Лаврентьева Дарья Андреевна, магистрант 3 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Тактические основы использования дополнительных средств фиксации хода и результата следственного действия: достоинства и недостатки.

Статья просмотрена: 410 раз
Дата публикации: 29.09.2020

УДК 343.9

Тактические основы использования дополнительных средств фиксации хода и результата следственного действия: достоинства и недостатки

Лаврентьева Дарья Андреевна

магистрант 3 курса заочной формы обучения, институт магистратуры и аспирантуры

научный руководитель: Хаметов Р.Б.

доцент, к.ю.н.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования дополнительных средств фиксации хода и результата следственного действия. Раскрыты основные тактические приемы применения аудио- или видеозаписи в ходе следственного действия. Проанализированы достоинства и недостатки при использовании аудио- или видеозаписи в ходе следственного действия. Выявлены пути решения по эффективному применению дополнительных средств фиксации.

Ключевые слова: дополнительные средства фиксации, тактика применения аудио- или видеозаписи.

 

На современном этапе происходящие политические и социально-экономические преобразования способствуют повышению криминогенных факторов, которые приводят к обострению криминальной ситуации в стране. Все это происходит из-за технической оснащенности преступников, которая не отстает от последних достижений научно-технических разработок и приводит к усложненным способам совершения преступлений и их дальнейшего сокрытия.

В конечном результате, все это, а именно: современное состояние преступности и тенденции ее развития ставят на повестку дня вопрос о научно-техническом обеспечении современными криминалистическими средствами деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Достижения научно-технического прогресса всегда были и остаются одним из основных источников совершенствования средств доказывания в уголовном процессе и криминалистики, постоянной модернизации имеющихся и разработки новых технических средств обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования в процессе доказывания следов преступлений и иных доказательств.

На мой взгляд, актуальность данной статьи объясняется тем, что для повышения эффективности производства ряда следственных действий, необходимо постоянное использование на практике технических средств фиксации, с помощью которых удается компенсировать недостатки человеческого восприятия, запоминания, сохранения, воспроизведения и передачи поступающей в ходе следственных действий информации. Также, применение технических средств необходимо для более точной и полной фиксации доказательственных материалов по уголовному делу.

Тактическим основам использования дополнительных средств фиксации хода и результата следственного действия посвящено значительное количество научных трудов, методических рекомендаций ученых: Р.С. Белкина, Т.В. Аверьяновой, А.Ф. Волынского, А.Я. Вышинского, Е.П. Ищенко, Н.П. Колмакова, В.И. Комиссарова, А.А. Леви, В.П. Приказчикова, А.П. Резвана, Е.И. Пухова, А.К  Мавлюдова, В.А. Газизова,В.А. Образцова, Н.А. Селиванова, П.Т. Скорченко, А.Б. Соловьева и других.

В настоящее время в УПК РФ рядом норм регламентировано применение криминалистической техники в ходе производства следственных действий, а именно: ст. 82, 164,166,178,179, 183,189, 190, 193 и др.

Говоря о дополнительных средствах фиксации, то здесь можно указать ч. 2 ст. 166 УПК РФ, где регламентировано, что «При производстве следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле» [1].

Среди тактических особенностей применения аудио- или видеозаписи при производстве следственных действий можно выделить несколько этапов.

Так, на первом этапе использования криминалистической техники, а именно дополнительного способа фиксации хода и результата следственного действия, решение следователя основывается исходя из реальной потребности и возможности применения криминалистических средств.

Говоря о втором этапе, для следователя главное уведомить участником следственного действия о применении криминалистической техники и получение на это соответствующего согласия до начала следственного действия. Так, например, порядок уведомления и получения согласия при допросе регламентирован ч. 4 ст.189 УПК РФ, в которой указывается, что «по инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио - и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются» [1].

Однако нередко возникают у следователя проблемы с получением согласия на применение криминалистической техники из-за нежелания участника следственного действия быть увиденным знакомыми и другие причины. Указанную проблему следователь может решить, если свидетелю и потерпевшему, достигшему 16-летнего возраста объяснить, что согласно ст. 307 УК РФ они не вправе отказаться от дачи показаний, а, следовательно, и от дополнительного способа фиксации. Это требование, естественно, не относится к свидетелям (потерпевшим) до 16 лет, а также близким родственникам подозреваемого, обвиняемого, которые в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не вправе свидетельствовать против себя и своих близких родственников [2, 3].

Относительно получения показаний от подозреваемого (обвиняемого), то использование аудио- или видеозаписи возможно только тогда, он сам изъявит желание их дать и не будет против использования дополнительного способа фиксации.

На третьем этапе для следователя важно тщательно изучить уголовное дело и составить краткий план действий. Для более эффективного проведения следственного действия разумным со стороны следователя было бы составить сценарий отдельного следственного действия. Но из-за большой загруженности следователя (дознавателя), это не всегда удается сделать.

На мой взгляд, для удобства проведения следственного действия, следователю необходимо сделать закладки в листах уголовного дела. Применительно к проведению допроса целесообразно заранее подготовить примерный перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе следственного действия.

Далее, на четвертом этапе следователю необходимо подготовить кабинет, чтобы посторонние лица не мешали проведению следственного действия. Следователю, так же, необходимо учесть и такой момент как непрерывность аудио- или видеозаписи. Для этого необходимо запереть дверь на ключ, исключить посторонние шумы. Поскольку неожиданный телефонный звонок, стук в дверь и т.д. может нарушить весь ход следственного действия.

Здесь, на наш взгляд, должен действовать простой принцип – ничто и никто не должно отвлекать, прерывать, раздражать следователя в ходе того же допроса и соответственно не будет зафиксировано на аудио- и видеозапись.

В ходе проведения следственного действия важен и такой этап как предварительная запись анкетных данных участников следственного действия. Это можно отнести к пятому этапу.

В данном случае необходимо предварительно записать анкетные данные для дальнейшего удобства в работе.

Немаловажным является и выбор линии поведения следователя (шестой этап). Следователь не должен чувствовать себя скованно. Ученые Р.Ю. Трубицын, О.А. Щеглов выделяли два варианта поведения следователя: «1. Слушая свободный рассказ допрашиваемого, следователь делает предельно краткие пометки напротив пункта плана допроса (слово, фраза и т. д.), а затем, после стадии свободного рассказа, задает их. 2. Сразу же по ходу свободного рассказа следователь ненавязчиво и уместно задает такого же рода вопросы. Здесь важно, не перебивая допрашиваемого, тактически грамотно строить словосочетания или обороты. Доброжелательность и вместе с тем ненавязчивость обращения помогут следователю умело настроить допрашиваемого на предельно последовательный и детальный рассказ о событии [6, c.22-23]». Вышеуказанные приемы будут способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым.

Так же, следователю при проведении такого следственного действия как: допрос, очная ставка следует исключить наводящие вопросы (вопросы подсказки и т.д.).

При осуществлении записи следственного действия следователь должен держать себя уверенно перед видеокамерой, сохраняя выдержку, чтобы не возникло «психологического зажима».

Кроме того, следователю необходимо выбрать правильную манеру поведения. Предварительно следователь должен ознакомиться с написанным планом, уголовным делом, чтобы не было впечатления у участников следственного действия о впервые увиденном следователем деле.

В качестве седьмого этапа можно выделить «обеспечение технической готовности». Следователю с помощью заранее приглашенного специалиста необходимо ознакомиться с применяемой техникой.

Следую этим семи этапам, следователь сможет достаточно четко и результативно провести любое следственное действие. Получить необходимые сведения о произошедшим преступлении и установить лиц, виновных в нем.

По мнению авторов учебного пособия «Тактика аудиозаписи и видеосъемки при производстве следственных действий» В.П. Приказчикова, А.П. Резвана – «структура сценария следственного действия с использованием видеозаписи отчасти схожа со сценарием аудиозаписи и состоит из следующих этапов: подготовительного, вводно-организационного, рабочего и заключительного [5].

На подготовительном этапе следователь определяет круг участников следственного действия, обеспечивает их явку, убеждается в технической обеспеченности, производит записи анкетных данных участников следственного действия. Так же, разъясняет привлекаемому специалисту суть следственного действия, место, время и условия его проведения, а также согласовывает с ним (в общих чертах) точки и приемы съемки.

Далее, на вводно-организационном этапе производится съемка крупным планом следователя, который называет свою должность, фамилию, объявляет дату, время, место, наименование проводимого следственного действия, номер уголовного дела, статьи УПК, которыми руководствуется. Затем следователь представляет участников следственного действия самостоятельно либо предлагает им лично представиться.

После начинается рабочий этап, на котором производится непосредственно следственное действие с учетом плана (сценария) следователя. В ходе его проведения необходимо четко зафиксировать его ход, содержание и результат. При этом оператор самостоятельно должен выбирать разнообразные, но оптимальные точки и приемы съемки, чтобы наилучшим образом зафиксировать происходящее.

На заключительном этапе следователь предлагает участникам следственного действия ознакомиться с произведенной аудио – или видеозаписью, затем составляет протокол, в котором отражает все замечания, уточнения или дополнения участников следственного действия. На этом следственное действие завершается».

Вышеуказанные этапы они носят условный характер. Следователь в своей работе сам должен определить тактику применения криминалистической техники при производстве любого следственного действия с учетом специфики расследуемого уголовного дела. Соблюдение соответствующих этапов производства следственного действия позволит упростить расследование преступления, получить допустимые доказательства, которые в дальнейшем будут положены в основу обвинительного заключения (акта) лица, совершившего преступление.

Анализируя тактические особенности использования аудио- или видеозаписи в ходе производства следственного действия, нельзя не отменить, что применение аудиозаписи наиболее эффективно при производстве следственных и процессуальных действий, которые сопровождаются получением и фиксацией речевой информации. Аудиозапись необходима, когда явления, процессы, словесное описание которых затруднено или невозможно. Аудиозапись эффективна при допросе с участием переводчика, при допросе лиц, страдающих расстройством слухи и речи, малолетних потерпевших и так далее.

В отличие от фото- и видеотехники, средства аудиозаписи используются следователем, дознавателем не только для фиксации хода и результата следственных и процессуальных действий, но и для облегчения составления процессуальных документов.

В свою очередь, применение видеозаписи эффективно, поскольку «она оперативнее, проще и удобнее в использовании; видимое изображение одновременно со съемкой может сопровождаться звуковыми пояснениями; видеозапись в дальнейшем можно просмотреть как на мониторе видеокамеры, так и на персональном компьютере; технизация (автоматизация) процесса фиксации, его быстрота; относительная полнота и объективность фиксации; возможность по ходу фиксации изменять масштаб изображения, а при просмотре и демонстрации останавливать изображение (стоп-кадр) или замедлять движение кадра (стробоэффект) [6, С.21].

По мнению таких ученых как Р.Ю. Трубицына и О.А. Щеглова «Применение фото-, киносъемки и видеозаписи способствует:

  • получению наглядного иллюстрационного, доказательственного и ориентирующего материала;
  • выявлению таких объектов, следов и фактов, которые находясь за пределами порога чувствительности органов зрения и слуха, не воспринимаются обычным способом. Кроме того, эти средства являются еще надежным средством «памяти». Они как бы запечатлевают на будущее то, что может не сохраниться в натуре».

Такое свойство видеозаписи, как способность фиксировать механическое движение объекта, особенно ценно при фиксации процесса следственного эксперимента, обыска, проверки и уточнения показаний на месте.

Возможность воспринимать не только запись звука (голоса, речи) в качестве информационного сигнала, но и сочетать это с наблюдением изображения очень ценно, когда видеозапись использована при допросе, предъявлении для опознания. Восприятие того, как вели себя участники следственных действий, способствует оценке их показаний, позволяет обратить внимание на детали, которые могли ускользнуть от внимания при иных способах фиксации.

Современные цифровые методы позволяют получить более высокое качество передачи мелких деталей, чем цветные фотоматериалы с высокой разрешающей способностью. В связи с этим, криминалистическая видеозапись продолжает совершенствоваться, становиться более оперативной и энергоемкой.

К сказанному следует добавить, что видеозапись обеспечивает хорошее качество изображения, т. е. яркость, контрастность и разрешающую способность, а цветные изображения обладают соответствующей интенсивностью и тональностью. Квалифицированно проведенная криминалистическая видеозапись способна обеспечить такую четкость изображения, которая характеризуется резкостью очертания границ объектов (их фрагментов) и высокой степенью передачи мелких деталей [6, С. 22-23].

Говоря о тонкостях применения криминалистической техники нельзя не отметить, что аудио- и видеозапись эффективно применять при первичных допросах подозреваемых в тяжких и особо тяжких преступлениях, когда они согласны сотрудничать со следствием; при допросе тяжелораненого потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого); при допросе (очной ставке) лиц, совершивших убийство, причинение тяжких телесных повреждений по личным мотивам, а также явившихся с повинной; при допросе (очной ставке) с участием подозреваемых в любых преступлениях, которые с учетом их характеристик готовы на последующих этапов следствия изменить или полностью отказаться от ранее данных показаниях; при допросе (очной ставке) свидетелей, потерпевших из числа малолетних, престарелых, пользующихся помощью переводчика, имеющих психические или физические недостатки и т.д.

В свою очередь, при использовании криминалистической техники в правоприменительной практике имеются проблемы, которые определяет человеческий фактор (формальный подход, слабая обученность следователей и т. д.) и не один год стоит острая проблема слабой оснащенности криминалистической техникой провинциальных отделов МВД и СО СК РФ. Наиболее эффективным способом, который бы частично разрешил эти проблемы, на мой взгляд, является внедрение в учебные программы вузов, выпускающих следователей-криминалистов (следователей), практических курсов (тренингов) по применению криминалистической техники в рамках уголовно-процессуального закона при производстве всех следственных действий. Именно оттачивание практических навыков использования криминалистической техники в рамках таких курсов будет способствовать получению не только теоретических представлений о криминалистической технике, но и позволит сформировать устойчивые навыки работы с ними, и, следовательно, повысить качество получения важной для расследования информации, а также повысит роль вуза и самих выпускников как будущих специалистов.

Сотрудники следствия и органа дознания неохотно применяют соответствующие криминалистическую технику по фиксации хода и результата следственного действия. Поскольку, это порой занимает значительное количество времени, также, в это выражается и в неграмотности применения, нецелесообразности (хотя, именно применение технических средств, это может дать конкретные положительные результаты) и т. п.

Кроме того, из беседы с сотрудниками правоохранительных органов стало известно, что согласно негласного указания руководства было дано распоряжение привлекать понятых к участию во всех следственных действиях, а не только прямо предусмотренных законом. Так в ч. 1 ст. 170 УПК РФ указано, что участие понятых носит обязательный характер в таких следственных действиях, как: обыск, выемка, личный обыск, предъявления для опознания, по всем остальным следственным действиям участие понятых осуществляется на усмотрение следователя, но с обязательным использованием технических средств хода и результата следственного действия. В связи с этим, возникает вопрос: а есть ли необходимость в применении технических средств без участия понятых, если на практике они обязательно должны присутствовать, даже если и применяются технические средства? И другой вопрос: если понятые обязательно должны присутствовать на каждом следственном действии, то, как быть при проведении следственного действия в ночное время суток, допустим, в степной местности, где до ближайшего населенного пункта достаточно далеко? Эти вопросы остаются открытыми.

Считаю необходимым процессуально регламентировать статус понятых как участников следственных действий. В УПК РФ достаточно подробно регламентирован статус присяжных заседателей, наподобие них, также, можно обозначить статус и понятых. Данную идею, так же, ранее выдвигал Р.С. Белкин «Понятые – это обычно лица, либо случайно оказавшиеся поблизости от места производства следственного действия…Понятых – людей случайных для следствия…» [4, C.4-5]. Законодательно закрепленный статус понятых гарантировал бы качественный состав понятых, людей, разбирающихся в процедуре производства любого следственного действия, которые не были уязвимы от давления со стороны других участников следственного действия (обвиняемого, защитника и т. д.), были бы наиболее компетентны в данной сфере.

Итак, проанализировав тактические основы использования аудио- и видеозаписи в ходе производства следственных действий, можно сделать вывод о наличии большого количества достоинств, нежели чем, недостатков использование аудио- и видеозаписи.

Несомненно, что основными достоинствами применения аудио- и видеозаписи в ходе производства следственных действий являются быстрота, полнота, эффективность, трудоемкость в оспаривании очевидного факта, зафиксированное техническим средством, законность использования, удобство в применении и другие.

Таким образом, деятельность сотрудников следственных подразделений по применению дополнительных средств фиксации требует разработки тактико-технических рекомендаций, облегчающих решение задач раскрытия и расследования преступлений в нынешних сложных условиях. Именно это является важной задачей криминалистики в плане обеспечения всестороннего и объективного расследования преступлений.



Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Текст с изм. и доп. на 1 декабря 2009 года. - М.: Эксмо, 2010. - 304 с. – (Российское законодательство).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Текст с изм. и доп. на 31 июля 2020. КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (последнее посещение – 09 сентября 2020).
  3. Конституция Российской Федерации // Информационно-правовое издание LEGIS http://www.legis.ru/misc/doc/3418/ (последнее посещение – 09 сентября 2020 г.)
  4. Р.С. Белкин. Курс Криминалистики: Общая теория криминалистики. В 3-х томах. Т.2. С.4-5.
  5. В.П. Приказчиков, А.П. Резван. «Тактика аудиозаписи и видеозаписи при производстве следственных действий».
  6. Р.Ю. Трибуцын, О.А. Щеглов. Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие (курс лекций) / под общей ред. Р.Ю. Трибуцына, О.А. Щеглова. Изд-во «Щит-М», М., 2004 – С. 22-23.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: