» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Лазеева Марина Владимировна, магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологическая подготовка водителей АТС

Статья просмотрена: 577 раз

УДК 159.91

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Горюшинский Валентин Сергеевич

кандидат технических наук, доцент

Лазеева Марина Владимировна

магистрант

Пеньшин Олег Николаевич

магистрант

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

 

Аннотация.  В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки водителей транспортных средств. Предложена модель отбора кандидатов в водители транспортных средств, предполагающая проведение психофизиологического тестирования на этапе предварительного медицинского осмотра. Исследованы факторы, которые помогут водителям сохранить психологию безопасного вождения.

Ключевые слова: ДТП, аварийность, транспортное средство, водитель.

 

Высокий уровень аварийности на дорогах, свидетельствует об одном: система профилактики ДТП, существующая сегодня, построена на «технократических» принципах и уже исчерпала себя, демонстрируя свою несостоятельность, поэтому,  требуется новая идеология, которая обеспечит безопасность на дорогах, учитывая менталитет россиянина, резко возросшие возможности транспортных средств, плотность и интенсивность движения и социально - экономическое положение страны. Поэтому особое внимание следует обратить на формирование психологии безопасного вождения, которая основана на изучении «человеческого фактора».

При вождении человек мотивирован на достижение конкретной цели и опирается на определенные правила, которые включают особенности работы систем ТС, организацию и управление дорожным движением, маршрут, профессиональные навыки и умения вождения [2]. Но, на практике, для обеспечения безопасного вождения этого крайне не достаточно. Считается, что при управлении транспортным средством водитель наряду со знаниями, умениями и навыками, использует не всегда даже осознанно.

Особую роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению, и закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя, а с психологической точки зрения имеет место, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя.

Изменить менталитет человека, и повысить уровень его культуры, за несколько десятков часов обучения в автошколе практически невозможно, но возможно показать роль профессиональной культуры в обеспечении безопасности дорожного движения и заставить человека о ней задуматься, и самое главное, нацелить его на ее формирование. Решить данную проблему возможно путем введения специального курса, такого как «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения», или например - «Психология безопасного вождения».

Так как в автошколах пока не существует подобного курса, то каждый водитель может изучить самостоятельно психологические правила безопасного вождения, которые позволят сформировать правильное отношение к автомобилю, скорости движения, другим водителям, пешеходам, требованиям ПДД, а самое главное дорожным ситуациям. Внимательное знакомство с правилами безопасного вождения, предоставит возможность водителям внести коррективы в их уже сформированные жизнью неправильные установки, убеждения, суждения. Благодаря этому, водители смогут существенно повысить безопасность вождения автомобиля.

Водителю будет полезным знакомство с психологическими правилами и для водителей, которые пережили ДТП. К сожалению, занятия по антиаварийной, (контраварийной) психологической подготовке с этими водителями в нашей стране не проводятся. Но после аварии они могут внимательно прочитать правила и самостоятельно определить, какое из них не было выполнено, и что стало причиной допущенной ошибки и ДТП.

Об этом так же свидетельствует статистика, что в основе большинства ДТП лежит человеческий фактор.

Анализ этих ДТП показал, что причиной 72 % всех аварий является человеческий фактор (вина водителя грузовика, водителя легковой авто­машины, пешехода). Среди других причин ДТП были названы погодные условия – 7,2%, инфраструктура – 5,1%, техническая неисправность транспортных средств – 15,7%, но все эти факторы играют незначительную роль в причинах ДТП.

Один из важнейших пунктов совершенствования подготовки водителей автотранспортных средств - это использование психологических и психофизиологических методов оценки и прогнозирования безаварийной деятельности.

Наиболее эффективной организационной и методической формой такой работы является психофизиологическое обеспечение деятельности водителя. В его основе должна лежать оценка профессионально важных психологических и психофизиологических качеств водителей.

В целях повышения эффективности подготовки водителей транспортных средств на основе научных исследований разработана и апробирована, система которая позволяет:

-          проводить оценку и контроль психофизиологических качеств кандидатов в водители;

-          модернизировать имеющуюся систему подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению.

Кандидаты в водители, не рекомендованные по психофизиологическим особенностям к вождению транспортных средств, требуют проведения дополнительных коррекционных занятий, которые направлены на повышение профессионально важных качеств, предъявляемых к водителям транспортных средств.

В целях повышения эффективности подготовки водителей необходимо обязательное проведение мероприятий по оценке и контролю психологических и психофизиологических качеств будущих водителей [2].

Предлагаемая модель отбора кандидатов в водители транспортных средств предполагает проводить психофизиологическое тестирование на этапе предварительного медицинского осмотра. Этот осмотр предлагается проводить всем кандидатам при подаче заявления на обучение. Предварительный медицинский осмотр включает в себя несколько этапов:

– психофизиологическое тестирование и тестирование медицинских показателей , которые связаны между собой;

  определение уровня психофизиологических особенностей человека;

– допуск к обучению управлением ТС.

Следующие этапы рассматриваются для лиц, не рекомендованных к обучению вождения ТС:

а) процесс обучения с учетом индивидуальных типологических особенностей человека;

б) психофизиологическая коррекция.

Для кандидатов, прошедших психофизиологическую коррекцию, проводят оценку эффективности это коррекции. Далее, кандидаты, получившие положительную оценку эффективности коррекции, рекомендуются к процессу обучения вождению ТС с учетом типологических особенностей человека.

Кандидаты, получившие отрицательную оценку эффективности коррекции, направляются на повторную психофизиологическую коррекцию.

После прохождения повторной коррекции кандидаты, получившие положительную оценку эффективности коррекции, рекомендуются к процессу обучения вождению ТС с учетом типологических особенностей человека. Кандидаты, которые получили отрицательную оценку повторной эффективности коррекции, отстраняются от обучения вождению ТС пожизненно.

Также требуется оборудовать в поликлиниках города специализированные кабинеты для прохождения психофизиологического тестирования и психофизиологической коррекции.

Все эти факторы помогут водителям сохранить психологию безопасного вождения.

Для улучшения безопасности дорожного движения все участники автотранспортной отрасли, должны взять на себя определенные обязательства и постоянно сотрудничать между собой. К тому же рекомендации, приводимые в данном исследовании, не следует рассматривать по отдельности, их необходимо проанализировать, распределить по приоритетности и рассматривать в комплексе [1]. И, главное, необходимо уделить особое внимание человеческому фактору, поскольку в данном исследовании было выявлено, что причиной 72% всех дорожно-транспортных происшествий является ошибка человека, за которую расплачиваются в том числе и другие люди.

названы погодные условия –



Список литературы:

  1. Горюшинский В.С., С.А. Паршин Мастерство водителя и безопасность дорожного движения // Современные информационные технологии. 2011. №13. С. 147-149.
  2. Пеньшин Н.В. Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: уч. пособие. Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. 115с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: