» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Мухаметьянов Фидан Рафисович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Цифровая трансформация в государственных и муниципальных закупках

Статья просмотрена: 35 раз
Дата публикации: 25.10.2020

ЦИФРОВая  трансформация  в государственных и муниципальных закупках  

Мухаметьянов Фидан Рафисович

студент магистратуры

научный руководитель: Касимов Тимур Салаватович

доцент, кандидат юридических наук

Башкирский государственный университет, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровизации в государственных и муниципальных закупках. Государственные и муниципальные закупки становятся технологичными, приходят новые технологии взамен старым, автоматизируются закупочные процессы. Изменения в сфере государственных и муниципальных закупок вынуждают субъектов таких закупок интенсивно осваивать новейшие технологии, такие как чат-боты, искусственный интеллект, блокчейн и др.

Ключевые слова: государственные закупки, цифровые технологии, блокчейн, электронизация.

 

В статье приводится исследование актуальных направлений воздействия цифровой экономики на государственные закупки в РФ. Цифровая экономика  представляют собой систему, включающую в себя экономические и правовые отношения, в рамках которых используются цифровые технологии. Не изучая детально, что означает данный термин, будет опираться именно на это определение в рамках данной статьи.

Цифровую экономику следует считать не будущим, а уже настоящим XXI в. Она непосредственным образом сказывается на особенностях отношений, которые формируются в процессе проведения государственных и муниципальных закупок. Для этих процессов необходима автоматизация, большая гибкость, компьютеризация, мобильность, передача данных через Интернет и иные телекоммуникационные технологии.

Процесс перехода РФ к цифровой экономике был отражен в программе «Цифровая экономика РФ», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р[1]. В рамках нее были приняты плановые документы, включая План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ» от 18 декабря 2017 г.

Цифровизация в процессе государственных и муниципальных закупок нацелена на повышение прозрачности закупок, стимулирование конкуренции среди возможных поставщиков, расширение доступа к закупкам для участников торгов.

В современных реалиях, несмотря на то, что эта сфера продолжает оставаться сложной и зарегулированной, сохраняется стремительная трансформация института государственных и муниципальных закупок. Именно цифровизация дает толчок в развитии этой сферы, благодаря чему увеличится прозрачность и эффективность закупочных процессов и снизятся издержки. Так, согласно данным исследования, которое было проведено Министерством финансов, только за I квартал 2018 г. сумма заключенных контрактов превысило 750 млрд руб.[2]

Растет технологичность сферы государственных и муниципальных закупок, осуществляется внедрение новых технологий и решений, автоматизация закупочных процессов. Так, на электронной торговой площадке «Центр электронных торгов», в основе которой лежит предиктивная аналитика, была эффективно использована технология машинного обучения. Для каждого поставщика предусмотрена аналитика того, в закупках какого заказчика он будет заинтересован.

Московским правительством, например, были предоставлены портал поставщиков и инвестиционный портал, которые должны были привлечь заказчиков и поставщиков, представляющих разные регионы страны.

Использование новых технологий в сфере закупок позволяет не только сделать закупочные процедуры более результативными и эффективными, но и перекроить все бизнес-процессы. К примеру, блокчейн привел к важной инновации: смарт-контракт – технологии, способствующей формулировке условий контракта и обеспечению его выполнения. Смарт-контракт создан для внедрения электронного документооборота в закупки на этапе, когда реализуется контракт. 2018 г. ознаменовался заключением первого смарт-контракта на электронной площадке B2B-Center. Это был фонд «ВЭБ-Инновации». Закупка осуществлялась на блок- чейн-платформе «Эфириума»[3]. По сути в мире наступает новая цифровая реальность, возникшая в результате современных тенденций и вызовов.

Безусловно, процесс закупок будет эффективен лишь тогда, когда в контрактных службах заказчиков будут работать профессионалы, имеющие высокий уровень знаний и правосознания, так как именно от них требуется эффективное планирование, проведение закупочных процедур, контроль за исполнением контракта и несение ответственности за результат[4].

На сегодняшний день от специалиста по закупкам требуется не только понимание того, в каком порядке и какими способами проводятся закупочные процедуры, но и наличие представлений об информационных технологиях[5].

В настоящее время лишь у уполномоченного специалиста с соответствующим образованием есть возможность совершения каких-либо правовых или технических действий в единой информационной системе. В рамках действующей системы контролируется вызов функций: в системе предусмотрена проверка того, что действие совершается именно тем, у кого есть на это соответствующие полномочия. Так, должна быть проведена регистрация каждого специалиста в сфере закупок в Единой системе идентификации и аутентификации, при этом учетная запись должна быть подтверждена[6]. С 2018 г. у заказчиков и поставщиков есть право на использование лишь усиленной квалифицированной подписи.

Под электронной цифровой подписью понимается флеш-накопитель, на котором записана ключевая информация. Это своего рода файл, где указываются полномочия владельца и соответствующий сертификат. Для записи сертификатов используются специальные носители, несанкционированный доступ к которым закрыт. Регламент о формировании и использовании подписей утвержден Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. 63-ФЗ «Об электронной подписи»[7].

На сегодняшний день государство предпринимает попытки системно решить вопросы результативности закупок, для этого оно оптимизирует все связанные процессы на каждом этапе, когда осуществляется закупочная процедура и внедряется сквозная автоматизация.

По словам заказчиков благодаря закупочным процедурам удается оптимизировать бюджетные расходы и трудозатраты, а закупки в среднем становятся эффективнее на 15%. При этом через единую информационную систему и торговые площадки заказчики фактически приобретают все необходимые товары (услуги, работы).

В настоящее время прогнозируются масштабные законодательные изменения, которые приведут к поэтапному переводу всех закупок в электронный вид – речь идет как о государственных, так и о корпоративных.

В  2017 г. было произведено подписание Федерального закона № 504-ФЗ «Об изменении контрактной системы», в котором был установлен запрет на бумажные закупки и введены новые электронные способы закупок. Кроме аукциона, электронный статус получили запрос котировок, конкурс, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры.

В соответствии с указанным Законом с 1 января 2019 г. был установлен обязательный статус электронных конкурентных процедур для всех заказчиков.

Кроме того, в апреле 2018 г. Правительством РФ было принято решение о переводе малых закупок в электронный формат для их прозрачности. Это привело к созданию специального электронного магазина, названного Единый агрегатор торговли «Березка»[8]. В нем есть возможность закупки товаров (работ, услуг) у федеральных, региональных и муниципальных заказчиков. При этом каждый субъект РФ получил также свой электронный магазин с установленными правилами и порядками.

С июля 2018 г. у всех заказчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом о контрактной системе[9], появилось право на проведение малых закупок и закупок лекарств посредством ЕАТ «Березка» по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом с 1 ноября 2018 г. федеральные заказчики были обязаны осуществлять свою деятельность в электронном магазине. Так, вне зависимости от цены контракта, канцелярские товары федеральные заказчики должны обязательно закупать через электронный магазин.

Региональные заказчики, наоборот, должны совершать малые закупки через электронный магазин вне зависимости от того, какой вид товаров закупается (услуг, работ), если цена контракта выше определенного ценового порога. Причем для каждого субъекта РФ предусмотрен свой порог. На пути реформирования законодательства в сфере закупок законодатель внес также соответствующие изменения а именно создание электронного каталога работ, товаров и услуг.

Каталог был создан для того, чтобы унифицировать наименование и описание объекта закупки. У электронного каталога есть неоспоримые преимущества. Например, через него потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) становится обладателем актуальной информации о том, какие закупки размещены, и быстро находит закупку, участником которой он может стать. Также, каталог отлично исключает коррупционные нарушения, так как не допускает таких ситуаций, когда заказчики неясно описывают объекты закупки для того, чтобы получить заявку от «своего» поставщика.

Согласно п. 5, 7 постановления Правительства РФ у заказчика нет права на изменение указанного в каталоге описания товаров, услуг или работ. Заказчик может лишь внести в объект закупки нужные ему функциональные, качественные, технические характеристики либо потребительские свойства, которые в каталоге отсутствуют. У заказчика есть право на добавление в описание дополнительных характеристик объекта закупки лишь в том случае, если такая необходимость обоснована.

В настоящее время предпринимаются попытки интеграции электронного каталога с такими информационными системами, как ЕГРЮЛ, ФНС и электронными торговыми площадками. Цель интеграции – закрепить в каталоге не только наименование объекта закупки, описание и единиц измерения, но и начальную цену закупки. Таким образом, сегодня в электронном каталоге может быть исключен человеческий фактор. В нем выводится объективная цена на работы, товары и услуги.

В настоящее время от заказчика требуется заполнение формы отчета по форме, которая утверждена постановлением Правительства. После того, как процесс отчетности по контрактам будет автоматизирован, заказчик должен будет записать данные в реестр, и отчет будет самостоятельно сформирован системой.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что закупочные процедуры претерпевают электронизацию, в сфере государственных и муниципальных закупок постепенно внедряются блокчейн-технологии. За счет цифровых технологий система закупок приобретет прозрачность, а государство сможет обратить внимание на имеющиеся отклонения в нормативном регулировании и ценообразовании.

В заключение следует сказать, что внедрив блокчейн-технологии в область муниципальных и государственных закупок, удалось бы добиться того, что российская экономика стала бы более производительной и восстановилась ее инвестиционная привлекательность. У каждого предпринимателя появился бы доступ к государственным заказам, и у государства появилась бы возможность наиболее эффективного удовлетворения своих потребностей в работах, товарах и услугах.  В результате использования этого инструмента может быть улучшено экономическое и правовое положение субъектов закупки.



Список литературы:

  1. Собрание законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
  2. Система закупок переходит в «цифру» // Электронный журнал «Стратегия». URL: http://strategyjournal. ru/partners-news/sistema-zakupok-perehodit-v-tsifru/ (дата обращения: 19.09.2020).
  3. Центр электронных торгов. URL: https://www.b2b-center.ru/news/?id=18140 (дата обращения: 22.01.2019).
  4. Борисова Е.Р. Профессионализм заказчика – базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2 (24). С. 24-26.
  5. Полбицына Л.Г. Профессионализм заказчика как необходимое условие оптимизации государственных и муниципальных закупок // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 49-54.
  6. Официальный интернет-портал государственных услуг в Российской Федерации. URL: https://www. gosuslugi.ru/ (дата обращения: 04.09.2020).
  7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63 ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 23 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
  8. Официальный сайт ЕАТ «Березка» в сети Интернет. URL: https://agregatoreat.ru/
  9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

[1] Собрание законодательства  РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

[2] Система закупок переходит в «цифру» // Электронный журнал «Стратегия». URL: http://strategyjournal. ru/partners-news/sistema-zakupok-perehodit-v-tsifru/ (дата обращения: 19.09.2020).

[3] Центр электронных торгов. URL: https://www.b2b-center.ru/news/?id=18140 (дата обращения: 22.08.2020).

[4] Полбицына Л.Г. Профессионализм заказчика как необходимое условие оптимизации государственных и муниципальных закупок // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 49-54.

[5]  Борисова Е.Р. Профессионализм заказчика – базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (24). С. 24-26.

[6] Официальный интернет-портал государственных услуг в Российской Федерации. URL: https://www. gosuslugi.ru/ (дата обращения: 04.09.2020).

[7]  Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 23 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.

[8] Официальный сайт ЕАТ «Березка» в сети Интернет. URL: https://agregatoreat.ru/

[9] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: