» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Еликова Мария Евгеньевна, студент 3 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте

Статья просмотрена: 30 раз
Дата публикации: 30.10.2020

УДК 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Еликова Мария Евгеньевна

студент 3 курса

научный руководитель: Проскурякова Лариса Александровна

доктор биологических наук,

профессор кафедры психологии и педагогики

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. Цель проведенного исследования – выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте. Задачи исследования составило рассмотрение в психологической литературе проблемы конфликта и эмоционального интеллекта, их взаимосвязи; проведение эмпирического исследования поведения в конфликте и эмоционального интеллекта старших школьников; анализ полученных результатоволученные в ходе исследования результаты иллюстрируют значимость способности управления эмоциями для взаимодействия в конфликтной ситуации. Владение данной информацией практически значимо как для старших школьников, так и для психолога в образовательной организации. На основе полученных данных возможна разработка психологического тренинга на развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, эмоциональное реагирование, конфликт, стратегия поведения в конфликте.

 

Вводная часть. Конфликт – это, в первую очередь, взаимодействие. Взаимодействие личностей, интересов, идей, ценностей... Конфликт может проявляться в разной степени, принимать разные формы протекания, возникать в самых разных условиях, и участниками конфликта могут быть люди любого возраста, пола, национальности, профессии… Масштаб значения конфликта в обществе огромен. Он охватывает все сферы общества и соответственно имеет место быть во всех социальных отношениях, начиная от ссоры между детьми, до столкновения интересов стран. Таким образом, проблема конфликта достаточно широка и может рассматриваться во многих аспектах общественных отношений.

Каждый конфликт имеет свой исход. То, как завершится конфликт и завершится ли он всегда зависит он его участников.

То, как поведут себя участники конфликта, определяется многими компонентами их личности. Один из них – это способность распознавать, понимать и оценивать эмоциональную картину конфликтной ситуации, подстраиваться под эмоциональное состояние противоборствующей стороны или наоборот переводить в другое русло, а также контролировать собственные эмоции. Эмоциональный интеллект - та составляющая личности, которая во много определяет не только исход конфликта, но и особенности его протекания: какая будет атмосфера взаимодействия, будут ли учтены интересы сторон, сохранятся ли взаимоотношения участников конфликта...

Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и поведения в конфликте проводилось среди представителей старшего школьного возраста. Учебная сфера является не исключением в возникновении конфликтных ситуаций. Проблемы конфликта, особенностей его протекания актуальна для рассмотрения у старшего школьного возраста, так как на данном этапе психического развития происходит формирование таких новообразований как самоотношение и саморегуляция – компонентов важных для становления психологически здоровой взрослой личности.

Стороны конфликта, а именно старшеклассники, могут принять сторону друг друга, найти общее решение, удовлетворяющее всех, уступить, продолжить отстаивать свою позицию или вовсе уйти от конфликта. То, как будут складываться конфликтные отношения, адекватный ли условиям конфликта будет его исход, определяется уровнем развития эмоционального интеллекта старшеклассников. Насколько они, как участники конфликта, способны считывать эмоции друг друга, природу этих эмоций и контролировать их проявление в своей личности - все это основа протекания конфликтного взаимодействия. Отсюда, была сформирована гипотеза исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и поведения в конфликте. Существует значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и поведением в конфликте у старших школьников, а именно: чем выше показатели управления своими эмоциями, тем выше значения конструктивных стратегий (сотрудничество, компромисс, приспособление). Целью исследования стало выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте.

Я. Щепаньский определяет конфликт как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Согласно А.А. Ершову, предпосылками столкновения, порождающими межличностный конфликт, может быть также несовместимость потребностей и мотивов, взглядов, поведения в процессе и в результате общения [6].

Также существует понимание конфликта, как противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями. Следовательно, основу конфликтных ситуаций в группах между отдельными людьми составляет столкновение противоположных интересов, мнений, целей [5].

Конфликт – это всегда противоречие. Противоречие интересов, ценностей, статусов, количества ресурсов. Независимо от того, чем была создана конфликтная ситуация, каждый участник задается вопросом: «Что я выиграю…? Что я потеряю…?». Посредством такого анализа ситуации происходит оценка собственных интересов и интересов конфликтующей стороны, что в конечном итоге определяет стратегию поведения в конфликте. 

Таким образом, в ситуации конфликта возникающие противоречия всегда актуализированы т.е. в конфликте между старшеклассниками всегда будет прослеживаться значимость для субъектов предмета конфликта. Из чего следует влияние личностных характеристик как факторов определяющих восприятие столкновения конфликтующими сторонам.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, которая реализуется через различные тактики, понимаемые как «совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии» [4].

К. Томас и Р. Киллмен описали и систематизировали следующие стили конфликтного поведения: уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс, конфронтация [4].

Уклонение – это стиль поведения в конфликте характеризуется отсутствием желания сотрудничать с кем – либо и принятие активного участия в отстаивании только своих интересов. Также ярко выраженным аспектом данной формы, является желание как можно быстрее выйти из конфликтной ситуации.

Приспособление – это стиль поведения в конфликте характеризуется склонностью участников конфликта смягчать, сглаживать конфликт, а также сохранять или, восстанавливать доверительные взаимоотношения между участниками.

Сотрудничество – это стиль поведения в конфликте характеризуется максимальным достижением своей выгоды всеми участниками конфликта, а также предполагает совместный поиск решения, который устроит все конфликтующие стороны.

Компромисс – это стиль поведения в конфликте характеризуется урегулированием разногласий, участников конфликта, взаимными уступками и частичного достижения своих целей.

Конфронтация или конкуренция – это стиль поведения в конфликте характеризуется активного достижения собственных интересов, игнорирую интересы других участников конфликтной ситуации. Данный стиль подразумевает навязывание своего мнения окружающем, ориентируется только на собственные силы, не приемлет совместных действий и при этом совершенно не важно какие будут отношения с активными участниками конфликтной ситуации [4].

Таким образом стратегия поведения – это стремление человека преодолеть противоречие, устранить дисгармонию во взаимоотношениях с окружающими или в самом себе. Представленное выше описание стратегий поведения не может характеризовать ни одну из стратегий как положительную или отрицательную. Любая стратегия оптимальна и эффективна при определенных условиях, заданных конфликтной ситуацией. Также выше была отмечена значимость личностных характеристик участников, которые могут как способствовать, так и препятствовать разрешению конфликта.

Эмоции оказывают значительное влияние на поведения человека, оно может быть как негативным, так и положительным, таким образом, «эмоциональный интеллект» означает наличие у субъекта способности, которая позволяет контролировать свои эмоции и различать эмоции окружающих[7].

Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом) [3].

Эмоциональный интеллект заключает способности наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [1].

П. Сэловей и Дж. Мэйер выделяют 4 компонента эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций.
  2. Фасилитация мышления – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее.
  3. Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний.
  4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей[10].

Н. Холл выделяет следующие компоненты эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомлённость, эмоциональное самосознание, управление своими эмоциями, эмоциональная резистентность, самомотивация, эмоциональный самоконтроль, эмпатия, эмоциональная чуткость, распознавание эмоций других.

Эмоции – это интерпретация чувств. Понимая свои и чужие эмоции, контролируя их и управляя эмоциями собеседника и в соответствии с этими знаниями выбрав стратегию поведения, возможно задать определенное направление развитию конфликта.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе МБОУ «Атамановская СОШ» среди учащихся 10 и 11 классов в количестве 40 человек. Методы исследования: анализ источников литературы, психодиагностическое тестирование, методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ Клоппера-Пирсона). Использовался пакет из 3 психодиагностических методик. Показатели эмоционального интеллекта старших школьников были получены с помощью методики «Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)» [9]. Для рассмотрения поведения в конфликте, а именно конструктивных и деструктивных стратегий были использованы методики «Оценка стратегий поведения в конфликтных ситуациях» К. Томас, адаптация Н. Гришиной [8] и Тест «Как вы действуете в условиях конфликта» В. Пугачёва [2].Полученные материалы формировались в базы данных. Описательная статистика количественных показателей представлена медианой и интерквантильным размахом, качественных показателей – долей и 95% доверительным интервалом доли, рассчитанным методом Клоппера-Пирсона. Сравнение рисков осуществлялось с помощью расчета относительного риска и его 95% доверительного интервала.

Результаты. При анализе результатов диагностики эмоционального интеллекта с помощью методики «Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)» было выявлено, что для 60% учащихся характерен высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

При анализе результатов диагностики способов поведения в конфликте с помощью методик «Оценка стратегий поведения в конфликтных ситуациях» К. Томас, адаптация Н. Гришиной и методики Тест «Как вы действуете в условиях конфликта» В. Пугачёва было выявлено, что для большинства старших школьников, а именно для 68% исследуемой выборки, в конфликтной ситуации приоритетными являются деструктивные стратегии поведения, а именно: соперничество – цели для них являются более важными, чем взаимоотношения с конфликтующей стороной, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй; избегание – для таких старших школьников в конфликтной ситуации характерно как отсутствие напористости, стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

При проведении корреляционного анализа выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта старших школьников и стратегий поведения в конфликте был использован коэффициент корреляции К. Пирсона.

По результатам корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между показателями эмоционального интеллекта старших школьников и стратегиями поведения в конфликте, а именно: чем выше показатели управления своими эмоциями, тем выше значения конструктивных стратегий (сотрудничество, компромисс, приспособление).

Корреляционный анализ позволил обосновать наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями выделенных теоретически факторов по критерию Пирсона, а именно:

- при рассмотрении взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта старших школьников и стратегиями поведения в конфликте по методикам «Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)» и «Оценки стратегий поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса установлено, что высокие показатели управления своими эмоциями связаны прямой связью с конструктивными стратегиями поведения в конфликте – сотрудничества (r = 0,476, при p<0,01), компромисса (r = 0,558, при p<0,01) и приспособления (r = 0,399, при p<0,01).

- при рассмотрении взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта старших школьников и стратегиями поведения в конфликте по методикам «Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)» и Тест «Как вы действуете в условиях конфликта» В. Пугачёва установлено, что высокие показатели управления своими эмоциями связаны прямой связью с конструктивными стратегиями поведения в конфликте – сотрудничества (r = 0,426, при p<0,01), компромисса (r = 0,647, при p<0,01) и приспособления (r = 0,423, при p<0,01).

Выводы. Согласно полученным данным, гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и поведением в конфликте у старших школьников, а именно: чем выше показатели управления своими эмоциями, тем выше значения конструктивных стратегий (сотрудничество, компромисс, приспособление).

Недооценка важности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование ведут к заболеваниям, возрастанию числа эмоциональных взрывов и конфликтов, к гнетущему состоянию неудовлетворенности собой и окружающим миром, к трудностям установления теплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки [1].



Список литературы:

  1. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. — Петербург : Москва, 2019. — 549 c. — Текст : непосредственный.
  2. Гилязова, О. С. Конфликтология : Практикум / О. С. Гилязова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 116 c. — Текст : непосредственный.
  3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — 2-е изд. — Питер : СПб, 2017. — 784 c. — Текст : непосредственный.
  4. Кибанов, А. Я. Конфликтология: Учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, ред,Кибанова,А Под. — 2-е изд., перераб. и доп. . — Москва : НИЦ ИНФРА, 2017. — 301 c. — Текст : непосредственный.
  5. Король, Л. Г. Конфликтология: учебное пособие для студентов / Л. Г. Король, И. В. Малимонов. — Ульяновск : Зебра, 2015. — 248 c. — Текст : непосредственный.
  6. Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для вузов / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. . — Москва : Юрайт, 2020. — 395 c. — Текст : непосредственный.
  7. Пантелеева, Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т. В. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. . — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 19-25.
  8. Райгородский, Д. Я. Психодиагностика персонала. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. — Москва : Бахрах-М, 2011. — c. — Текст : непосредственный.
  9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва : ИИП, 2009. — 488 c. — Текст : непосредственный.
  10. Salovey, P. Emotional intelligence: key readings on the Mayer and Salovey model. / P. Salovey, M. Brackett, J. D. Mayer. — Port Chester, N.Y : Dude Publishing, 2007. — 26 c. — Текст : непосредственный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: