» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сущность педагогической диагностики в образовательном процессе

Статья просмотрена: 30 раз
Дата публикации: 8.11.2020

УДК 013.00

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Андрусяков Ирина Петровна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №40 г. Белгорода

Кучманова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №40 г. Белгорода

 

Аннотация.  В статье рассматриваются диагностические задачи в процессе образования, а также действующие принципы диагностирования в системе образования. Более подробно рассматриваются принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся.

Ключевые слова: задачи диагностики, предмет педагогической диагностики, сущность педагогической диагностики.

 

Основное место в деятельности педагога, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого ребенка, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности,. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника, Это даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию. Помимо задач изучения личности обучающихся у педагогов возникает необходимость проверки усвоения знания [1].

Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе педагога, решаются с помощью педагогической диагностики, изучению методов которой посвящена данная работа.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики [2].

По мнению, Кочетова А.И., «сущность педагогической диагностики» — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей”[4].

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении.

Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания [2].

Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии [3].

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий [3].

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели [2]:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
  2. определение результатов обучения;
  3. планирование последующих этапов учебного процесса;
  4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
  5. оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

  1. выявление относительного уровня развития учащихся;
  2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
  3. выявление потенциальных возможностей развития.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование [4].

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то, важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.

Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер.  

 Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов [2].

Таким образом, диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны.



Список литературы:

  1. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 233 с.
  2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 2011. - 240с.
  3. Педагогическая диагностика в воспитательном процессе [Электронный ресурс]: http://www.libsid.ru/pedagogicheskaya-diagnostika
  4. Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]: http://www.paidagogos.com/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: