» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Рябинская Анна Дмитриевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях

Статья просмотрена: 31 раз
Дата публикации: 11.11.2020

УДК 336.1

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Черкесова Эльвира Юрьевна

доктор экономических наук, профессор

Рябинская Анна Дмитриевна

магистрант

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

 

Аннотация. В статье рассмотрены финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях. Данная тема, на мой взгляд, является чрезвычайно актуальной и интересной, поскольку одной из главных тенденций российской экономической политики является оказание помощи субъектам малого бизнеса для их развития в будущем. Так же в статье были рассмотрены проблемы финансовых методов государственной поддержки малого бизнеса. Данные методы имеют свои недостатки и нуждаются в модернизации, поскольку малый бизнес в экономике страны играет немаловажную роль.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, финансирование, кредит.

 

 

Рассмотрение финансово-кредитных методов поддержки малого бизнеса в настоящее время представляет определенный интерес. В российской экономике после введения санкций усилилась проблема повышения эффективности методов государственной поддержки бизнеса.

В современных условиях сформировался большой интерес к развитию малого бизнеса в стране, так как количество данных субъектов с каждым годом растет.

Для успешного развития и роста малого бизнеса необходима прочная стабильная материальная база. Поэтому одной из главных тенденций российской экономической политики является оказание помощи субъектам малого бизнеса для их развития в будущем.

Под государственной финансовой поддержкой малого  и среднего бизнеса принято считать совокупность действий, которые нацелены на увеличение доступности финансово-кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. [1, c.148]

Активные малые и средние предприятия - признак развитой современной экономики. В развитых странах сектор малого  и среднего бизнеса в среднем обеспечивает почти половину ВВП и существенно влияет на налоговые доходы государства. Кроме того, малый и средний бизнес - это всегда новые рабочие места и, как правило, активное внедрение инноваций. Большинство стран не одно десятилетие подряд делают ставку на малые и средние предприятия, создавая им комфортные условия - бизнесу доступны государственные гарантии, субсидии, льготные кредиты и другие преимущества.

В России доля малого и среднего бизнеса в ВВП сейчас составляет 21,9%, но эта цифра достаточно условна. Сложности расчетов связаны в первую очередь с недолговечностью существования малого бизнеса - часть компаний, внесенных в реестр, который ведет Федеральная налоговая служба, могут оказаться уже несуществующими. Более точный учет компаний и оказываемых им мер государственной поддержки позволит вести Единый реестр малых и средних предприятий - получателей поддержки.

Система государственной финансовой поддержки малого бизнеса направлена на одновременное разрешение двух главных проблем:

· оказание непосредственной финансовой поддержки малому предпринимательству;

· формирование и стимулирование рынков заёмных ресурсов для увеличения спроса предложений рынка малого и среднего бизнеса. [2, c.57]

Финансовое обеспечение малого бизнеса осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами, которые формируются ежегодно за счет бюджетов всех уровней, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого бизнеса.

Фонды поддержки малого бизнеса на всех уровнях осуществляют мероприятия по финансированию хозяйствующих субъектов такие как:

  • предоставление малому бизнесу льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без необходимости получения лицензии на банковскую деятельность;
  • исполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  • обеспечение финансовой поддержки на возмездной и безвозмездной основе для создания конкурентной среды, повышения занятости населения, роста показателей ВВП;
  • финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала для малого бизнеса, поддержка новых экономических структур, защита потребителей;
  • участие в создании проектов малого бизнеса с целью формирования насыщенности рынка, компаний по предоставлению необходимых консультаций, а также развития конкуренции и систем товароведческой экспертизы товаров и услуг;
  • финансирование научно-исследовательских, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью малого бизнеса. [4, c.25]

Предоставление льгот конкретным видам малых предприятий может в значительной мере повысить как приток капитала, так и приток рабочей силы в конкретных областях экономики. Этого можно добиться путем оказания помощи тем сферам малого бизнеса, которые занимаются прогрессивными технологиями. Все это будет способствовать сохранению кадрового потенциала  и вовлечению квалифицированных специалистов в научно-техническое развитие страны. [5, c.87]

Система государственной поддержки малого бизнеса имеет свои недостатки, поэтому политика поддержки малого предпринимательства нуждается в модернизации.

В системе малого бизнеса большую значимость приобретают  проблемы финансово-кредитной поддержки со стороны государства, применение налоговых льгот и решение других не менее важных задач, которые оказывают существенное влияние на развитие малого бизнеса.

Можно отметить следующие недостатки и проблемы государственной финансовой поддержки малого бизнеса:

  • трудность в получении средств для открытия и развития бизнеса;
  • недостаточное информационное освещение предпринимателей о способах государственной поддержки;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • низкое качество организационных, экономических и правовых знаний предпринимателей;
  • возникновение сложности при подаче и оформлении документов на получение льгот, субсидий и грантов.

Государство должно рационально снизить административные и контрольные функции государства, освободить бизнес от лишних чиновников, защитить права и безопасность предпринимателей и их собственность, а также стимулировать предпринимательскую деятельность.

Кроме того необходимо создать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса, развивать систему предоставления специализированных консультационных услуг, улучшить обучение и повышение квалификации предпринимателей, так как по данным Росстата, менее трети представителей малого бизнеса (31,5%) и индивидуальных предпринимателей (28,9%) знают о государственной поддержке малого бизнеса. В дальнейшем это обеспечит стабильность функционирования не только небольших компаний, но и всей страны. Возможно создание комплекса мероприятий для поддержки малого бизнеса, таких как  разработка методов привлечения займов, усовершенствование налогообложения  малого бизнеса.

Вышеперечисленные мероприятия должны предоставить предпринимателям больше возможностей для расширения уже имеющегося бизнеса, а также для создания нового, упростить управление и учет на предприятиях. Для благоприятного развития малого бизнеса государство должно видеть достойного и равного партнера в предпринимателях. Этого можно добиться путем вовлечения представителей малого бизнеса в постоянно действующие органы для их непосредственного участия в формировании политики в сфере малого и среднего бизнеса.

 В заключение можно сказать, что формирование необходимых условий для расширения и усовершенствования малого бизнеса является в настоящий момент одной из немаловажных задач государства, а сделать все возможное для эффективной реализации этих условий – основная задача самих предпринимателей.



Список литературы:

  1. Забродская Н. Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. – Москва : Амалфея, 2013. - 288 c. – Текст: непосредственный.
  2. Архипов Ю.А. Государственная поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития / Ю.А. Архипов // Микроэкономика. - 2013. - № 1. - С.56-60.
  3. Ильяева Ю.М. Совершенствование государственной политики поддержки субъектов малого бизнеса в России / Ю.М. Ильяева, А.О. Рытикова // Фундаментальные исследования. − 2015. − № 2-24. - С. 5438-5444.
  4. Сарапкина Т.А. Бизнес-инкубатор как инструмент успешного развития малого и среднего бизнеса / Т.А. Сарапкина // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2016. - № 4 (18). - С. 25.
  5. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства / А.В. Нурмухаметов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 3 (31). - С. 83-89.
  6. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 09.11.2020).
  7. Черкесова Э.Ю. Человеческий фактор в экономике знаний // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 4. - С. 124-128.
  8. Черкесова Э.Ю., Савчишкина Е.П.. Индикаторы индекса человеческого развития как инструмента оценки достижений страны в области социально-экономического развития // Друкеровский вестник. – 2018. - № 1 (21). - С. 17-27.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: