» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020

Автор: Шмелькова Анастасия Александровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: «Зачем нужны пальчиковые игры»

Статья просмотрена: 27 раз
Дата публикации: 28.11.2020

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Шмелькова Анастасия Александровна

воспитатель

Муниципальное автономное образовательное учреждение № 20

«Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.  

 

Аннотация. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

 

 Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются: 

-речевое развитие; формирование правильного произношения звуков; 

-тренировка умения чѐтко и быстро говорить; 

-работа над совершенствованием координации движений; 

-развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью; 

-способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых. 

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания: развитие речи; отработка математических навыков; запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку; заучивание рифмовок; гимнастика с окружающими предметами.

 

 

 

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок,  лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Дошкольный возраст - это тот период, когда ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. Общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учѐных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.

Группы пальчиковых игр.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению: 

1.Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребенок видит тот или иной объект. 

2.Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. 

3.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмѐрка». 

4.Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш. 

5.Театр в руке: «Бабочка», «Сказка». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

ОСОБЕННОСТИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР.

 Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы.  В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень важны эти игры для развития творчества детей (например, одна рука изображает кошку, а другая домик – бегущая кошка в этот дом). Многие игры требуют участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз». Много игр с разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками. Уделяя должное внимание играм на развитие мелкой моторики, решают сразу несколько задач.

Косвенным образом влияют:

1. На интеллектуальное развитие ребенка.

2. На эмоциональное развитие ребенка.

3. На развитие речи.

4. На повышение уровня школьной готовности.

 5. Готовят к овладению навыков письма.

Если пальчиковым играм уделять ежедневно 2 – 5 минуты, то во многом эти задачи будут решены. Задача взрослых использовать те игры, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Выполняя правильно пальчиковые игры, мы получим хороший результат к оздоровлению и развитию образного мышления

Таким образом, пальчиковые игры необходимы и важны в развитии ребенка. При помощи их в дошкольном возрасте развивают механизмы, необходимые для овладения письмом (для подготовки ребенка к школе), создаются условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развиваются навыки ручной умелости. И ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.



Список литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет.сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  2. Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  3. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб. :Литера, 2008.- 33с. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  4. Авдулова, Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - 112 с.
  5. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37. .
  6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г.Арушанова. - Минск, 1999. - 221 с. 7.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 181 с. .
  7. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 1999. - 160 с. .
  8. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000. - 18 с.
  9. Образовательные стандарты Дошкольное образование. - Минск, - 2013. - 28 с.
  10. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 311 с.
  11. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 119 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: