» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020
Автор: Кочеткова Анастасия Игоревна, студент магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Выбор ключевых преимуществ языковых центров на основе исследований предпочтений потребителей в городе Челябинск
Дата публикации: 07.12.2020
УДК 339.13
ВЫБОР
КЛЮЧЕВЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЯЗЫКОВЫХ ЦЕНТРОВ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК
Кочеткова
Анастасия Игоревна
студент магистратуры
кафедра менеджмента,
Высшая школа экономики и управления
Южно-Уральский
государственный университет, г. Челябинск
Аннотация. В
данной статье проведен анализ современного рынка языковых услуг г.Челябинска,
выделены лидеры; каждый лидер рассмотрен. Автором рассмотрены процессы
становления и развития в данной сфере, изучены предпочтения клиентов на рынке.
В статье подробно обсуждаются результаты: цели посещения курсов, получение
информации, информированность соц.сетей, онлайн образование. Результаты анализа
критериев выбора языковых центров г. Челябинска позволяют оценить ситуацию на
рынке и принять правильное решение по развитию данной сферы.
Ключевые
слова: языковые услуги, бизнес, конкурентоспособность, анализ
рынка, продвижение, предпочтение потребителей.
Безусловно,
рынок образовательных и лингвистических услуг является насыщенным на данный
период времени, поэтому уровень конкуренции растёт и его исключение невозможно.
Одним из условий конкурентоспособного специалиста на рынке труда является владение
им иностранным языком[3, 4]. Для того
чтобы не потерять потребителей необходимо постоянно повышать уровень компании в
любых направлениях. Главным преимуществом компании будет являться ее
узнаваемость на рынке. Для этого нужен комплекс маркетинговых коммуникаций [1].
Языковые
центры предлагают различные программы обучения, что позволяет подобрать вариант
для комфортного изучения иностранного языка в соответствии с предъявляемыми
целями клиента [2]. Ключевое преимущество языковых центров – получение по
окончанию обучения сертификата, подтверждающего получение определенного уровня
знания английского языка.
Языковой
рынок г.Челябинска на сегодняшний день довольно разнообразен и конкуренция
здесь достаточно высока. По данным сервиса 2ГИС, на данный момент в г.
Челябинске насчитывается 250 учреждений языкового обучения, а также субъектами
конкурентной среды выступают:
1.
частные
репетиторы;
2.
общеобразовательные
учреждения, ВУЗы;
3.
онлайн
платформы по изучению языков;
4.
подготовительные
курсы при учебных заведениях за рубежом.
Далее
рассмотри анализ наиболее крупных сетевых конкурентов:
1.
The English club - самая крупная школа иностранных
языков в Челябинске.
Адрес:
Челябинск. Главный учебный центр – Энтузиастов 11/2.
Сайт: http://enclub.ru/ The English club -
сеть
школ иностранных языков, основанная в 1992 году.
Деятельность
компании включает в себя:
1.
Обучение
иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский,
китайский);
2.
Дополнительные
программы (клуб общения, театральные постановки, языковая практика с носителем,
летние программы обучения);
3.
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ;
4.
Языковой
лагерь 4U Camp;
5.
Международные
программы обучения;
6.
Кембриджские
экзамены.
Перед
началом обучения клиентам прилагают бесплатное тестирование на определение
уровня знаний. Тест можно пройти на сайте или в офисе школы. После прохождения
теста, с клиентом свяжется администратор и скажет результаты теста, а так же
поможет выбрать программу обучения, в группе или индивидуально.
Так же
в школе имеются различные программы обучения: Обучение детей и взрослых с
разными уровнями знаний.
a)
ADULTS
- Эффективные методики группового
обучения взрослых
b)
TEENS
- Английский язык для подростков 13-17
лет. Курс English File издательства Oxford. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
c)
JUNIORS
- Английский язык для детей 8-12 лет.
Дети учатся слушать рассказы, понимать услышанное
d)
KIDS
- Английский язык для детей 4-7 лет.
Младшие дошкольники быстрее и легче овладевают фонетикой иностранного языка
e)
MOM
AND BABY - Английский язык для детей 2-3 лет.
Процесс овладения языком тренирует память, внимание, мышление ребёнка
f)
ONE
TO ONE - Индивидуальное обучение.
Безраздельное внимание преподавателя к студенту. Обучение с носителями языка
g)
CORPORATE
- Корпоративное обучение. Специальные
удобные форматы обучения для ваших сотрудников
h)
CONVERSATION
CLUB - Клуб общения. Развивайте разговорные
навыки. Занятия ведут носители языка
2.
БИГ БЭН - является партнером Oxford School,
Cambridge University, Британских издательств Macmillan, Pearson, ведущих
европейских издательств Германии, Испании, Франции, Италии, которые
осуществляют методическую поддержку обучения.
Сайт: https://www.bigben74.ru/
Big Ben -
сеть
школ иностранных языков, основанная в 2008 году.
Деятельность
компании включает в себя:
1.
Курсы
английского языка;
2.
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ;
3.
Обучение
за рубежом (Англия, Сингапур, Китай, Мальта, Италия, Чехия, Кипр, Америка);
4.
Подготовка
к IELTS;
5.
Подготовка
к международным экзаменам;
6.
Кулинарные
МК на английском;
7.
BIG
BEN CAMP.
Так же
в школе имеются различные программы обучения: Обучение детей и взрослых с
разными уровнями знаний.
a)
BEGINNER
– Уровень для начинающих изучать иностранный язык с нуля;
b)
ELEMENTARY
– По окончании этого уровня Вы приобретаете элементарные навыки разговорной
речи и знакомитесь с грамматикой английского языка;
c)
PRE-INTERMEDIATE
– Уровень дает уверенное знание грамматики, расширяет словарный запас и
совершенствует навыки восприятия иностранной речи на слух;
d)
INTERMEDIATE – Вы будете иметь углубленные знания в области
грамматики и широкий словарный запас. Сможете разговаривать на разные темы,
воспринимать естественную английскую речь на слух, читать адаптированную
литературу и писать несложные тексты;
e)
UPPER-INTERMEDIATE
– Уровень дает свободное владение разговорным языком в различных ситуациях,
обширный словарный запас, глубокое знание грамматики, возможность читать
неадаптированную литературу на английском языке и понимать на слух сложные
тексты;
f)
ADVANCED
– Уровень дает свободное владение разговорным английским языком в самых
разнообразных ситуациях, богатый словарный запас, глубокое знание грамматики.
3.
Planet English – сеть школ иностранных языков,
основанная в 2002 году.
Сайт: https://planetenglish.ru/
Преимуществом обучения в Сети школ иностранных языков Planet English является продуктивное, по сравнению
с традиционными методиками, обучение английскому языку в сжатые сроки от 2,5 –
3,5 месяца (по традиционной методике на это уходит 1,5-2,5 года).
Деятельность
компании включает в себя:
1.
Курсы
английского языка;
2.
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ;
3.
Подготовка
к IELTS;
4.
Онлайн
обучение;
5.
PE
Camp;
6.
Корпоративные
курсы.
Так же
в школе имеются различные программы обучения: Обучение детей и взрослых с
разными уровнями знаний.
a)
Курс
PlanetEnglish Kids;
b)
Собственный
онлайн-сервис PE Online;
c)
С
возраста 9-10 лет (с программы Oxford Team), мы начинаем подготовку к ЕГЭ по
программе ExamTime;
d)
Разговорный
курс для взрослых;
e)
Фирменные
методики ("Грамматический конструктор" и др.);
f)
Коммуникативные
занятия только на английском языке (Free Talk Concept).
4.
ИнЛингва – сеть школ иностранных языков,
основанная в 2012 году.
Сайт: http://inlingva.com/
Деятельность
компании включает в себя:
1.
Обучение
иностранным языкам (английский, французский, испанский, итальянский, китайский,
турецкий, арабский, японский);
2.
Подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ;
3.
Языковой
лагерь;
4.
Международные
программы обучения;
5.
Дистанционное
обучение;
6.
Корпоративные
курсы.
Так же
в школе имеются различные программы обучения: Обучение детей и взрослых с
разными уровнями знаний.
a)
Курс
для всей семьи «говорим по-английски всей семьей»;
b)
Уникальный
курс для туристов «как выжить за границей»;
c)
Программа
для дошкольников с 3 до 6 лет «любимый английский»;
d)
Программа
для младших школьников с 7 до 11 лет «английский на 5»;
e)
Программа
для подростков с 11 до 16 лет «английский клуб»;
f)
многоуровневые
интенсивные курсы для взрослых;
g)
бизнес
курс.
Для
того чтобы проанализировать положение компаний на рынке языковых услуг в мае
2020 года было проведено эмпирическое исследование методом анкетирования,
участие в котором приняли 200 респондентов.
Возраст
респондентов от 16 до 45 лет. Из них 55,9% - женщины и 44,1% - мужчины. Это
соотношение связано в первую очередь с тем, что, чаще всего, детей на занятия
приводят мамы или бабушки.
Необходимо
также рассмотреть такой показатель как род деятельности. По данному показателю
большая часть респондентов принадлежит к категории родителей, которые отвечали
за детей. На втором месте оказались студенты, на третьем – рабочие и
сотрудники. Самую малочисленную группу составили респонденты, принадлежащие к
категории руководителей. Также большая
часть респондентов имеет среднемесячный доход от 20 до 35 тыс. рублей (45,7%),
что позволяет клиентам оплачивать языковые курсы.
Немаловажным фактором анализа
предпочтений потребителей является способ изучения языков, их уровень знаний и
причины, по которым им понадобился тот или иной язык.
Процентное соотношение
распределилось таким образом: Большая часть респондентов согласилась, с тем,
что изучение языков в специализированном центре наиболее эффективный вариант
обучения (68,6%). По уровню знаний большинство респондентов находятся на
ступени новичков (в основном это дети и младшие классы) (37,1%) , а так же те,
чей уровень составляет ниже среднего (то есть, знание основ языка, звуков, слов
и простых словосочетаний) (34,3%). Из-за
того что уровень знаний большинства респондентов ниже-среднего, главное
причиной изучения языков является укрепление навыков (51,4%), вторая причина по
большей мере относится к ученикам старших классов и студентам, так как они
выбирают подготовку к экзаменам (17,1%).
Большинство
респондентов ответило, что информацию о языковых программах и курсах они
получают чаще в социальных сетях – 33%, в интернете – 29%. Также заинтересовал
ответ, что 7% респондентов получают данную информацию от знакомых, учителей в
школе, а также рассылки на почту. Неэффективными каналами коммуникации
оказались листовки и наружная реклама.
Важным
фактором в оценке работоспособности языковых центров являются различные характеристики.
Респондентам были представлены варианты для оценки по 10-ти бальной шкале,
такие как высококвалифицированный персонал, возможность индивидуального
обучения, возможность заниматься за границей, оплата обучения, возможность
подготовки к экзаменам, удобное расположение и расписание, а также обратная
связь [5].
Из
опроса следует, что основными факторами выбора языкового центра являются
известность компании, удобное расположение школы или центра, профиль обучения,
а также расписание.
Также
респонденты выбрали способы коммуникации, или какие сети и способы продвижения,
более привлекательные и их стоит развивать. Большая часть респондентов уверена,
что развитие Instagram
является оптимальным решение при продвижении социальных сетей (88,6%). Вторым
по популярности способом является продвижение персональных сайтов (71,4%), это
хороший вариант коммуникации, так как простота сайта и его наполняемость будет
характеризовать центр или школу, а также будет упрощать работу менеджеров
центров. Так как обратная связь очень важна для налаживания контакта с
клиентами.
Далее
был задан блок вопросов связанный с онлайн обучением. Большая часть
респондентов поддерживает идею дистанционного обучения (62,9%).
Средняя
продолжительность одного занятия составляет 45 минут или 1 академический час.
Что касается дистанционного обучения, респонденты готовы заниматься от одного
до двух часов (86,4%), что является оптимальным для онлайн занятия. А так же
респонденты готовы заниматься 2-3 раза в неделю (81,6%). Также почти все
респонденты оценили по 5-ти бальной шкале характеристики дистанционного
обучения, такие как доступность, интерактивность, обновление информации,
экономия времени и индивидуальный подход.
Также респондентам был задан вопрос о формате обучения, так
как некоторым студентам удобнее заниматься дистанционно (22,9%). Но так как
респондентами являлись родители, отвечающие за малышей, предпочтительнее стало
интерактивное обучение, с помощью различных методов обучения (71,4%).
Для малышей самым лучшим вариантом является интерактивные
учебники и рабочие тетради, наглядно показывающие предметы, при такой технике
обучения, у детей развивается моторика, внимание и им легче воспринимать
информацию.
Большая часть клиентов отмечает, что на сайтах языковых
центров не хватает информации о квалификации педагогов, нет интересных
тренингов, информации о формах обучения и не у всех присутствует сертификат по
окончании языковых курсов.
На данный момент рынок языковых услуг в г. Челябинске
открывает перед представителями данной сферы широкие возможности. Проведенный
анализ конъюнктуры рынка языковых услуг г. Челябинска позволяет всецело оценить
ситуацию и принять правильное решение по развитию данного бизнеса.
Рисунок 1.1. Оценка
критериев конкурентоспособности
Список литературы:
- Аникина А.А. Маркетинговые коммуникации при минимальных затратах // Маркетинг услуг. 2012. № 4. C. 68.
- Неустроева А.М. Преодоление языкового барьера при изучении иностранных языков на примере английского языка // В книге: Актуальные вопросы лингвистики в современном профессионально-коммуникативном пространстве IV межвузовская молодежная научно-практическая конференция. Редакционная коллегия: Л.К. Кондратюкова, М.А. Гросс, Т.А. Винникова. 2015. – С. 81-83.
- Шевченко О.М. Сущность и особенности образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 85.
- Волкова Т.Р. Пути повышения конкурентоспособности языковых школ // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – № 1 (1). – С. 17-19.
- Папуткова Г.А., Потапова Т.К., Егоров Е.Е. Развитие программ дополнительного образования в контексте функционального разделения педагогического труда // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2 (19). – С. 62-70.
Комментарии: