» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020
Автор: Фаритов Анатолий Тависович, учитель информатики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проектная инженерная деятельность в рамках системы школьного образования и воспитания
Дата публикации: 11.12.2020
ПРОЕКТНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
РАМКАХ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Фаритов Анатолий
Тависович
учитель информатики
ОГБОУ «Гимназия №1 им. В.И. Ульянова города Ульяновска», г. Ульяновск
Аннотация. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что на современном этапе человеческая цивилизация находится на качественно новой стадии своего развития. Влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, в связи с подобным положением дел актуализируется задача развития инженерного мышления как основополагающей характеристики современного человека. В деле преобразования окружающего мира именно инженерное мышление выступает как ведущий и наиболее значимый тип мыслительной деятельности человека.
Ключевые слова:
компетенция, инженерная, школа, робототехника, проблема, прогресс, информатика.
Проектная деятельность в
образовательном процессе изучалась многими педагогами и учеными. В частности
теоретические и методические основы отражены в работах И.И. Ляхова, А.В.
Леонтовича, А. С. Обухова, В.В. Гузеева, практические
решения предложены Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.В. Ретивых, Г.К. Селевко,
Е.А. Пеньковским и другими.
Под проектной деятельностью
подразумевается особый вид учебно-познавательной деятельности, направленный на
создание или изменение объекта, включающий анализ, постановку целей и задач,
определение проблемы, выбор ресурсов для её решения, разработку плана,
реализацию проекта, рефлексию полученных результатов [4].
Проектную деятельность
можно воспринимать как проблемное или развивающее обучение, так как при решении
проблемной задачи учащийся получает новый опыт или навык, заранее определённый
учителем [1]. Непосредственное руководство
учителя делает обучающихся объектом педагогического воздействия, однако,
активное участие в деятельном процессе, самостоятельная организация и
творческое осуществление проектной работы, саморазвитие и самореализация
переводит их в субъект педагогической деятельности [3]. Конечный продукт проектирования представляет собой
материализацию субъективного опыта учащегося. Информацию школьники находят
самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта, наблюдателя, эксперта,
разработчика, координатора. Учитель предоставляет простор для самостоятельной
деятельности детей [6].
Сегодня инженерное
образование принято рассматривать как специально организованный процесс
обучения, в котором формы, методы и содержание образовательной деятельности
ориентированы на мотивацию учащихся к приобретению профессии инженера.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных средств
формирования инженерной компетенции учащихся [2].
1. В обязанности инженеров
входит как анализ, сбор, обработка информации так и проведение эксперимента,
расчётов, подведение итогов, вывод о полученном результате – всё это невозможно
без специального обучения или предварительной подготовки.
2. Инженерная деятельность
требует применения творческого и интеллектуального подходов, способностей
креативное мыслить, решать междисциплинарные проблемы, коммуникативных навыков,
умение работать в команде. Проектная деятельность позволяет раскрыть творческий
потенциал учащихся [5].
Программа по организации
внеурочной деятельности учащихся предназначена для того, чтобы мотивировать
школьников 5-9 классов на изучение основ программирования. Важно не просто
прийти к тому, чтобы школьники научились работать с компьютером, а использовать
его и цифровые технологии для решения творческих задач, воплощения авторских
идей и т. д. С педагогической точки зрения актуальность курса обусловлена
необходимостью развития у школьников разнонаправленных компетенций, который
пригодятся в реальной жизни. В качестве основы для реализации инженерных
проектов предлагается использовать среду программирования Scratch.
Эта среда базируется на графическом языке программирования, позволяет работать
с разными типами данных. Более того, эта среда программирования включает в себя
поэтапное усложнение задач. Если на первых занятиях школьникам предлагается
собирать простейшие конструкции, то на более позднем этапе обучения школьники
приобретают необходимые знания для более сложных проектов в области инженерных
технологий. Работа школьников в данной информационной среде постепенно готовит
их к изучению информатики и ИКТ в старших классах.
Программа внеурочной деятельности требует от педагога отбирать и адаптировать
материал для учащихся, учитывать возрастные особенности учащихся и возможности
реализации инженерных проектов для обеспечения междисциплинарных связей.
Список литературы:
- Елизарова Е.А. Сущностный анализ проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1(17). - С. 66-71.
- Королев А. Л. Проектная инженерная деятельность в школьном образовании // Вестник ШГПУ. - 2019. - №2 (42). – С. 62-68.
- Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 139 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования // Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286 с.
- Сизова М.Ю. Формирование инженерного мышления школьников в процессе проектной деятельности по математике // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 7-8 апреля 2015 г.) - Екатеринбург, 2015 – С. 162-166.
- Усынин М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - №3. – С. 115-127.
Комментарии: