» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интерактивные технологии как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 11.12.2020

УДК 37

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Половиткна Елена Витальевна

воспитатель

Какаурова Наталья Стаиславовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска

детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье раскрываются общие положения речевого развития в дошкольном возрасте, как важный фактор формирования коммуникативной компетентности детей. Развитие речи раскрыто через интерактивные технологии, которые педагоги внедряют в педагогический процесс.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, коммуникативная компетентность, интерактивные технологии.

 

Дошкольный возраст - самый ответственный период в развитии речи детей.

В настоящее время наш опыт и постоянный мониторинг развития дошкольников свидетельствует о увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста» [2, с. 3]. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»:

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры [4].

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Коммуникативная компетенция – это способность налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации [2].

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

Становление коммуникативной компетентности может решаться через следующие задачи:

Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней

позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении [2].

Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи:

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина [1].

Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ.

В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. В своей практике мы пришли к использованию интерактивных технологий, как наиболее современным и эффективным технологиям.

В своем исследовании мы понимаем интерактивные технологии как возможность находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, «диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника» [3].

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т.е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Обоснованность выбора данной темы для исследования мы определяем тем, что у многих детей на конец дошкольного детства есть проблемы в речевом развитии:

- из жизни ребёнка уходит активная речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.

- недостаточный словарный запас;

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- бедная диалогическая речь;

- затруднения в выстраивании монолога;

- отсутствие умения обосновать свои утверждения.

Таким образом, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.

Тем самым, мы стараемся разрешить те вопросы, которые в настоящее время требуют своего развития, что и определяет актуальность работы.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами [3].

Мы предлагаем вам некоторые интерактивные технологии, которые можно применять для развития речи дошкольника. Все эти виды работ были «опробованы» с детьми старшей и подготовительной группы. Опыт показал, что подобные задания не только эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству, но и очень интересны детям.

Интерактивная технология «Работа в парах» (рекомендуется со средней группы). Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться. Очень часто данную технологию мы используем на занятиях по речевому развитию. Задания могут быть самыми разнообразными, но чтобы вызвать наибольший интерес, ребятам предлагается за каждый правильный ответ прикреплять себе снежинку на рукавичку, или украсить клумбу бабочками или цветами в зависимости от темы задания.

Интерактивная технология «Дерево знаний» (рекомендуется в подготовительной к школе группе). Развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек-схем с предметными картинками по определенной теме на макете дерева. Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, дети из других групп оценивают правильность ответа.

Интерактивная технология «Аквариум». «Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Аквариум чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

Интерактивная технология «Реклама на телеканале». Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. В режимные моменты мы устраиваем рекламу на телеканале. Дети охотно рассказывают, описывают свою вещь. Где ее приобрели, как с ней можно играть, что в ней особенного. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести или поиграть, или прочитать.

 Интерактивная технология «Рафт». Данная аббревиатура означает: роль, аудитория, форма и тема. Эту технологию можно использовать на заключительных этапах изучения какой – либо темы. Ребенок выбирает себе роль (животного, растения, птицы, предмета и т.д.).

Вышеперечисленные технологии, которые мы используем в организации образовательного процесса, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в образовательный процесс, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.

         Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики, которое напрямую способствует развитию речи детей. Также оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей.



Список литературы:

  1. Ельцова, О.М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
  2. Кузеванова, О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6
  3. Интерактивные технологии в дошкольном образовании. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/26/interaktivnye-tekhnologii-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 07.12.2020)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.12.2020)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: