» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020

Автор: Исаева Валерия Васильевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте

Статья просмотрена: 24 раз
Дата публикации: 11.12.2020

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Исаева Валерия Васильевна

студентка

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Подростковый возраст, в силу своих психологических особенностей,  является наиболее подверженным агрессивным формам поведения. Данный период жизни человека отличается специфическими особенностями проявления агрессивности.

Ключевые слова: Агрессия, подростковый возраст, агрессивное поведение.

 

Агрессией является любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение какого-либо вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрес­сивное поведение, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие раз­личных причин (травмы, болезни и пр.).

В содержательном плане ведущими признаками агрес­сивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

Одним из самых сложных и самых значимых периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и, таким образом, оказываются нереализованными [2].

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. В данном возрасте агрессия является показателем «силы» человека. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером, которые усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе [3].

Таким образом, агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент острого личностного кризиса мощных психических энергий. Эмоции проявляются с преобладанием злобности и раздражительности, что усиливает проявление агрессивности. На этот процесс оказывает влияние психическая энергия подростковой группы [1].



Список литературы:

  1. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. – СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2008. – 207 с.
  2. Хухлаева, О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
  3. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность : 100 ответов на родительские «почему?» / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 160 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: