» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020
Автор: Исаева Валерия Васильевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте
Дата публикации: 11.12.2020
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Исаева
Валерия Васильевна
студентка
Поволжский государственный технологический
университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация.
Подростковый
возраст, в силу своих психологических особенностей, является наиболее подверженным агрессивным
формам поведения. Данный период жизни человека отличается специфическими
особенностями проявления агрессивности.
Ключевые слова:
Агрессия, подростковый возраст, агрессивное поведение.
Агрессией является любая форма поведения, нацеленная
на оскорбление или причинение какого-либо вреда другому живому существу, не
желающему подобного обращения.
Среди
психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно
выделяют: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий
уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная
возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и
пр.).
В
содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать
такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и
использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на
причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).
Одним
из самых сложных и самых значимых периодов в онтогенезе человека является
подростковый возраст. Этот период представляет собой значительную перестройку
ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с
этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Кризисный характер
перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что
потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых
психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения
и, таким образом, оказываются нереализованными [2].
Специфической
особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его
зависимость от группы сверстников. В данном возрасте агрессия является
показателем «силы» человека. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и
мифы, поддерживаемые лидером, которые усиливают чувство принадлежности к группе
и дают подросткам ощущение безопасности. Мифы широко используются группой для
оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное»
групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как
героизм и преданность группе [3].
Таким
образом, агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно.
Данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент
острого личностного кризиса мощных психических энергий. Эмоции проявляются с
преобладанием злобности и раздражительности, что усиливает проявление агрессивности.
На этот процесс оказывает влияние психическая энергия подростковой группы [1].
Список литературы:
- Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. – СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2008. – 207 с.
- Хухлаева, О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
- Чижова, С. Ю. Детская агрессивность : 100 ответов на родительские «почему?» / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 160 с.
Комментарии: