» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020

Автор: Васяркиева Цагана Очировна, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Основы мировоззрения

Статья просмотрена: 23 раз
Дата публикации: 11.12.2020

УДК 303

ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Васяркиева Цагана Очировна

студент

Униятова Алина Александровна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста

 

Аннотация. Мировоззрение имеет долгую историю, но часто используется без точного определения, в данной статье рассматривается анализ и происхождение этого слова.

Ключевые слова: мировоззрение, философский вопрос, эволюция.

 

Термин мировоззрение имеет долгую и увлекательную историю, восходящую к канту. Оно использовалось и используется не только в философии, но и среди других в теологии, антропологии или в образовании. Дэвид К. Наугл написал историю этой концепции, и приведенная выше цитата показывает ее центральное значение. К сожалению, этот термин часто используется без какого-либо точного определения. Что такое, точнее, мировоззрение? Как мы можем это определить? Даже внутри философии было дано много различных определений (например, Канта, Гегеля, Киргегарда, Дильтея, Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера и т. д.). проведение систематического исторического сопоставления различных мировоззренческих определений выходит за рамки данной статьи.  Вместо этого мы ограничим наш анализ четким и плодотворным определением, предложенным Лео Апостелем и Яном ван дер Векеном, которое мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Великие философы таковы из-за своего стремления построить системы мышления, отвечающие на максимум наших глубочайших философских вопросов. Одна из последних великих попыток была предпринята Рудольфом Карнапом. В наши дни Карнапа почти всегда цитируют, чтобы подвергнуть его резкой критике-и на очень веских основаниях. Однако один из его учеников, Лео Апостель (1925-1995), сохранил то же честолюбие, то же величие, без наивных и редукционистских предпосылок Венского кружка. Это привело его, в частности, к созданию междисциплинарной исследовательской группы, группы мировоззрений, и к написанию небольшой книги вместе с Яном ван дер Векеном, которую можно сравнить с манифестом Вайнер. Разница между ними состоит в том, что последняя получила признание, которого не заслуживала, а первая заслуживает признания, которого у нее не было. Два понятия "философия” и "мировоззрение" тесно связаны. Говоря о "философии" в самом широком смысле, мы имеем в виду мировоззрение. Это имеет место, например, когда мы говорим о философии инуитов или Майя. Вольтерс суммировал отношения между мировоззрением и философией. С последующим определением наша позиция тяготеет к тому, что он называет "мировоззрение венчает философию", то есть построение мировоззрения есть высшее проявление философии. Термин "мировоззрение" часто используется для того, чтобы подчеркнуть личную и историческую точку зрения. В этом смысле термин может иметь негативную коннотацию для философа, поскольку философия вообще претендует на универсальную значимость, поскольку она имеет четкую связь с рациональным мышлением. Можно, однако, определить класс философских мировоззрений, коренящихся в рациональности и, следовательно, стремящихся к некой универсальной действительности. В следующем разделе мы рассмотрим шесть вопросов, которые составляют наше точное определение того, что такое мировоззрение. Эти общефилософские вопросы имеют первостепенное значение и составляют непреходящую философскую повестку дня. Повестка дня определяет круг проблем и вопросов, которые рассматриваются философией. С Решером мы можем различать "процедурную повестку дня", которую мы здесь называем мировоззренческими вопросами; и "предметная повестка дня", которая состоит из предложенных ответов на поставленные вопросы, и являются мировоззренческими компонентами. Компоненты, артикулированные вместе, образуют мировоззрение, которое мы определяем, как связную совокупность понятий, позволяющих нам “построить глобальный образ мира и таким образом понять, как можно больше элементов нашего опыта." Общая идея эволюции, которую Дарвин выразил через понятие естественного отбора (вариации и отбора), проникла почти во все области науки. Это можно видеть из распространения таких дисциплин, как “эволюционная психология", где ментальные и психологические черты объясняются через эволюцию; тесно связанная "эволюционная этика”, которая фокусируется на появлении моральных черт;" эволюционная экономика”, которая подчеркивает сложные взаимодействия, конкуренцию и ограничения ресурсов.; “эволюционная эпистемология "утверждает, что знание можно рассматривать как результат процесса естественного отбора; "эволюционные вычисления", вдохновленные эволюционными процессами для разработки новых видов алгоритмов; “нейронный дарвинизм " в нейробиологии также был предложен для объяснения эволюции мозга и даже в космологии была выдвинута гипотеза о “космологическом естественном отборе”.



Список литературы:

  1. На переломе. — Философия и мировоззрение. М.:ИПЛ, 1990.
  2. Панарин А.С. Процессы модернизации и менталитет // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 34-36.
  3. Рахматуллина З.Я. Традиция как социокультурный феномен. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 142 с.
  4. Самуэльс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа / пер. с англ. - М.: ЧеРО, 1997. - 416 с.
  5. Столетов А.И. Творчество как принцип мировоззрения: дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004. - 174 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: