» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (45) 2020

Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Основные проблемы внедрения педагогических инноваций в образование и пути их решения

Статья просмотрена: 680 раз
Дата публикации: 11.12.2020

УДК 377.112.4

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Гунько Ирина Владимировна

Комарцова Анастасия Васильевна

Тарасенко Надежда Викторовна

преподаватели дисциплин профессионального цикла по направлению техника и технология строительства и машиностроения

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж», г. Белгород

 

Аннотация. В процессе перехода к инновационной модели развития экономики России, большой интерес представляет развитие педагогической области и профессионального образования, потому что, именно благодаря этим составляющим в социальных и экономических структурах российского общества могут быть решены проблемы развития инновационной экономики и информационной цивилизации. Ведущей целью инновационной деятельности в образовании является подготовка полноценного члена общества, который способен продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях. Однако на практике осуществление нововведений сталкивается с множеством проблем. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационные технологии, ФГОС, образование, процесс обучения, педагогический процесс, традиционные системы образования.

 

Под словом «инновация»принято понимать что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Следовательно, инновация служит и как средство, и как процесс. Не зависимо от того в какой роли выступает инновация, речь всегда идёт о чём-то новом.

В образовательном процессе применение инноваций связаны с достижением новых целей и решением новых задач.

Педагогические инновации помогают отрабатывать новые приемы, внедрять новые технологии в обучение, а также в воспитание обучающихся. В конечном итоге инновации в процессе обучения и воспитания помогают совершенствовать совместную деятельность педагога и обучающихся.

С появлением и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) происходит реорганизация образовательного процесса, включение в него новых технологий.

Основными из них можно назвать:

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированное обучение;

проектная и исследовательская деятельность;

игровые технологии.

Как показывает практика, применение в процессе обучения таких технологий сталкивается с рядом проблем.

Основным направлением педагогических инновацийявляется переориентация обучения. Теперь одной из основных целей является успешное развитие потенциала личностито предполагает собой развитие механизма инновационных технологий, применение разных творческих и креативных методов в решении этой задачи.

 Выходит, что внедрение инноваций главным образом направлено на изменение качественных показателей личности обучающегося.

Для этого необходимо решать такие задачи как усовершенствование и внедрение инноваций в образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях, в дидактические материалы, в воспитательные мероприятия и.т.д. Также, достижению поставленной цели будет способствовать внедрение в обучение новейших достижений науки и практики.

 Такие изменения будут подталкивать обучающихся к мотивации на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, креативного подхода к решению нестандартных задач и жизненных ситуаций, на полное раскрытие природных способностей обучающихся.

Роль инноваций в образовательном процессе заключается в раскрытие потенциала обучающихся, а, также в обеспечении его нравственного совершенствования, что поможет в дальнейшем обеспечить его эффективную социализацию, а затем и жизнедеятельность в рамках современного общества. В настоящее время инновационные технологии в образовании являются приоритетным направлением развития государства и его экономики, науки и техники.

По ряду причин осуществление внедрения инноваций происходит достаточно сложно. Такими причинами служи недостаточная методическая проработка новшеств, слабая мотивация кадров и сложность их переподготовки, очень низкая мотивация обучающихся и их родителей, недостаточность необходимого материального оснащения и технического оборудования помещений образовательных учреждений. В реальности подготовка современных членов общества продолжает вестись в рамках морально устаревшей системы образования.

С появлением ФГОС перед образовательными учреждениями появляются новые цели и задачи. Для решения таких задач требуются новые методические разработки, а из-за того, что внедрение инноваций находится на начальном уровне методическая база оказывается недостаточной.

Отсутствуют чёткие указания по внедрению той или иной инновационной технологии. Проблема усиливается ещё и потому, что у многих преподавателей отсутствует методическая литература, соответствующая ФГОС. На учебных занятиях преподаватели вынуждены прибегать к применению устаревших дидактических технологий.

Стоит отметить, что виной успешному внедрение инноваций в образовательный процесс является привязанность самих преподавателей к классическим методам обучения ик стандартным методам оценивания.

 Не все преподаватели решаются применять новшества в своей педагогической практике. Особенно сложно переключиться на новые стандарты педагогам с многолетним стажем, не все из них обладают достаточной компетенцией в сфере информационных и компьютерных технологий. Чаще всего новшества внедряют молодые преподаватели, у таких преподавателей нет сложностей в работе с ИКТ. Также молодые педагоги не привязаны к работе по традиционным методикам и более креативно выполняют поставленные задачи. Однако здесь может появиться такая проблема, как не желание выделяться, тем самым вызывая неодобрение коллег.

Становится остро вопрос прохождения производственных стажировок для отслеживания инноваций в различных областях производства и вопросы повышения квалификации и обучения кадров навыкам работы с техникой и интернетом. Необходимо проведение семинаров и методических собраний для переориентации преподавателей на новые технологии. Так же, следует уделить внимание мотивированию к использованию инновационных технологий в изменчивых условиях современности. Часто бывает, что учебные заведения уделяют недостаточно внимания обновлениям и в целом привержены старой системе образования.

Что касается мотивации обучающихся и их родителей, то в основном обучающиеся открыты к новым методикам обучения. Но здесь часто возникает проблема отсутствия навыков самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний. За частую и родители оказываются не подготовленными к внедрению инноваций в учебный процесс детей, в основном из-за отсутствия осознания важности и неизбежности перехода к инновациям. У кого-то это обусловлено консервативностью взглядов, а у кого-то недостаточной информированностью в сфере образования. Следует отметить также то, что новые образовательные программы не всегда соответствуют способностям обучающихся.

Очень сильно затормаживает процесс внедрения инноваций в образование отсутствие необходимого материального и технического оснащения кабинетов учебных заведений, а это, в свою очередь, один из основных факторов, обеспечивающих успешное внедрение инноваций в образовательный процесс и осуществление ФГОС. Помимо компьютеров и мультимедийных досок, коммуникационных каналов, желательно наличие служб поддержки, обеспечивающих их исправное функционирование.

В реальности оснащённость кабинетов недостаточна для полноценного ведения образовательного процесса.

Невозможность дать прогноз эффективности вводимых новшеств в образование, низкая техническая оснащённость кабинетов и лабораторий, устаревшие методические и технические средства для внедрения инноваций, все выше перечисленные проблемы указывают на то, что необходим пересмотр существующей системы образования, чтобы внедрение и успешное использование инновационных технологий в образовательном процессе стало возможным. Очень пристальное внимание стоит уделить подготовке кадров.

Также следует отметить, что не смотря на ряд проблем в области внедрения педагогических инноваций в образование, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся повсеместно.

Очень много в данном вопросе зависит от педагога, от его желания и усилий в реализации новых ФГОС, от его готовности принять и освоить инновации в образовательном процессе, от желания развиваться и повышать свой профессиональный уровень, от умения делиться опытом и перенимать его у коллег, плотно работающих в данном направлении, от умения работать с новым оборудованием и максимально включать его в образовательный процесс. От всего этого на прямую будет зависеть станут ли обучающиеся современными членами общества,которые способны продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях, и смогут ли они найти свой путь в жизни. Надо помнить, что проблемы, с которыми придется столкнутся в такой практике неизбежны. Главное не останавливаться, не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени облученности, современной молодежи.



Список литературы:

  1. Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель.-2015.-№5.-с.25-31.
  2. БессолицинаР.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист.-2016.-№1 .-с.25.
  3. Бычков А.В.Инновационная культура//Профильная школа.-2005.-№6.-с.33-38.
  4. Гончар М.В.Авторские школы как важнейший тип инноваций в образованиие// Образование.-2001.-№6.-с.51.
  5. ЗаславскаяО.В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч.-2008.-№2.-с.16.
  6. Игнатьева Г.Муниципальный подход к организации методической работы с педагогическими кадрами по развитию инновационной деятельности.// Методист.-2008.-№10.-с.50-51.
  7. Инновационные процессы// Практика.-2002.-№5.-с.29-44.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: