» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: Жильцова Елена Евгеньевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ российского рынка клининговых услуг в период пандемии

Статья просмотрена: 18 раз
Дата публикации: 24.12.2020

УДК 339.13 

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО  РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Жильцова Елена Евгеньевна

студент магистратуры

кафедра менеджмента, Высшая школа экономики

 Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск

 

Аннотация. Целью анализа является зависимость рынка клининговых услуг от условий пандемии, а также выявление основных источников заказов на рынке клининговых услуг. В результате исследования мы выявили прямую зависмость подъема рынка  клининговых услуг от условий пандемии, а также выяснили, что рынок клининга перенасыщен мелкими игроками, но стабильность имеют только крупные компании. Широкий  спектр услуг  в клининге влияет не только на конкурентоспособность на рынке, но и на уровень выживаемости компании.

Ключевые слова: пандемия, клининг, анализ рынка, рынок клининга.

 

Клининг давно пользуется спросом на рынке бытовых услуг. Клининговые компании все реже работают с мобильными объектами т.к большинство заказов приходят от крупных клиентов.

Клининговая отрасль повсеместно набирает популярность. Огромное количество организаций отказалось от содержания уборщиц в штате компании. Кроме того частным заказчикам гораздо удобнее воспользоваться услугой клининговой компании, чем самим убирать помещения, примером служит послестроительный ремонт.

Рынок клининговых услуг - стабилен. Конкуренция практически не растет, или очень медленно продвигается вверх. Особенно это касается сетевых компаний или франшизных.

 

Рисунок 1. Объемы рынка клининга

 

Изначально рынок клининга представлял собой огромное количество мелких компаний, выполняющих работы по уборке на условиях аутсорсинга, к 2020 году ситуация на рынке координально поменялась.

Сфера клининга превратилась в комплекс услуг по содержанию домов и сооружений, где самой уборке отводится только часть функций. Данное направление, существенно модернезировалось и переросло в понятие «управление объектом», которое включает в себя широкий спектр услуг.

Клининговые компании занимаются ремонтом, техническим обслуживанием зданий и сооружений, освещением, вывозом мусора, вывозом отходов различных классов опасности, дератизацией, дезинсекцией, дезинфекцией, кронированием, содержанием территорий, обслуживанием лифтов и прочими услугами. Бизнес развивается благодаря дополнительным услугам, которые являются сопутствующими. Например: увеличить выручку на 20-30 % позволяет введение услуг благоустройства территории и управление отходами. Государственные и коммерческие заказчики предпочитают включать в закупки по клинингу дополнительные услуги. В период пандемии самая популярная услуга включающаяся в тендер по клинингу – дезинфекция.

Рынок клининговых услуг напрямую зависит от государтвенных и коммерческих закупок. Треть объема выручки проходит через тендеры.

В таблице 1 представлено соотношение объема закупок связанных с клинингом и общим объемом тендеров по 44 ФЗ и 223 ФЗ Российской Федерации. Информация предоставлена из Единой Инофрмационной Системы.

Таблица 1. Объем клининговых закупок Российской Федерации

Годы

Объём закупок клининговых услуг, руб.

Объём рынка закупок, руб.

Доля рынка клининговых услуг к рынку государственных закупок, %

Изменение доли, %

2017

27 521 710 513,99

37 159 600 000 000,00

0,07%

-

2018

27 423 440 694,19

37 241 470 000 000,00

0,07%

-0,58%

2019

31 064 014 487,52

37 946 630 000 000,00

0,08%

11,17%

2020

34 997 756 979,48

33 908 310 000 000,00

0,10%

26,08%

 

Исходя из данных таблицы по объему клининговых закупок, можно сделать вывод, что доля тендеров по 44 ФЗ и 223 ФЗ уменьшилась в 2018 году на ноль целых пятьдесят восемь сотых процента и составила 0,07% от сосовокупного объема закупок РФ.

В 2019 году наблюдается прирост объема закупок по клинингу на 11,17%.

В 2020 году всвязи с пандемией коронавируса объем закупок по клинингу увеличивается на 26,08% и составляет 0,1% от общего объема закупок.

По данным РБК российский рынок клининга, стал одной из наиболее быстрорастущих отраслей в период пандемии.

В марте 2020 года, в связи с пандемией коронавируса, вдвое вырос спрос на дезинфекцию в офисах и квартирах. После снятия режима самоизоляции в общественных заведениях остается высокой потребность в клининга и дезинфекции, в связи с требованиями Роспотребнадзора. На данный момент клинер в защитном костюме прочно ассоциируется с безопасностью.

На рисунке 2 мы наблюдаем картину распредления сегментов клининговых услуг в 2020 году.

Рисунок 2. Распредление сегментов рынка клининговых услуг в

2020 году

 

Относительно распредления клининговых компаний можно сделать следую щие вывод:

Рисунок 3. Распределение клининговых компаний на территории

Российской Федерации

 

Основной объем клининговых услуг сосредоточен в Московской и Ленинградской областях. Сосредоточенность объема клининговых компаний в столичных районах связана с более высоким уровнем жизни, а также развитостью туризма и наибольшим количеством рабочих мест.

На 2020 год в России работают около 1000 клининговых компаний, каждый год на рынок приходит около 200 новых игроков из которых выживают не более 15. На долю рынка крупных компаний приходится 10-20%. Слияние в холдинги клининговых компаний и поглощение крупными компаниями мелких игроков не распостраненая практика для российского рынка, но в условиях пандемии становится достаточно перспективной.

Стратегическое развитие большинства компаний основывается на стратегии предоставления широкого спектра услуг. Более крупные компании занимаются продвижением сопуствующих товаров:

- продажа уборочного оборудования, инвентаря и расходных материалов;

- консалтинг и профессиональное обучение;

- разработка и производство химических средств;

- аренда оборудования;

- химическая чистка.

Говоря о крупных игроках, невозможно не отметить зараждающуюся практику франшиз среди клининговых компаний. Данное веянье пришло из США и Европы. Одна крупная компания занимает наибольшее количество площадок в Российской Федерации, тем самым обеспечивая заход на сетевые организации. Крупным промышленным и торговым корпорациям представленным по всей территории Российской Федерации рациональнее сотрудничать с игроком, который обеспечивает централизованное управление, а не с малыми компаниями. Тем самым компании делегируют задачи на Исполнителя.

Огромное влияние на развитие клининговой отрасли в Россиии оказал момент перехода на аутсорсинг медицинских, муниципальных и государственных учреждений, а также крупных торговых и промышленных предпритий. Переход ЖКХ на услуги клининга сыграл немаловажную роль в развитии бизнеса.

Развитие клининга в России происходит достаточно медленно из-за отсутствия нормативной-правовой базы, которая способна реглментировать данную отрасль. Высокая конкуренция в тендерной деятельности, недоработанная политика ФАС в отношении выявления картельных сговоров, слабые антидемпинговые меры, низкий или недопустимо высокий порог входа в закупки ограничивает развитие клининга в России.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, в крупных компаниях наблюдается тенденция повышения квалификации персонала и разделения труда, в зависимости от типа объекта т.к. каждый объект имеет свою специфику работы. Особенно это касается промышленных предприятий.

Учитывая сложившуюся ситуацию с Covid-19 клининговые компании в большинстве выдерживают кризисный период. Для крупных игроков пандемия стала толчком для развития бизнеса, поспособствовав в уменьшении ограничельных мер для сотрудников, а также изменив нормативное поле дезинфекции. Клининговая отрасль в период 2020 года популяризировала свою деятельность и стала самой обсуждаемой на рынке.



Список литературы:

  1. Анализ рынка клининговых услуг в России // DISCOVERY ResearGroup, 2016. С 90.
  2. 5-я Международная выставка «Индустрии чистоты» // Круглый стол «Маркетинг в клининге: нюансы, проблемы, стратегии». М., 2013


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: