» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: Сибагатуллин Булат Габтыльбарович, Студент магистратуры
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Особенности транспортировки нефти в северной климатической зоне

Статья просмотрена: 19 раз
Дата публикации: 10.01.2021

УДК 620

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ В СЕВЕРНОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

Сибагатуллин Булат Габтыльбарович

студент магистратуры

научный руководитель: Ласточкин Денис Михайлович

кандидат технических наук

Поволжский государственный технологический университет, г.Йошкар-Ола

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности транспортировки нефти в северной климатической зоне.

Ключевые слова: Месторождении нефти, реологические свойства нефти, вязкость, транспортировки нефти, трубопровод.

 

Большинство месторождении нефти в России находятся в северной климатической зоне. Низкая температура окружающей среды отрицательно влияет на реологические свойства нефти.

От свойств транспортируемой нефти зависит экономическая эффективность и пропускная способность. Вязкость - основная причина уменьшения скорости жидкости при перекачке. Для того, чтобы уменьшить энергозатраты при транспортировке нефти, необходимо снизить вязкость, что приведет к уменьшению гидравлического сопротивления трубопроводной сети. Из-за низкой температуры окружающей среды, в некоторых районах, вязкость нефти может достигать таких значении, что себестоимость добываемой нефти будет намного выше, чем рыночная цена. Основной причиной тому будет являться высокие энергозатраты. Количество запасов нефти приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Запасы нефти в России

При низких температурах нефть теряет реологические свойства. При понижении температуры нефти, выделяется парафин, что приводит к проявлению неньютоновских свойств и структурообразованию. Структурная сетка, образованная из-за кристаллов парафина, иммобилизует жидкую фазу, т.е. нефть приобретает свойства гелеобразных систем. Дальнейшее понижение температуры нефти привет к застыванию нефти т.е. потере подвижности. Следовательно, можно сделать вывод, что при увеличении содержания парафина ухудшается реологические свойства нефти, и процесс структурообразования смещается в сторону высоких температур[1].

Для увеличения эффективности процесса транспортировки нефти подвергают термообработке т.е. подогревают трубопровод.

Значительная доля нефтяных месторождения России в северной климатической зоне. Поэтому разработка и использование технологий электрообогрева, которые будут обеспечивать оптимальные реологические свойства транспортируемой нефти, могут оказаться экономически эффективными.

Выбор оптимального метода обогрева зависит от таких факторов как, длина трубопровода, суммарная стоимость и необходимой поддерживаемой температуры. Наиболее экономичным по стоимости для трубопроводов меньше 300м будет метод на основе саморегулирующего или резистивного (постоянной мощности) кабеля. Для средней длины трубопроводов (500-3000м) целесообразно использовать саморегулирующиеся кабели с сопроводительной сетью. Наиболее эффективным методом обогрева является СКИН-система, которая чаще всего используется для подогрева сверхдлинных магистральных трубопроводов (3-30 км) нефти. Схема выбора метода электрообогрева нефтепровода представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема выбора метода электрообогрева нефтепровода



Список литературы:

  1. Струпинский М.Л. Проектирование и эксплуатация систем электрического обогрева в нефтегазовой отрасли / М.Л. Струпинский, Н.Н. Хренков. – М.: Инфра-Инженерия, 2015. – 272 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: