» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: Бораш Бекзада Нурымовна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемное обучение в юридическом образовании (PBL in legal education)

Статья просмотрена: 14 раз
Дата публикации: 8.01.2021

УДК 3406

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 (PBL IN LEGAL EDUCATION)

Бораш Бекзада

магистр

Университета имени Сулеймана Демиреля, г. Алматы

 

Аннотация.  этой работе описывается система юридического образования в том виде, в каком она существует в настоящее время в Англии и Уэльсе (остальная часть Великобритании имеет несколько иную структуру). Статья посвящена одному конкретному подходу к юридическому образованию - проблемному обучению (PBL). Это является ключевым средством обучения в одной из ведущих юридических школ Великобритании. Последствия для PBL в контексте обучения на опыте также исследуются, в том числе использование PBL в клиниках с живыми клиентами. Глава заключаются о том, что все больше интерактивных или «практических» методов обучения будут все чаще использоваться в юридическом образовании в рамках романо-германской правовой системы.

Ключевые слова: юридическое образование; проблемное обучение; экспериментальное обучение; клиническое юридическое образование.

 

Актуальность исследования вопросов применения метода проблемного обучения в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации заключается в том, что данный метод обучения в отличие от традиционного вызывает у обучающихся интерес к самостоятельному поиску и открытию, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности.

Метод проблемного обучения направлен на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию [1].

Основное противоречие заключается в том, что несмотря на достаточную изученность метода проблемного обучения, на сегодняшний день остаются дискуссионными вопросы определения самого понятия «проблемное обучение», недостаточно разработаны методики применения данного метода при изучении правовых дисциплин.

Проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых выводов науки; система методов построена с учетом цели и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и обучения ориентированный на формирование познавательной самостоятельности учеников, стойкости мотивов учебы и умственных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия [2].

Цель проблемного обучения более широкая, чем традиционного: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).

Проблемное обучение способствует творческому усвоению студентами закономерностей, принципов и содержания изучаемой науки, активизирует их самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) учебно-познавательную деятельность. Включение проблемных заданий в процесс обучения обеспечивает не только более качественное усвоение знаний, но и готовит будущих специалистов к использованию проблемно-диалогического обучения в профессиональной деятельности. Итогом использования метода проблемного обучения становится повышение эффективности учебной деятельности в профессиональной образовательной организации.

Преимущества проблемного обучения в том, что оно создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся: оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, нестандартность мышления, умение правильно оценить ситуацию, решительность. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. Проблемное обучение в вузе предполагает развитие у обучающихся компетенций, которые необходимы для успешной трудовой деятельности, т.е. тех навыков и умений, которые требуются на практике.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающегося в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

Таким образом, проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых выводов науки; система методов построена с учетом цели и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и обучения ориентированный на формирование познавательной самостоятельности учеников, стойкости мотивов учебы и умственных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия.

Так что же такое PBL?

PBL берет свое начало в медицинских исследованиях. Работая над заданными сценариями (вымышленными или реальными, но анонимными и разработанными образовательным учреждением), учащиеся в небольших группах (обычно по 6–12 в каждой) разбирают и анализируют «проблемы». В медицинском мире это часто подразумевает наличие у пациента определенных симптомов. Затем студенты работают над воспринимаемыми проблемами, связанными с этим, и структурированным образом определяют, что им нужно знать и как они это выяснят.  Это может включать диагностику, лечение и ряд профессиональных практических соображений. В большинстве случаев он стремится не «решить» проблему как таковую (хотя это может быть побочным требованием, как объяснено ниже), а скорее понять, что им необходимо понять, чтобы оценить последствия того, что включает в себя «проблема». Это скорее анализ проблем, чем решение проблем [3]. Если «пациент» заменяется «клиентом», правовой контекст становится, возможно, более узнаваемым. Обычная настройка для PBL - небольшая группа.

PBL - это целенаправленное экспериментальное обучение, организованное вокруг исследования, объяснения и разрешения значимых проблем (Barrows, 2000; Torp and Sage, 2002). В PBL студенты работают в небольших совместных группах и изучают то, что им нужно знать, чтобы решить проблему. Преподаватель выступает в качестве координатора, направляя обучение студентов в течение учебного цикла. В этом цикле, также известном как учебный процесс PBL, учащимся предлагается проблемный сценарий. Они формулируют и анализируют проблему, выделяя соответствующие факты из сценария. Этот этап фактификации помогает учащимся представить проблему. Как студенты лучше понимают проблему, генерируют гипотезы о возможных решениях. Важная часть этого цикла - выявление недостатков знаний, связанных с проблемой.

Как работает PBL?

По сути, PBL вращается вокруг четырех принципов обучения: конструктивное обучение, обучение в соответствующем контексте, коллективное обучение и самостоятельное обучение.

Конструктивное образование

Обучение должно быть активным процессом, в котором вы получаете знания из своего опыта и взаимодействия с окружающей средой. Вам предлагается подумать о том, что вы уже знаете, и вы научитесь объединять новую информацию с этими предыдущими знаниями. Это поможет вам по-настоящему понять предмет, сформировать обоснованные мнения и приобрести новые знания, а не просто заучивать вещи наизусть. Вы заметите, что таким образом легче запоминать вещи.

Обучение в соответствующем контексте

Вы изучаете соответствующие кейсы, которые имеют значение в современном обществе - будь то симуляции из профессиональной практики, обсуждаемые темы в научных сообществах или другие проблемы, требующие академического подхода. Столкнувшись с такими проблемами, вы узнаете, как решать широкий круг вопросов, а также как осуществлять важнейший переход от теории к практике.

Коллективное обучение

Вам предлагается учиться у других и обсуждать с ними. Обмениваясь идеями с коллегами и предоставляя друг другу обратную связь, вы гораздо лучше понимаете предмет обсуждения. Обучение - это не индивидуальный процесс; это то, за что вы как группа разделяете ответственность.

Самостоятельное обучение

Процесс обучения в UM - это то, чем вы управляете самостоятельно, планируя, отслеживая и оценивая. [4] Репетиторы и лекторы готовы помочь вам, но вы, как студент, являетесь движущей силой. По мере продвижения программы вы научитесь лучше и эффективнее направлять собственный учебный процесс. Вы обнаружите, что это позволяет вам продолжать обучение до конца своей жизни.

Роль проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности в профессиональной образовательной организации

Одной из главных целей современной системы профессионального образования  считается необходимость подготовки будущих выпускников к непрерывному повышению собственной квалификации на протяжении всей их профессиональной жизни. В этой связи особое значение в образовательной системе профессиональной образовательной организации приобретает самостоятельная и инициативная работа студентов, которая отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит перед собой цель, для достижения которой выбирает задание и вид предстоящей деятельности. В данном ракурсе речь идет о самореализации студентов в образовательном процессе профессиональной образовательной организации. Соответственно, необходимо обратить внимание на саму проблему формирования готовности студентов к самореализации. Данный процесс не быстрый, сложный, многоэтапный, но именно способность обучающегося к самостоятельной и инициативной работе является фундаментом получения качественного образования, а, следовательно, и востребованности будущего специалиста на рынке труда. При этом современные студенты, являясь пользователями продвинутых технологий, в определенной степени отличаются инфантилизмом. В связи с этим, безусловно, огромную роль в формировании готовности студентов к самореализации играет преподаватель, организующий образовательный процесс [5]. Важнейшим инструментом преподавателя в вопросе развития самостоятельной и инициативной работы обучающихся является метод проблемного обучения. Суть использования данного метода в образовательном процессе профессиональной образовательной организации заключается в том, чтобы поставить такой вопрос, при ответе на который студентам придется отступить от шаблонов, усвоенных со школьной скамьи или полученных через средства массовой информации. Организатор учебного процесса путем 23 последовательно усложняющихся задач или вопросов создает в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, в результате чего он будет вынужден сам активно формировать недостающие знания с помощью преподавателя или с участием других обучающихся. Таким образом, студент или ученик получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа – в разрушении стереотипов мышления и фундировании самостоятельности мышления . Следующая особенность, обуславливающая роль метода проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности в профессиональной образовательной организации заключается в том, что будущему специалисту необходима не только тренированная память, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты и информацию, что трудно представить вне рамок проблемного подхода. Следовательно, обучающемуся необходимы как умение творчески подходить к использованию знаний, так и способность делать выводы из своих и чужих ошибок, а также умение актуализировать и развивать уже имеющиеся знания и умения. Подобные навыки формируются не только при выполнении разных видов самостоятельной работы, но и в научных студенческих обществах, в рамках которых организуются студенческие дискуссии и коллективная работа научно-исследовательского характера. Из всего вышеизложенного логически вытекает один из важнейших принципов проблемного обучения – принцип научного исследования изучаемых проблем. При использовании метода проблемного обучения учебно познавательная деятельность студентов носит творческий, поисковый характер. В данном случае преподаватель может активизировать исследовательский интерес студентов посредством их участия в научных конференциях. Еще одним значимым принципом технологии проблемного обучения, обуславливающим роль проблемного обучения в повышении эффективности 24 учебной деятельности в профессиональной образовательной организации является принцип индивидуализации, предполагающий организацию учебно познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Данный принцип имеет исключительное значение, так как в учебном процессе присутствует множество психофизических факторов. К примеру, студенты с низким уровнем коммуникабельности, но с художественным восприятием реальности скорее всего охотнее будут участвовать в конкурсе плакатов на заданную тему, чем выступать на конференциях . Таким образом, эффективность обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учебному процессу, и основная задача преподавателя заключается не в том, чтобы заставить учиться, а в том, чтобы заинтересовать студентов. Деятельность преподавателя по развитию навыков самостоятельной работы при использовании технологии проблемного обучения должна заключаться в создании атмосферы заинтересованности каждого студента в процессе обучения; в организации совместной деятельности студентов в случае необходимости решения сложной проблемы; в побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений и теорий, которые порождают проблемные ситуации; в оказании помощи студентам в построении плана их совместной поисково-исследовательской деятельности, в том числе в постановке учебной задачи и разрешения проблемной ситуации . Чтобы организуемая учебная работа имела желаемый результат, преподаватель должен постараться обеспечить положительную обратную связь со студентами, побудить их к оценочным действиям, а в дальнейшем – и к осуществлению корректирующих действий. Как организатор учебной работы, он не должен забывать и о поощрении студентов (например, похвалой, одобрением, поддержкой и т.п.). Используя в своей деятельности различные формы обучения, преподавателю следует делать акцент на тех из них, которые вовлекают студента в коммуникативный процесс. В методе проблемного обучения переплетаются 25 разные формы и методы активности: социальная, когда студенты обмениваются мнениями, задают вопросы и отвечают на них; познавательная, когда студенты находят решение поставленных перед ними учебных проблем; эмоциональная активность и активность физическая, предполагающая, что в процессе обучения студенты слушают, пишут, говорят, пересаживаются на другие места, выполняя задание в группах. В ходе такого диалога студенты получают возможность решать сложные задачи, критически мыслить, участвовать в дискуссиях, общаться с другими студентами и преподавателем, работать в группе. Именно диалогическая форма общения, в отличие от монологической, затрагивает эмоциональную сферу человека. И здесь важным является умение педагога не только внимательно выслушивать мнения обучающихся, пусть даже и ошибочные, но и поощрять студентов, быть самому способным к эмпатии, рефлексии и толерантности. Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей студентов. Особую ценность такой тип обучения приобретает в процессе индивидуальной подготовки с ограниченным количеством встреч студента и преподавателя, где самостоятельная работа студента является основной (дистанционное обучение, т.е. по индивидуальному плану). Однако при отборе проблемных заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения их студентами, необходимо учитывать, что на них затрачивается больше времени, чем на выполнение обычных, когда ответы можно найти в учебнике и специальных учебно-методических пособиях [6]. Исходя из вышеизложенного, роль метода проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности в профессиональной образовательной организации заключается в реализации следующих задач: – привлечь внимание студентов к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности; – поставить студентов перед посильным познавательным затруднением, преодоление которою активизировало бы мыслительную деятельность; 26 – обнажить перед студентами противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; – помочь студентам определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить к активной поисковой деятельности; – учить искать наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения. Правильное использование идей проблемного обучения в учебном процессе не только помогает найти решение проблемной задачи, но и способствует тому, чтобы студенты увидели, осознали и сформулировали проблему, содержащуюся в этой задаче или вызываемую се постановкой. Таким образом, проблемное обучение способствует творческому усвоению студентами закономерностей, принципов и содержания изучаемой науки, активизирует их самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) учебно познавательную деятельность[7]. Включение проблемных заданий в процесс обучения обеспечивает не только более качественное усвоение знаний, но и готовит будущих специалистов к использованию проблемно-диалогического обучения в профессиональной деятельности.

Заключение

На сегодняшний день не существует известных эмпирических исследований, сравнивающих учебную программу PBL по праву с традиционной учебной программой по праву[8]. В будущих исследованиях следует сравнить два типа учебных программ по различным критериям результатов. Исследователи могут захотеть выяснить, обладают ли студенты, изучающие юридический предмет с помощью PBL, превосходными навыками решения проблем и большим внутренним интересом к предмету по сравнению со студентами в традиционной системе. Подход PBL, используемый в учебной программе по уголовному праву закона Программа была гибридной моделью, а не «чистой моделью PBL» [9]. Потенциальная ошибка гибридной модели PBL состоит в том, что учеников может сбивать с толку постоянное «переключение передач» между традиционным подходом к обучению и подходом самоуправляемого обучения в PBL. На данный момент неизвестно, было бы лучше обслуживать студентов, если бы была принята «чистая модель PBL» без экзаменов, лекций и учебных пособий. В будущих исследованиях следует изучить, какие модели ПОО лучше всего подходят для различных типов юридического образования.Хотя в данной работе основное внимание уделяется использованию PBL в программе получения диплома по праву, преподавателям программ бакалавриата по праву рекомендуется также рассмотреть возможность включения PBL в свои учебные планы. Предполагается, что необходимость познакомить студентов с аутентичной рабочей средой, поместить изучение права в социальный контекст и обучить студентов независимому и совместному обучению одинаково актуальна в программах бакалавриата по праву.



Список литературы:

  1. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – № 4. – С. 148-157
  2. Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. – Новосибирск: НГАУ, 2016. –166 с.
  3. Солдатова, Н. В. Современные технологии обучения: проблемный метод / Н. В. Солдатова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2016. – № 1 (14). – С. 101-106.
  4. Титова, Е. С. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности / Е. С. Титова, Т. В. Фролова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2016. – № 1 (7). – С. 206-209.
  5. Problem based learning in legal education Yorl Law school/ The university of law (1)
  6. Barrows, (1986) A Taxonomy of Problem-based Learning Methods, Medical Education, 20, 481
  7. Cruickshank, (1996) Problem-based learning in legal education, in Webb and Maughan, (eds.), Teaching lawyers’ skills, London: Butterworths
  8. Delgnan (2009) Enquiry-based learning: Perspectives on practice, Teaching in Higher Education 14 (1), 13
  9. Dolmans and Schmidt, (2006) What Do We Know About Cognitive and Motivational Effects of Small Group Tutorials in Problem-based Learning? Advances in Health Sciences Education 11, 321


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: