» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Сидорова Наталья Геннадьевна, магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Актуальные проблемы, препятствующие развитию социальной инфраструктуры в сельских поселениях РФ

Статья просмотрена: 138 раз

УДК 352.071

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

Сидорова Наталья Геннадьевна

Магистр

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.

 

Аннотация: в статье анализируется сложившаяся ситуация в социальной сфере сельских поселений Российской Федерации, выявлены факторы сдерживающее эффективность социальной сферы, а  также предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: сельское поселение, социальная сфера, образование, сельские кадры, инвестиции.

 

Мировой опыт показывает, что по состоянию сельских поселений можно судить об уровне развития экономики и качестве жизни населения. Данный факт обусловлен тем, что невозможно обеспечить комплексное развитие страны, не проявляя заботы о сельском населении. Для сохранения села, сельских традиций и традиционного сельского уклада жизни, правительства многих стран мира стремятся разработать эффективные механизмы сохранения села.  В качестве механизма сохранения села используется политика социально-экономического развития, которая постоянно совершенствуется, вносятся определенные изменения в систему управления, увеличиваются расходы на реализацию программ.

В Российской Федерации насчитывается около 18525 сельских поселений, доля сельского населения равна 26% от ее общей численности и составляет 37,1 млн. чел. [2]

Несмотря на внушительные характеристики, сельским поселениям уделяется не достаточно внимания. Сельские поселения по своему социально- экономическому положению явно уступают городским.

В Российской Федерации принят целый ряд законодательных актов, направленных на социально-экономическое развитие сельских поселений и их территорий. Данные программы реализовывались с целью преодоления отставания в сельском хозяйстве, создания современной социальной и инженерной инфраструктуры на селе, и, тем самым, ощутимо повысить качество жизни сельского населения. Однако, несмотря на реализацию ряда федеральных программ по сельскому развитию, многие показатели, характеризующие социально - экономическое положение сельских поселений, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и отдыха продолжают ухудшаться.

В настоящее время уровень обеспеченности сельских поселений социальной инфраструктурой остается чрезвычайно низким, что соответственно  приводит к деградации российского села.

Главными проблемами тормозящими развитие социальной инфраструктуры сельских поселений является:

·                    Отдаленность власти

Данная проблема имеет возникает из-за закрытости власти. Принятие Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” обострило данную проблему. Из 30 вопросов местного значения, которые ранее находились в ведении сельских поселений, а теперь переданы выше, остались только 13. Переданы полномочия  тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение, содержание дорог и дорожной инфраструктуры, вывоз мусора, предоставление ритуальных услуг, обеспечение безопасности на водных объектах и так далее.

Решение этих вопросов станет более проблематичным на уровне района, так как:

1.                  Власть отдалится от людей еще больше, поселковому жителю попасть на прием к главе района или районному  чиновнику сложнее, чем к главе поселения.

2.                  Администрация района территориально не располагается в границах сельского поселения. Глава  поселения мог более оперативно отреагировать на заявление жителей.

3.                  Усложнение системы финансирования вопросов местного значения, которые перешли из вопросов ведения сельских поселений в районы. Сельские поселения должны передать часть полномочий вместе с финансированием данных вопросов. Перераспределения отдельных налоговых и неналоговых доходов с уровня сельского поселения на уровень муниципального района происходит теперь по следующим нормативам:

Ø                 от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — по нормативу 8%;

Ø                 от единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) — по нормативу 20%;

Ø                 от доходов, полученных при передаче в аренду или продаже земельных участков, собственность на которые, не разграничена в границах сельских поселений, — в полном объеме (100%). [1, 481]

Еще одной проблемой закрытости власти является доступ к муниципальным правовым актам, который в настоящее время сильно ограничен, а некоторые документы вообще не публикуются. Часть документов размещается на официальных сайтах муниципальных образований, однако основная масса публикуется в периодических печатных муниципальных изданиях.

Печатный носитель накладывает много ограничений: не всегда доступные для граждан места распространения, низкая скорость распространения, неудобство хранения, ограниченность печатных площадей и, как следствие, использование мелкого шрифта в объемных официальных сообщениях, а также отсутствие контекстного поиска и навигации — ставших уже стандартными атрибутами любого современного информационного сервиса.

Из-за недостатка печатных площадей используется практика выпуска дополнительных вкладок, а так же спецвыпусков, которые издаются небольшим тиражом и распространяются непосредственно в помещениях администраций, что сильно ограничивает доступ граждан к официальной информации.

Подобные практики не выдерживают критики в век интенсивного развития информационных технологий и вызывают у граждан подозрения в сознательном сокрытии информации со стороны власти в корыстных целях.

Недостаток информации не идет на пользу ни власти, ни гражданам, порождает недоверие в обществе. Увеличивается поток обращений граждан в различные инстанции, в том числе и вышестоящие.

Еще одной актуальной проблемой является слабое строительство объектов жилого и социального назначения.

На сегодняшний день проблема аварийного и ветхого жилья стоит крайне остро и требует новых нестандартных решений, финансовой поддержки, совершенствования законодательной базы и принятия безотлагательных мер. По состоянию на конец 2015 года ветхий и аварийный жилищный фонд в Российской Федерации составляет 93, 9 млн. м2. [2]

В Московской области более 70% многоквартирных домов, очень изношены и считаются ветхими. [3]

Проблемы такого характера являются источниками социальной напряженности,  так как граждане, проживающие в таких домах не в состоянии самостоятельно приобрести, или получить жилье удовлетворительного качества.  Также данная проблема понижает инвестиционную привлекательность территории и сдерживает развитие инфраструктуры.  Слабое строительство объектов жилого и социального назначения возникает из-за нехватки собственных средств бюджета и отсутствия инвесторов.

·                    Проблема отсутствия инвесторов.

Зачастую бюджет поселения не в состоянии  покрыть расходы на строительство жилья, здесь необходимо участие инвесторов. Инвестирование является наиболее действенным способом решения проблемы аварийного и ветхого жилья. Но территории сельских поселений не всегда являются инвестионно привлекательными. Отличительной чертой жилищных проектов   (в основном тех, которые связанны с возведением социального жилья) является заведомое отсутствие  коммерческой эффективности. В связи с этим в последнее время отмечается снижение уровня инвестиций в жилищное строительство, реконструкцию зданий.

Бюджетная (налоговая) эффективность от инвестирования в жилищную сферу определяется, главным образом, в виде генерации налогов, которые поступают в бюджет. Что касается эффективности для непосредственного субъекта инвестирования, то здесь получается, что фактически инвестирование является невыгодным делом.

Необходимо привлекать инвесторов в село с помощью следующих механизмов:

- понижение налоговой ставки;

- аренда земли по низкой процентной ставке;

- использование концепции государственно-частного партнерства.

Применение форм ГЧП в сфере жилищного строительства является очень эффективным при реализации крупных инвестиционных проектов. Компетенция власти и инвестора при применении форм ГЧП четко разделена:

1.                  Инвестор отвечает за строительство объектов жилищно-гражданского назначения, инженерно - технических систем обеспечения и дорожной сети в пределах застраиваемой территории.

2.                  Задача государства – строительство объектов социального назначения (поликлиники, школы, детские сады) и другой необходимой инфраструктуры в границах территории жилой застройки.

Внедрение государственно-частного партнерства в строительную отрасль со стороны государства обосновывается необходимостью обеспечения доступным жильем населения.

Частные компании получат возможность финансирования своей подрядной деятельности, площадки под строительство, а также кредитные ресурсы под контракты по федеральным и региональным программам.

·                    Отсутствие программ содействия занятости населения.

Большая часть безработных жителей сельских поселений, социально не защищены. Уровень доходов сельских жителей продолжает оставаться низким. В сельских поселениях проживает 25,9 % малоимущих граждан. В феврале 2016 г. превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей больше на 1,6 раза. [2]

Степень занятости экономически активного населения является показателем благополучия (или не благополучия) социального развития сельского поселения.

Из-за отсутствия профессиональной подготовки и низкой квалификации в сфере сельского хозяйства, часть молодежи остается нетрудоустроенной и неконкурентоспособной.  Низкая и нерегулярная оплата труда в сельском хозяйстве делают рабочие места не привлекательными для молодежи.

Доля безработной молодежи до 25 лет в сельских поселениях составляет 26%. [2]

Так же в сельских поселениях не смотря на тяжелые условия труда и низкую работную плату, остро стоит проблема дефицита рабочих мест. При увеличении длительности периода безработицы растут трудности при поиске работы. Это происходит из-за утраты навыков, в след за этим ухудшается моральное состояние, затягивается возраст вступления в брак и деторождения, создаются предпосылки для распространения пьянства, преступности и других негативных явлений.

Из-за отсутствия и нехватки рабочих мест молодое население вынуждено переселяться в города, что влечет за собой дестабилизацию демографического баланса. Происходит интенсивная убыль молодого, активного сельского населения. Так в 2015 году прибыло в сельские поселения РФ 1 282 676 человек, выбыло 1 459 827 человек. Разница составила 177 151 человек. [2]

Стабилизация сферы занятости сельского населения является важнейшим условием повышения уровня жизни населения. Именно сельский работник с его отношением к труду и способностями является движущим фактором производственных сил на селе.

В настоящее время в сельских поселениях сельскохозяйственные, деревообрабатывающие и иные производства находятся в стадии убытка или ликвидации.

Для решения проблемы низкой квалификации сельских жителей, предлагается создание системы непрерывного образования. Т.е. получение технического образования на базе средней общеобразовательной школы (например, создание профильных аграрных классов). Профильные аграрные классы могут подготавливать старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности.

Создание аграрных классов поспособствует:

·                    снижению миграционных процессов, т.е. закрепит молодежь в сельской местности;

·                    формированию у старшеклассников готовности к труду и профессиональному самоопределению;

·                    формированию любви к малой родине и стремлению внести свой вклад в ее процветание.

Данное предложение поможет сформировать новое поколение аграриев, умеющих с большой пользой для себя и общества применять на практике полученные знания. В условиях введения санкций  и импортозамещения, данная идея является очень актуальной.

·                    Проблема кадрового обеспечения и формирования материально-технической базы школ.

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место в силу исторических традиций становления системы образования в России, особенностей локальной сельской среды, зависимости школы от производственной и социальной инфраструктуры села.

Число общеобразовательных организаций в сельской местности на 2015/16 год равен 26,1 тысяч. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях в сельских поселениях на 2015/16 год равна 3724 тысяч человек. [2]

С введением Единого Государственного экзамена стало возможно оценить  качество образования выпускников. Если сравнивать средний балл по предметам ЕГЭ,  полученными выпускниками сельских школ  Одинцовского района Московской области и Москвы, то показатель в сельских школах ниже.  Виной этому является низкое качество образовательных услуг и низкий уровень подготовки школьников.

В школах сельских поселений актуальными проблемами являются:

·                    Слабая, устаревшая материально-техническая база, что ведет к ограничению возможностей детей в получении качественного образования.

При поступлении в высшие образовательные учреждения сельские школьники испытывают большие трудности в поступлении, т.к. сельские школы не могут дать обучающимся качественное образование (о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и олимпиад).

Для решения дефицита молодых специалистов в сельских школах, необходимо вернуться к выплатам материальной поддержки на федеральном уровне учителям, прибывшим на работу в отдаленные села. Необходимо пересмотреть вопросы целевой контрактной подготовки и в перспективе готовить всех учителей на основе целевого приема. Обеспечить целевой прием и показать преимущества профессии учителя должны педагогические профильные классы. Траектория подготовки специалиста - это поддержка его при обучении, прохождение практики в своей школе, закрепление специалиста на селе. Возможно, вернуться к практике освобождения молодых людей от службы в армии при условии работы учителем на селе. Рассмотреть вопросы оздоровления педагогических кадров (обязательное санаторно-курортное восстановление в период основного отпуска). Но главное, необходимо пересмотреть механизмы подушевого финансирования  сельской школы. Неэффективная система финансирования сельских школ по нормативно-подушевому принципу, а также процесс реструктуризации сельской школы могут привести к тяжелым социальным последствиям для всей страны.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере сельских поселений является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития района. Принятие мер, изложенных выше, может способствовать разрешению актуальных вопросов перехода сельских поселений на модель комплексного устойчивого социально-экономического развития.

 



Список литературы:

  1. Ивлева Г.Ю. Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС.: Материалы научных конференций, изд-во Проспект, 2014 г. – 481 с.
  2. Официальная статистическая информация Федеральной службы государственной статистики РФ. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
  3. Интервью руководителя главного управления «Государственной жилищной инспекции Московской области» Когана Александра Борисовича. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gzhi.mosreg.ru
  4. Доклад И.О. руководителя Администрации Одинцовского района Андрея Иванова. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odintsovo.info/news/?id=44077


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: