» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (48) 2021

Автор: Волчкова Юлия Эдуардовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование института трансплантации в России

Статья просмотрена: 281 раз
Дата публикации: 4.03.2021

УДК 347.161

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНСТИТУТА ТРАНСПЛАНТАЦИИ В РОССИИ

Волчкова Юлия Эдуардовна

студентка 2 курса ОЮФ Судебная и прокурорская деятельность

Научный руководитель: Адаменко Алла Петровна

доцент кафедры гражданского права

Российский государственный университет правосудия г. Москва

 

Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ гражданско-правовых аспектов трансплантации донорских органов между Россией и зарубежными странами. Рассмотрены проблемные вопросы, которые требуют срочного решения в связи с развитием института трансплантации. В статье представлены мнения значимых в рассматриваемой области людей, а также освещены основные правовые пробелы.

Ключевые слова: трансплантология, органное донорство, презумпция согласия, детская трансплантация, правовое регулирование трансплантологии.

В эпоху развития медицинских технологий, в связи с увеличением количества операций по пересадке человеческих органов, наиболее актуальной становится проблема правового регулирования донорства и трансплантации. На сегодняшний день условия и порядок трансплантации органов в России регулируют: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»; Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», введённый в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22.12.92 № 4181-1[1] (далее – ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее – Основы).В ст. 46 и47 закреплены общие принципы констатации смерти и изъятия органов и (или) тканей для трансплантации[2].

Данные нормативно-правовые акты (далее – НПА) регулируют трансплантологию, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, учитывая при этом рекомендации Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ).

По данному разделу медицины складывается мнение о состоянии медицины в той или иной стране, то есть трансплантология – это показатель уровня развития на международном уровне.Согласно статистике НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав РФ), только за начало 2021 года было проведено 34 операции по трансплантации печени, 64 – почек, 18 – сердца, однако требуется гораздо больше.[3]

На сегодняшний день, данная тема является актуальной, так как российская трансплантология долгое время находилась в «мертвой точке», однако за последнее время ученые-медики и специалисты по медицинскому правуактивно стараются добиться правового регулирования и развития данного института. Цель данного исследования – проанализировать российскоезаконодательство и выявитьпроблемы в отечественном правовом регулировании трансплантологии.

Лидерами в области трансплантаций органов являются страны: Испания, Индия, Германия, США, Китай, Франция. В каждой из перечисленных стран трансплантология считается бесспорной гордостью.[4] Что касается России, то она, к сожалению, существенно отстает. Согласно статистике НМИЦ, количество выполненных операций по трансплантации органов в России в 2019 году увеличилось в 3,7 раза по сравнению со статистикой 2006 годаи составило 20118 пересадок органов. Но если сравнить, например, с США, то за 2020 год страна вышла на собственный рекорд, выполнив 39718 операций.[5]Это значит, что в России высокий дефицит донорских органов, что является первой и главной проблемой в области трансплантологии в РФ.

Вторая не менее важная проблема – незаконная продажа органов. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в статье 4 закрепляет следующие положения, которые касаются ограничения лечебных учреждений, имеющих право на трансплантологические операции: 1 - забор и заготовка человеческих органов разрешаются только в государственных лечебных учреждениях; 2 - трансплантация органов осуществляется только в специализированных лечебных учреждениях, и данный перечень должен утверждаться в Минздраве РФ совместно с Российской академией медицинских наук[6].

Обратимся к приказу Минздрава РФ от 17.07.17 № 404н/1, согласно которому забор, заготовку и трансплантацию человеческих органов разрешается проводить в 126 медицинских учреждениях (39  – федеральных, 86 – областных и краевых и одном муниципальном)[7]. Но существует мнение ряда ведущих специалистов, которое полагает, что необходимо разработать возможность официального разрешения на проведение трансплантации негосударственными лечебными организациями[8]. Мы не согласны с мнение специалистов и считаем продажу органов недопустимой, так как трансплантология не имеет права существовать в области негосударственной медицины, ведь в таком случае существует опасность криминализации. В результате случится неизбежное слияние негосударственных медицинских учреждений, например, в международные акционерные общества, что даст начало транснациональным группировкам.

В настоящее время в России существует проблема незаконной продажи органов и, к сожалению, не регулируется законодательством, так как ст. 15 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает лишь факт недопустимости продажи органов, но, не устанавливает ответственность за нее.[9]

Следующая актуальнаяпроблема в области трансплантологии в России –нехватка структур. Для начала обратимся кзарубежной практике. Например, каждый гражданин США считается потенциальным донором по умолчанию. Медицинское учреждение, где умирает пациент, обязано информировать местную Организацию по Снабжению Органами (OrganProcurementOrganization-OPO) о наличии потенциального донора. Подобных структур в  США существует 5. Данные структуры являются некоммерческими организациями, они координируют весь процесс трансплантации органов, начиная от получения заявок от больных, которым требуется пересадка, до самого процесса пересадки.

Сравнивая Россию и США, делаем вывод, что РФ не отстает, ведь принцип работы тот же – информирование местных учреждений о наличии доноров. Однако в России не хватает структур, которые координировали бы процесс трансплантации, и это значительно замедляет данные процессы.

Необходиморассмотретьпроблематикудетского донорства. Здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой несоответствия норм. Согласно части 2 статьи 54 Основ, несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Но в самих Основах, как и в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» отдельно устанавливается исключение в отношении донорства, так как ограничивается круг живых доноров. Это значит, что дееспособность в отношении органного донорства у лиц, достигших пятнадцати лет, отсутствует, не смотря на полученное от них информированное добровольное согласие.[10]

В Италии детское донорство развито в достаточной мере; трансплантация проводится как в самой Италии, так и из нее в другие страны, которые нуждаются в помощи, так как родители умерших детей в большинстве случаев жертвуют органы ребенка на спасение других детей.Моральный барьер в России еще не сумели перешагнуть ни врачи, ни родители, ни общество в целом. Но так как не все взрослые органы подходят детям, а помощи из-за рубежа приходится ждать долго, в то время как любой орган имеет критический срок сохранения, а в мире введен мораторий на запрет пересадки сердца иностранцам, то данный вопрос нужно решать как можно скорее, ведь таким способом возможно спасти жизни тысячам детей.

Часто родственники умерших, у которых после смерти были изъяты органы с целью донорства, обращаются в Конституционный суд с жалобами, где оспаривают конституционность статьи 8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Родственники утверждают, что не были поставлены в известность и не давали согласие на донорство органов, однако изъятие органов произошло. Пример распространенной ситуации имеет место в Определении Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О.[11]

Исходя из вышеупомянутых проблем российского правого регулирования института трансплантологии, делаем вывод, что в стране должно быть соответствие специальных и общих норм, регулирующихвопросы, затрагиваемые донорства. Они хотя и должны соответствовать моральным и религиозным ценностям общества, но и само общество должно сделать шаг навстречу развитию трансплантологии. Помимо прочего, нормативные акты должны строго соблюдать гражданские права родственников доноров (умерших и живых), а также способствовать дальнейшему развитию институту трансплантологии в России.



Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (дата обращения: 04.02.2021).
  2. Федеральный закон от 22. 06.1993 №5487-1 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 04.02.2021).
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (дата обращения: 04.02.2021).
  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 11.07.2017 №404Н/1 «О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и трансплантации органов и (или) тканей человека, учреждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 04.07.2015 №307Н/4» (дата обращения: 04.02.2021).
  5. Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 64-65. (дата обращения: 07.02.2021).
  6. Баумова, Ж. С. Использование в целях трансплантации донорских органов несовершеннолетних: «за» и «против» / Ж. С. Баумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (151.1). — С. 5-8. (дата обращения: 04.02.2021).
  7. Сагатович В.А. Быть или не быть – вот в чём вопрос // Трансплантология. 2002. Т. 3. № 1. С. 107–108.
  8. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб: Фонд «Университет», 2000. 140 с
  9. Американская софтверная компания [Электронный ресурс] //Cision [сайт]. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/organ-donation-again-sets-record-in-2019-300984527.html (дата обращения: 04.02.2021).

[1][1] Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 08.12.2020) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4692/ (дата обращения: 04.02.2021).

[2] Федеральный закон от 22. 06.1993 №5487-1 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895// (дата обращения: 04.02.2021).

[3]https://transpl.ru/about/statistics/

[4] Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб: Фонд «Университет», 2000. 140 с

[5] Американская софтверная компания [Электронный ресурс] //Cision [сайт]. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/organ-donation-again-sets-record-in-2019-300984527.html (дата обращения: 04.02.2021).

 

[6] .Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1  «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4692 (дата обращения: 04.02.2021).

[7] . Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 11.07.2017 №404Н/1 «О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и трансплантации органов и (или) тканей человека, учреждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 04.07.2015 №307Н/4» [Электронный ресурс] // Контур.норматив: [сайт] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do cumentId=297865 (дата обращения: 04.02.2021).

[8]Сагатович В.А. Быть или не быть – вот в чём вопрос // Трансплантология. 2002. Т. 3. № 1. С. 107–108.

[9]Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5442/ (дата обращения: 07.02.2021).

[10]Баумова, Ж. С. Использование в целях трансплантации донорских органов несовершеннолетних: «за» и «против» / Ж. С. Баумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (151.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42925/ (дата обращения: 04.02.2021).

[11]Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246368/// (дата обращения: 04.02.2021).



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: