» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021

Автор: Мамеева Эльвира Мерветовна, старший научный сотрудник
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Статья просмотрена: 187 раз
Дата публикации: 18.03.2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мамеева Эльвира Мерветовна

старший научный сотрудник сектора

культуры и искусства  народов Дагестана

ГБУ «ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала

 

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В современной жизни использование информационно-коммуникационных технологий в развитии и воспитании дошкольников представляет собой важную задачу. Применение ИКТ  является необходимым средством для творческого, познавательного и самостоятельного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный процесс, электронные ресурсы, развитие дошкольников, творчество.

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (далее ФГОС) применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным [1].В настоящее время  использование электронныхресурсов становится необходимой  частью современного дошкольного образования. Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обозначена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Без использования  современных информационно-коммуникационных  технологий современный образовательный процесс в ДОО будет проходить намного сложнее.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. Одним из условий профессиональной деятельности педагога ДОО является владение информационно-коммуникационными технологиями, которые  необходимы для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Информационные технологии– это методы и приемы, которые обеспечивают обработку, передачу и отображение информации. В современной жизни эти методы и приемы напрямую взаимосвязаны с компьютерными технологиями. Коммуникационные технологии определяют способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В коммуникационных технологиях компьютер занимает определенное место, который  обеспечивает комфортное, многообразное, взаимодействие объектов коммуникации.

Педагоги дошкольных образовательных организаций должны:

  • знать нормативные документы, которые регламентируют информатизацию образования; уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями в образовательной деятельности;
  • обмениваться информацией, пользоваться электронной почтой, средствами интернета, общается на форумах, в чатах и т.д.
  • сотрудничать с родителями детей для решения образовательных задач, применять методы и приемы для их психолого-педагогического развития.

Использование ИКТ в  образовательном процессе позволяет повысить качество образования, помогает дошкольникам овладевать современными компьютерными технологиями. Через применение  мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана и т.д., воспитатели создают такую образовательную среду, которая очень интересна детям. Компьютерная техника на занятиях привлекает внимание детей: звук, анимация, мультипликация способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу, с помощью наглядного материала активизируются творческая и познавательная  деятельность, развивается память, воображение и т.д.С помощью компьютерных технологий можно имитировать  различные жизненные ситуации, которые в детском саду невозможно создать [3].

К тому же, на занятиях, где применяются информационно-коммуникационные технологии, дети овладевают  навыками чтения, рисования и письма [4].Инновационные технологии могут проявляться не только в форме новых программ, но и в других сферах, например, управленческая деятельность, работа с родителями, которые совместно обеспечивают дружную  работу дошкольной образовательной организации[5].

К современным образовательным технологиям можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования показаны  требования к развивающей предметно-пространственной среде. Для того, чтобы образовательный процесс  проходил эффективно необходима благоприятная информационная атмосфера, а для этого  требуется  активная  заинтересованность руководителя дошкольной образовательной организации. Педагог должен комбинировать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, а для этого необходимо работать над повышением своего профессионализма, владеть методикой дошкольного образования, использовать свои умения и навыки, осваивать инновационные технологии, то есть постоянно совершенствоваться. Иногда педагоги могут допускать некоторые ошибки, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия конкретного опыта. Нельзя допускать чрезмерную усложненность и нагрузку материала, при которой овладение этим материалом становится трудным для детей. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1.1249-03 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю не более 15 минут.

Все информационно-коммуникационные технологии, которые используются в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, должны удовлетворять всем дидактическим требованиям, как учебным, так и методическим. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что эффективное использование информационно-коммуникационных технологий значительно повышает  качество работы дошкольной образовательной организации. ИКТ является необходимым  средством воспитания и развития детей, а также способом повышения мотивации и развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.



Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования России № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2013. С.160.
  3. Ю.М. Горвиц. Новые информационные технологии в системе образования. М., 2009.
  4. И.Г. Захарова Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. – 2012.- №1. С. 27-33.
  5. Ю.М. Горвиц. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании. М., 2008.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: