» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021

Автор: Манолий Кристина Юрьевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Самоактуализация личности в профессиональной карьере

Статья просмотрена: 556 раз
Дата публикации: 30.03.2021

УДК 159.9.075

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ

Манолий Кристина Юрьевна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. Одной из личностных характеристик, которые определяют эффективность профессиональной деятельности и возможность для человека развиваться в профессии, является самоактуализация. Каждый человек способен реализовать свой творческий потенциал и реализоваться в своей жизни тем, кем он хочет и может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается использования всех своих талантов, потенциалов личности, то есть самоактуализироваться – стать тем человеком, которым мы можем стать. Цель: исследование самоактуализации личности в профессиональной карьере у людей разных возрастных групп.

Для достижения цели были разработаны следующие задачи:

  1. Изучить понятия «самоактуализация личности» и «профессиональная карьера» на основе психологической литературы;
  2. Рассмотреть научно-психологические подходы интерпретации понятий по выбранной теме;
  3. Обосновать методы и методики исследования;
  4. Подвести итоги исследования.

Практическая значимость: чтение лекционных и семинарских занятий, диагностика самоактуализации личности при выборе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самоактуалиция личности, профессиональная карьера, саморазвитие.

 

С этимологической точки зрения термин «самоактуализация» является производным от корней «self» и «act», указывая на то, что личность является одновременно объектом и субъектом самоактуализации, и сама личность совершает действия направленные на саму себя.

Процесс самоактуализации — это феномен, затрагивающий различные стороны системы взаимоотношений человека: его отношение к окружающим людям, к профессии, к себе самому и к окружающему миру в целом [1].

В ходе развития науки психологии проблемой самоактуализации занималось не малое количество ученых А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, А. Адлера, К. Гольдштейн. Большой интерес к понятию «самоактуализация» проявил Абрахам Маслоу. Значительное влияние на взгляды Абрахама Маслоу оказали социальная психология, гештальт-психология, психоанализ и работа нейрофизиолога Курта Гольдштейна[2].

В работах Абрахама Маслоу разворачиваются пять различных понимания самоактуализации. В первом понимании (при выделении и описании типов самоактуализирующихся личностей) самоактуализация представляла собой личностное развитие. Во втором понимании (в соответствие с первой теорией мотивации) самоактуализация понималась, как потребность, анализирующаяся после многих остальных потребностей. В третьем понимании (согласно теории мотивации нужды и роста – второй теории роста мотивации) самоактуализация представляла собой как универсальная движущая сила, побуждающая процессы развития на всех уровнях. В четвертом понимании (согласно концепции пиковых переживаний) самоактуализация представляла собой, как состояние, кратковременно доступное в принципе каждому человеку. В пятом понимании (в соответствии с психологией Бытия и теорией мотивации) самоактуализация представилась порогом, отделяющим от нового уровня существования, переходом от Становления к Бытию.

Согласно К. Роджерсу понятие самоактуализации является составной частью общей теории личности и психотерапии. Самоактуализация означает процесс развития человеком своего потенциала с целью формирования полностью функционирующей личности человека. К. Роджерс считает, что самоактуализация является единственной тенденцией в поведении человека, тем самым отклоняя наличие отдельных частных мотивов. Обобщая, представления К. Роджерса многие потребности человека подчинены основам становления и самоусиления организма в целом.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни считала, что каждый человек обладает способностями, которые возможно дремлют в глубине сознания. Как правило, эти способности связаны сдерживающим влиянием невроза. В каждом человеке имеется стремление к самореализации, в желании развиваться как личность, становиться сильным и цельным человеком. Также Карен Хорни считала, что пробудить всевозможные способности можно с помощью психоанализа.

Абсолютно каждый человек стремится всегда к самосовершенствованию и в систему его самоактуализации неотъемлемо входит «система самости». Профессиональная деятельность традиционно связана с самоактуализацией, она формирует не только профессиональное самопознание, но и определяет социальный статус[4]. Так же самоактуализация изменяет социальные условия человека, все теснее связывается с наполнением профессионального становления. Такие изменения можно рассматривать в качественных изменениях способов производства, средств и взаимодействия, а так же качестве труда. В любом таком изменении непосредственно субъектом профессиональной деятельности выступает человек, проектирующий и прогнозирующий собственное будущее в карьере. Психологическая теория и практика рассматривают понятие «самоактуализация», как некий способ, свойство или же механизм, которые позволяют соединять жизнь человека в определенную целостность. Тем самым, не обращая внимания, на различного рода препятствия, а также на неопределенность таких существенных характеристик жизни как: профессиональной, личной и социальной сферы[3].

В психологической литературе достаточно широко рассмотрена характеристика самоактуализирующейся личности, представлены данные о взаимосвязи самоактуализации и структурных характеристик в контексте профессионального становления. Принято выделять четыре основные стадии профессионализации:

  1. Поиск и выбор профессии.
  2. Освоение профессии.
  3. Социальную и профессиональную адаптацию.
  4. Выполнение профессиональной деятельности.
  5. В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как анализ теоретического материала, психодиагностического тестирования, а также метод математико-статистической обработки эмпирического материала.
  6. Анализ теоретического материала позволил дать определение основным понятиям, таким как «самоактуализация» и «карьерный рост». Помимо этого, в научной литературе нами была выявлена взаимосвязь самоактуализации личности с профессиональной карьерой. К тому же метод исследования теоретического материала показал степень изученности основных понятий.
  7. Психодиагностическое тестирование, позволило собрать необходимый материал для дальнейшей обработки. Под методом тестирования в психологии понимают объективный метод психологического диагностического исследования. Применяя его, мы диагностировали то как мотивация влияет на карьерный рост.
  8. Метод математико-статистической обработки данных (вычисление коэффициента корреляции Пирсона). Благодаря этому методу мы смогли выявить взаимосвязь между самоактуализацией личности и карьерным ростом.

«Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Данная методика направлена на диагностику мотивации профессиональной деятельности. Так же в основу методики положена концепция о внешней и внутренней мотивации. Внутренний тип мотивации говорит о  том, что деятельность для личности сама по себе имеет значение. Внешняя мотивация отличается тем, что в основе профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению каких-либо потребностей по содержанию к своей деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.). Внешние мотивы подразделяются на внешние положительные и внешние отрицательные. Однако считают, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные.

Методика «Мотивация к успеху» предложенная Т. Элесом.

Данная методика дает оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху. Она представлена в виде теста, состоящего из 41 утверждения, каждое из которых нужно подтвердить ответом «да» в случае согласия или «нет», в случае не согласия. В  интерпретации  результатов по методике оценивается уровень мотивации к успеху.

Модифицированный опросник «Диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калиной). Цель данного опросника состоит в том, чтобы определить уровень самоактуализации личности.

Опросник «Диагностика самоактуализации личности САМОАЛ» разработан с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Он включает в себя 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса нужно выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагается вычисление «общего показателя самоактуализации».

Исходя из данных результатов, выявленных по методике «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), можно сделать вывод о том, что респонденты в юношеском и зрелом возрасте имеют оптимальный мотивационный комплекс.

По методике Т. Элеса «Мотивация к успеху» можно сделать вывод, что люди юношеского возраста обладают умерено высокой выраженностью мотивации к успеху. Им свойственен средний уровень риска. Они не сильно надеются на успех, предпочитают полагаться только на себя. По модифицированному опроснику «Диагностика самоактуализации личности САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калиной) выявлено, что стремление к самоактуализации в юношеской возрастной группе менее важно, чем в зрелом возрасте.

Большее количество людей зрелого возраста 59 % обладают высшим стремлением к самоактуализации в профессиональной карьере, а 41 % юношеского возраста обладают чуть меньшим стремлением к самоактуализации.

По методике «Потребность достижения цели» Ю. М. Орлова выявлено, что у людей юношеского возраста средняя потребность в достижении цели. Это выражается в том, что люди юношеского возраста легко берутся за выполнение задач в достижении своей цели и достигают ее, но при этом они не готовы брать на себя лишних обязанностей. При анализе результатов методик выявлено, что самоактуализация личности в профессиональной деятельность юношеского возраста более выражена, чем у респондентов зрелого возраста. Для сравнительного анализа мотивации у людей разных возрастных групп был произведен опрос двух групп, а именно 10 человек юношеского возраста и 10 человек зрелого возраста. Анализ проводился по методу математико-статической обработки данных t-критерий Стьюдента.

По результатам исследования по шкале «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» наблюдается, что в обеих возрастных группах процент внешней мотивации выше, чем процент внешней положительной мотивации и внешней отрицательной. А также, при сравнении показателей было выявлено, что респонденты в юношеском и зрелом возрасте имеют оптимальный мотивационный комплекс, так как соответствует соотношению между собой трех видов мотиваций: ВМ>ВПМ>ВОМ.

По шкале мотивации к успеху расчеты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что у людей юношеского и зрелого возрастов существуют значимые различия. Следовательно, возраст влияет на выраженность мотивации к успеху. По этой методике можно сделать вывод, что чем младше человек, тем выраженность мотивации к успеху гораздо выше. И наоборот, чем старше человек, тем выраженность мотивации к успеху ниже.

При сравнении показателей модифицированного опросника «Диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» выявлено, что стремление к самоактуализации в юношеской возрастной группе менее важно, чем в зрелом возрасте. Это говорит о том что, возможно, самоактуализация выражается в желаемом, а не в действительном состоянии.

В ходе расчетов сравнительного анализа по шкале потребности в достижении цели между людьми юношеского и зрелого возрастов различия оказались незначимыми. Это свидетельствует о том, что возраст не влияет на потребность в достижении цели.



Список литературы:

  1. Возрастная периодизация [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfile.net/preview/1728538/page:5/.(Дата обращения 16.01.2021г.).
  2. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
  3. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. – 2019. – 320 с.
  4. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс, 2020. – 280 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: