» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021

Автор: Расим Жавдатович Фаткуллин, Студент-выпусник
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Правовое обеспечение экономической (финансовой) безопасности РФ

Статья просмотрена: 260 раз
Дата публикации: 03.04.2021

УДК 338.2

ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Фаткуллин Расим Жавдатович

студент

Прокопьева Юлия Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления

Вахитов Артем Ильгизович

студент

ОУ ВО «Южно-Уральский Технологический Университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена Федеральным законом"О безопасности" от 28.12.2010, а так же Федеральными законами «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другими нормативными актами. В данной научной статье мы рассмотрим представления о экономической безопасности и о проблемах, которые есть в нашей стране.

Ключевые слова: экономическая безопасность, право, финансы, федеральный закон, законодательство Российской Федерации, экономические преступления, антикоррупционные меры, финансовый контроль.

 

Введение:

Правовое обеспечение экономической безопасности РФ следует понимать как систему правовых актов, обеспечивающих экономическую безопасность, а также как комплексное направление правового регулирования, как систему знаний и учебную дисциплину. Таким образом, существуют различные аспекты понятия «правовое обеспечение экономической безопасности». Это направление правового регулирования является комплексным, т.к. в нем используются нормы из разных отраслей права, например, из конституционного права, административного права, уголовного права, гражданского права.

Прежде чем начать, рассмотрим понятия экономической безопасности и финансовой:

Таблица 1- раскрытие понятий «экономическая» и «финансовая» безопасность

Автор

 

Термин

Раскрытие понятия

В.К. Сенчагов, Советский государственный деятель, советский и российский учёный-экономист, председатель Государственного комитета СССР по ценам.

Экономическая безопасность

состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития

Л. И. Абалкин, Советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор, академик РАН. Являлся заместителем председателя Совета Министров СССР.

 совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию

Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов

способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях

Авторы статьи

представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантировать от различного рода угроз и потерь.

М.Е. Каратонов, доктор экономических наук

Финансовая безопасность

состояние экономики, при котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием

Каранина Е.В.

К 21 Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, ор-

ганизации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО

«ВятГУ», 2015 – 239 с.

защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной

экономической системы и постоянное экономическое возрастание.

Авторы статьи

неотъемлемая часть всей экономической системы государства, так же способность финансовой системы страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране

 

Одним из важнейших элементов экономической безопасности является финансовая безопасность как часть экономической безопасности государства. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Основными структурными звеньями финансовой безопасности для России являются следующие: федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций. Таким образом, существует прямая связь между состоянием финансовой системы и уровнем финансовой безопасности государства, что заставляет разобрать теоретические аспекты

С точки зрения этимологии под безопасностью определяется отсутствие опасности. Источниками опасности могут выступать угрозы, способные оказать какое-либо негативное воздействие на рассматриваемый объект. Соответственно, национальную безопасность и экономическую, как ее часть, в узком смысле, можно определить, как отсутствие внутренних и внешних угроз реализации интересов общества и государства, экономической системе этого общества.

Исторически национальная безопасность является более широкой по своей природе. Угроза государственной безопасности не всегда может означать угрозу национальной. Исчезновение государства не всегда означает исчезновение нации. В качестве примера можно рассматривать распад СССР, как государства. Говоря об экономической безопасности, можно определить ее как часть единого целого, одну из составляющих национальной безопасности.

Экономическая безопасность, также как и общественная безопасность, вместе с национальной обороной, защитой окружающей среды, охраной социальной сферы жизни составляет единую систему. Но, отмечая тесную связь всех элементов системы, стоит обратить внимание на важную, а порой - основополагающую роль экономической безопасности.

Таблица 2- Нормативно-правовые документы и организационные структуры, обеспечивающие «экономическую» и «финансовую» безопасность

Нормативно-правовой документ

 

Организационные структуры

 

Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ

Совет безопасности РФ

Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"

Управление экономической безопасностью

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Секция научного совета СБ РФ по экономической и социальной безопасности

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ

Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность

Основные положения современного понимания национальной и экономической безопасности нашли свое отражение в принятом 5 марта 1992 года Законе «О безопасности». Этот закон впервые представил определение безопасности «как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». [1] Документом, определившим цель и объекты (Гл. I), угрозы (Гл. II), критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям, экономической безопасности (Гл. III); меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности (Гл. IV), стала «Государственная стратегия экономической безопасности (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 года. [2]

Особое место в системе нормативных актов, обеспечивающих безопасность государства, в том числе - экономическую, занимает Федеральный закон «О безопасности».

Относительно экономической безопасности, можно обратить внимание на предложенный Е.В. Овсянниковой механизм ее обеспечения, который включает следующие элементы: мониторинг экономики и общества в целях выявления, и прогнозирования внутренних, и внешних угроз экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предупреждению угроз безопасности экономики обусловленных глобализацией, характеризуемая рядом признаков. [3]

С учетом вышесказанного, обеспечение безопасности можно охарактеризовать, как отлаженные действия уполномоченных органов, направленные на устранение или минимизацию воздействий, угрожающих интересам личности, общества и государства.

В настоящее время, несмотря на проведение активных мер по предотвращению экономических преступлений, ощущается их недостаточность. А именно действия государства по средствам правовых норм способны сократить, число этих преступлений. Мерой более действенной, чем усиление контроля и надзора может быть обеспечение условий, при которых легальная экономическая деятельность в различных сферах экономики будет выгодна предприятиям. Это не означает снижение роли контролирующих, фискальных функций. Тем не менее, сочетание различных способов воздействия способно обеспечить не только экономический эффект, но и способствовать укреплению экономической безопасности.

В сегодняшних же условиях, можно констатировать существование пропасти между легальным и преступным бизнесом. Первый кроме внесения всех установленных законом платежей сталкивается и с серьезным административным барьером. Второй, обходя и то и другое, получает преимущества, в том числе и в конкурентной борьбе.[4]

Таким образом, современный этап правового обеспечения экономической безопасности в России можно определить с момента введения в действие Закона «О безопасности» в 1992 году. Существенным стало принятие в 1996 году «Государственнойстратегии экономической безопасности», которая ввела в оборот понятия, позволяющие классифицировать угрозы безопасности экономике страны, определять параметры экономической безопасности и впервые осветила тенденции развития экономической политики России на среднесрочный период. На данный момент действует Стратегия национальной безопасности до 2020 года, которая учитывает анализ положения России в мировом сообществе, определяет основные угрозы и способы защиты экономики Российской Федерации. [5]

Заключение:

Основными направлениями обеспечения экономической безопасности выступают: умеренное, взвешенное государственное планирование экономического развития; борьба с экономическими преступлениями; антикоррупционные меры; финансовый контроль; контроль внешнеэкономической деятельности; развитие конкуренции и контроль за деятельностью монополий и другие.

На сегодняшний день мы нередко сталкиваемся с неэффективностью действующего законодательства. Это не всегда говорит о его несовершенстве или несоответствии нынешней ситуации в стране. Зачастую причиной является недостаток правоприменительной практики.

В современных условиях, кроме всех прочих мер, важнейшей для обеспечения экономической безопасности становится повышение привлекательности законного бизнеса, оптимизация разрешительных и контрольных процедур, в целом снижение административного барьера, не в ущерб его базовым функциям. Это может способствовать как укреплению безопасности, так и раскрытию экономического потенциала общества, росту экономики. [6]



Список литературы:

  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. 26.06.2008). Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. ст. 769.
  2. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608. // СЗ РФ.
  3. Е.В. Овсянникова. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации. //Дисс. канд. экон. наук. М., 2018.
  4. Попова, Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова, М. А. Лапина ; под редакцией М. А. Лапиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00789-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451663 (дата обращения: 27.03.2021)
  5. Колычев, А. М. Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для вузов / А. М. Колычев, И. М. Рассолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 403 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04562-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468971 (дата обращения: 27.03.2021).
  6. Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной, А. П. Альбова. — Москва :Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8571-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434328 (дата обращения: 27.03.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: