» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Бубенцова Елена Сергеевна, студентка 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Незримые нити вальдорфской и государственной общеобразовательной школы в современном мире: сходства и различия.

Статья просмотрена: 467 раз

Аннотация. Целью статьи является поиск отличий вальдорфской педагогики от государственной общеобразовательной школы. Данная статья будет интересна студентам педагогических факультетов, педагогов и родителей. Основное внимание уделяется рассмотрению основных положений вальдорфской педагогики. Рассматривается 2 ступени обучения - дошкольное и среднее образование. Выделены некоторые плюсы и минусы системы.

Ключевые слова: альтернативная педагогика, вальдорфская педагогика, школа, детский сад.

По результатом статистического исследования на данный момент в Российской Федерации насчитывается более 41 тыс. различных общеобразовательных организаций (в том числе и школы-интернаты). Среди них начальные, общие, средние школы, лицеи, гимназии и др. Не малое количество, правда? По сравнению с этой цифрой, число вальдорфских школ несравненно мало - около 20 учреждений в России, что составляет менее 0,05% об общедоступных. На родине данной системы, в Германии, конечно, число школ значительно выше. По данным 2011 года в ФРГ насчитывалось 167 вальдорфских школ. Как мы можем заметить, процентное соотношение невелико. С чем же связано столь небольшое распространение вальдорфских школ?

 

Вальдорфская педагогика: зарождение и открытие первой школы.

Прежде, чем говорить об общих и индивидуальных чертах вальдорфской педагогики, стоит обратиться непосредственно к истории данного направления, а именно к его основателю - Рудольфу Штайнеру.

Рудольф Штайнер был родом из Австро-Венгрии 60-х годов XIX века. Уже в раннем детстве он понял, что обладает даром ясновидения, что отличало его от других. С этих пор для Рудольфа существовало 2 мира - чувственный и сверхчувственный. Интеллектуальное развитие шло с большим опережением. В подростковом возрасте он владел знаниями по геометрии, тригонометрии,умело владел навыками вычисления интегралов и дифференциалов, увлекался философскими книгами, изучал несколько языков. В училище он изучал математику, химию, зоологию, ботанику, биологию, оптику, геологию, механику, увлекается музыкой, живописью, архитектурой и многое другое. Ведет к тому же педагогическую практику. Возможно, именно такое изобилие интересов и развитых навыков дало начало развитию такого течения педагогики, как вальдорфская система, в которой сочетаются разные направления - гуманитарное, математическое, естественнонаучное.

Свою педагогическую деятельность Рудольф Штайнер начал уже в подростковом возрасте - ок. 1875 года. В это время он помогал товарищам в усвоении материала, давая вспомогательные уроки. Принцип взаимопомощи позже Штайнер воплотит в вальдорфской педагогике. В чем он заключается? В отсутствии отбора одаренных детей.

В 1919 году было открыто первое образовательное учреждение вальдорфской педагогики. Это была школа, открытая для детей рабочих сигаретной фабрики Вальдорф-Астория в Штутгарте (Германия). Отсюда и пошло название. Вдохновленные примером Рудольфа Штайнера, педагоги разных стран начали открывать вальдорфские школы у себя на родине.

 

Суть педагогики Штайнера: сходства и различия с традиционной[1].

Рудольф Штайнер является основателем своего собственного антропософского[2] общество, целью которого он сам ставил открытие людям методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления. В концепции вальдорфской педагогики это движение занимает основное положение. Это значит, что в педагогике Штайнера лежит основа развития человека как совокупность трех уровней существования - физического, духовного и душевного, что составляет целостный образ человека, его личностное развитие.

Первым, что Вы узнаете от носителей вальдорфской педагогики является то, что весь процесс строится на атмосфере любви, добра, взаимопомощи и поддержке. И это не просто слова. Мне посчастливилось побывать в школе и детском саду “Путь зерна” г. Москва, работающих по вальдорфской системе. За все время пребывания я ни разу не услышала повышенного тона голоса, не увидела того, что кого-то наказывали или отчитывали за провинность. Более того, переступив порог школы, детского сада, я ловила себя на мысли, что мой голос становится тише, спокойнее. Один из законов вальдорфской педагогики - отсутствие давление на ребенка, избегания стрессовых ситуаций. С этим еще связан отказ от каких-либо методик, программ обучения.

Также неотъемлемой частью движения Штайнера является наличие в педагогической деятельности всего 4 основных своеобразных запретов:

1.                   Запрет на раннее обучение;

2.                    Запрет на СМИ

3.                   Запрет на оценку ребенка;

4.                   Запрет на авторитарное воспитание.

Что же это обозначает?

Из первого пункта следует, что отдавая ребенка в вальдорфский сад, Вы должны понимать, что его не научат там читать, писать, рисовать четкие предметы и весь тот багаж умений, с которым ребенок оканчивает государственный детский сад. Воспитание по вальдорфской системе не рассчитано на бурное развитие интеллекта, здесь стараются обойти нагрузку на память, мышление дошкольника. Принцип такой системы - как можно дольше продлить этап сказки в мире ребенка, не разрушая детские образы. Также из этого запрета вытекает еще один пункт - запрет на интеллектуализацию посредством СМИ. Любая теле-, кино-  и радиопередача несет в себе внушающее воздействие, что противоречит принципам вальдорфской педагогики.

Из второго запрета следует, что воспитатель, учитель не должны использовать в своей речи речевые конструкции, выделяя одного или нескольких детей среди всей группы. Вальдорфская школа отличается от традиционной отсутствием оценок с 1 по 8 класс, причем как выраженное в баллах, так и словесных. Нет практики и сравнивания детей друг с другом, но есть место сравнению ребенка в процессе развития. Естественно, что нет и школьных дневников. Современные требования в нашей стране подразумевают обязательную итоговую аттестацию в 4, 9 и 11 классах. Как же быть? Современным вальдорфским школам приходится подчиняться этому правилу, но результаты школьникам и их родителям не объявляются. По окончанию учебного года, классный руководитель пишет индивидуальную характеристику, где указывает то, чему научился ребенок за этот период, какие достижения получил, пишет рекомендации учителям и родителям. Однако, по некоторым причинам случается так, что родители вынуждены перевести ребенка в другую школу. В этом случае учитель, конечно, выставит оценки ученику, исходя из его работы за прошедший период.

Рассмотрим третий запрет. Его смысл заключается в том, что необходимо отстраниться от подавления воли, а наоборот поддерживать любую инициативу ребенка. Также, чем реже педагог будет использовать слово “нет”, тем больший вес оно будет иметь для детей. Существует только 3 причины, по которым можно запретить что-либо делать:

1.                   Если действия могут причинить вред самому ребенку, его здоровью;

2.                   Если действия могут навредить другим;

3.                   Если в результате могут пострадать какое-либо имущество (мебель, стены, и тд)

 

Так же, как и в традиционной, в школе Рудольфа Штайнера происходит обучение всем основным предметам: родной язык, математика, литература, физика, химия, информатика, биология, история, география, иностранные языки, музыка, живопись. Однако, существуют и отличия. Основным инструментом на музыке, например, является флейта.Причем играют дети не только на уроке, но и на переменах при желании. Также от директора одной из вальдорфской школ мы узнали, что последовательность изучения основных предметов также отличается. Например, таблица Менделеева не начинает, а завершает курс школьной химии. Рисование также отличается. Дети рисуют по мокрой бумаге, наблюдая за взаимодействием отдельных цветов. В начальной школе и детском саду не прорисовываются контуры фигур, а рисуются такие формы, как круг. К числу основных уроков добавляются еще и такие предметы как эвритмия[3], театр.

Существенное отличие от традиционной школы заключается и в самом ритме школы. Весь учебный год разбит на 3 главенствующие эпохи, по временам года. В центре каждой эпохи стоит главный праздник (табл.1)

 

Период

Главный праздник

Примечание

Осень

день Архангела Михаила

Воспитание мужества, рыцари и принцессы, праздник фонариков, поиск сокровищ гномами

Зима

Рождество

Адвент, ярмарка рождественская, подготовка к Масленице

Весна

Пасха

яйца, куличи, выращивание растений из семян

 

Ритму подчинен не только год, но и неделя, и даже день. Ритм в вальдорфской педагогике - смена так называемых “вдохов” и “выдохов”, смена деятельности, но регулярное ее повторение. Например, в школе имеется “главный урок эпохи”. Он всегда идет первым и длится 1,5 - 2 часа. На нем изучается предмет эпохи. Эпохой называется период в 3-4 недели, на протяжении которой ученики погружаются в предмет, изучая его.

Также в системе школы предусмотрены различные виды практики - сельскохозяйственная, ремесленная, полевая, лесная и тд.

Большим отличием от традиционной школы также является отсутствием учебников. Все, что есть у ученика - чистая тетрадь формата А4, которую в течение года он сам заполняет на каждом уроке. Можно выбрать свой стиль оформления, украсить страницы, выбрать шрифт и тд. Благодаря этому у учеников формируется ровный почерк, пространственное мышление. Этому также способствует то, что в начальной школе дети учатся писать не ручками, а восковыми мелками, карандашами.

В вальдорфской школе даже классное руководство отличается от привычной нам системы. Здесь 1 учитель ведет детей не с 1 по 4 класс, а с 1 по 8. Это позволяет учителю работать с учетом психологии отдельного ребенка, понять каждого ученика индивидуально, раскрыть его таланты.

Основная деятельность школьника - учеба, а дошкольника - игра. В детском саду по системе Штайнера присутствуют игры разных видов:сюжетно-ролевая игра, пальчиковые игры и музыкально-ритмическая игра-хоровод, называемая райгеном[4].

Сюжетно-ролевая детская игра представляется подражанием взрослым. Воспитатель не вмешивается в игру, но наблюдает со стороны за действиями детей. Большого разнообразия игрушек в таком детском саду Вы не встретите. Все игрушки делаются своими руками, из подручных средств, используя природные материалы.

Ежедневные игры-хороводы - коллективные игры детей с воспитателем, в которых проигрывается какой-то сюжет: поиск клада гномиками, восход солнца, изображение животных и др.

В детском вальдорфском саду каждый этап сопровождается определенным знаком. Это может быть песенка, звон колокольчика или любое другое действие воспитателя.

Интересно и полезно то, что дети участвуют в жизни детского сада и школы.Так, например, дети помогают убирать помещение, готовить завтрак, обед и перекусы. А то, что группы детского сада разновозрастные способствуют выработке таких качеств, как взаимоподдержка, помощь старших младшим. Детский садик по системе Рудольфа Штайнера очень похож на большую и дружную семью.

 

Заключение: плюсы и минусы вальдорфской педагогики.

 

Вальдорфская педагогика - достаточно закрытая система, в которую свои четкие законы и правила для воспитателей. Также, как и в традиционной системе, здесь предъявляются высокие требования к педагогу. Учитель, воспитатель ничуть не меньше должен работать над собой, постоянно совершенствуя свои личные качества. Каждый взрослый, присутствующий в группе детского сада или школы должен участвовать в жизни детей, причем это участие должно быть продолжительным. Это касается и родителей, участие которых обязательно в жизни ребенка. Родители вовлекаются в педагогический процесс всевозможными способами: участие в праздниках, тематических выставках, постановочных спектаклях, разучивают вместе с детьми песни, делают поделки, игрушки, оказывают помощь в оформлении помещения, обеспечивают учреждение необходимыми ресурсами.

Обычно детей настораживает обособленность данной педагогики, оторванность от современного темпа жизни, изобилие сказки (гномы, рыцари, принцессы, святые). Возможно, именно в этом кроется то, что распространение вальдорфской школы не отличается быстрым темпом. Вальдорфская педагогика является альтернативной педагогической системой, однако нельзя сказать, что она полностью отличается от традиционной. Многие принципы традиционной школы и вальдорфской совпадают: гуманизация пространства, развитие творческих способностей, деятельностный подход, духовно-нравственное воспитание.

 

К плюсам вальдорфской педагогики можно отнести

+                    избегание стрессовых ситуаций,

+                    построение воспитания через подражание,

+                    отсутствие оценочных суждений и принуждения,

+                    воспитание в атмосфере любви, добра и доверия,

+                    творческое развитие детей,

+                    организация здорового ритма,

+                    трудовое воспитание,

+                    отсутствие привлечения “сильных” детей и отталкивание “слабых”,

+                    развитие эмоциональной сферы,

 

Почему некоторые родители не спешат отдавать детей в вальдорфские учреждения?

-                      отсутствие развития интеллекта до 7 лет,

-                      ограниченная тематика,

-                      присутствие антропософского движения, которое не принимается православной церковью,

-                      отставание в развитие, по сравнению с учениками традиционной начальной школы, на начальном этапе обучения,

-                      измененная последовательность в преподавании некоторых предметов,

-                      коммерческая форма работы,

-                      присутствие религиозных и мистических моментов,

-                      несоответствие современному темпу и образу жизни.

 

Бытует мнение, что вальдорфская педагогика создает для ученика такие условия, которые оказываются в современном мире слишком “тепличными” и что после окончания такого детского сада и школы ребенку сложно адаптироваться и влиться в жизнь. Так ли это на самом деле? Последователи Рудольфа Штайнера отрицают эту теорию, приводя в пример выпускников школ, которые легко поступают в высшие учебные заведения разных городов мира и с успехом завершают в них обучение.

 



Список литературы:

1.             Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. М.: Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. 688с.

2.             Индикаторы образования: 2016: статистический сборник/ Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с. - 350 экз. - ISBN 978-5-7598-1369-9

3.             Социология: Энциклопедия /Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.  — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Сер. Мир энциклопедий). — ISBN 985-428-619-3.

4.              Скляренко Э. О. Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа? [Электронный ресурс] // RUDOLF-STEINER.RU: Библиотека антропософского движения URL: http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html(дата обращения: 27.03.2017)

5.             Рудольф Штайнер [Электронный ресурс]/ Вальдорфская школа и детский сад “Путь зерна” URL: http://www.putzerna.ru/pedagogika/rudolf-steiner/ (Дата обращения: 27.03.2017)

 

[1] Под традиционной школой понимаем государственную общеобразовательную школу, лицей, гимназию и пр., предоставляющие, как правило, бесплатное обучение, доступное каждому ребенку.

[2] Антропософия (от лат. anthropos - человек и sophia - мудрость) - англ.anthroposophia; нем. Anthroposophie. Разновидность теософии, религиозно-мистическая доктрина, направленная на развитие "тайных способностей" человека к духовному господству над природой (Р. Штейнер). [Социология: энциклопедия/ А. А. Грицанов]

[3] Эвритмия - название специального искусства движений, разработанного в 1-й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с другими искусствами [БЭС]

[4] Reigen (нем) - хоровод



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: