» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017
Автор: Бубенцова Елена Сергеевна, студентка 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Незримые нити вальдорфской и государственной общеобразовательной школы в современном мире: сходства и различия.
Аннотация. Целью
статьи является поиск отличий вальдорфской педагогики от государственной
общеобразовательной школы. Данная статья будет интересна студентам
педагогических факультетов, педагогов и родителей. Основное внимание уделяется
рассмотрению основных положений вальдорфской педагогики. Рассматривается 2
ступени обучения - дошкольное и среднее образование. Выделены некоторые плюсы и
минусы системы.
Ключевые
слова: альтернативная педагогика, вальдорфская педагогика, школа,
детский сад.
По
результатом статистического исследования на данный момент в Российской
Федерации насчитывается более 41 тыс. различных общеобразовательных организаций
(в том числе и школы-интернаты). Среди них начальные, общие, средние школы,
лицеи, гимназии и др. Не малое количество, правда? По сравнению с этой цифрой,
число вальдорфских школ несравненно мало - около 20 учреждений в России, что
составляет менее 0,05% об общедоступных. На родине данной системы, в Германии,
конечно, число школ значительно выше. По данным 2011 года в ФРГ насчитывалось
167 вальдорфских школ. Как мы можем заметить, процентное соотношение невелико.
С чем же связано столь небольшое распространение вальдорфских школ?
Вальдорфская
педагогика: зарождение и открытие первой школы.
Прежде,
чем говорить об общих и индивидуальных чертах вальдорфской педагогики, стоит
обратиться непосредственно к истории данного направления, а именно к его
основателю - Рудольфу Штайнеру.
Рудольф
Штайнер был родом из Австро-Венгрии 60-х годов XIX века. Уже в раннем детстве
он понял, что обладает даром ясновидения, что отличало его от других. С этих
пор для Рудольфа существовало 2 мира - чувственный и сверхчувственный.
Интеллектуальное развитие шло с большим опережением. В подростковом возрасте он
владел знаниями по геометрии, тригонометрии,умело владел навыками вычисления
интегралов и дифференциалов, увлекался философскими книгами, изучал несколько
языков. В училище он изучал математику, химию, зоологию, ботанику, биологию,
оптику, геологию, механику, увлекается музыкой, живописью, архитектурой и
многое другое. Ведет к тому же педагогическую практику. Возможно, именно такое
изобилие интересов и развитых навыков дало начало развитию такого течения
педагогики, как вальдорфская система, в которой сочетаются разные направления -
гуманитарное, математическое, естественнонаучное.
Свою
педагогическую деятельность Рудольф Штайнер начал уже в подростковом возрасте -
ок. 1875 года. В это время он помогал товарищам в усвоении материала, давая
вспомогательные уроки. Принцип взаимопомощи позже Штайнер воплотит в
вальдорфской педагогике. В чем он заключается? В отсутствии отбора одаренных
детей.
В
1919 году было открыто первое образовательное учреждение вальдорфской педагогики.
Это была школа, открытая для детей рабочих сигаретной фабрики Вальдорф-Астория в Штутгарте
(Германия). Отсюда и пошло название. Вдохновленные примером Рудольфа Штайнера,
педагоги разных стран начали открывать вальдорфские школы у себя на родине.
Суть педагогики Штайнера: сходства и
различия с традиционной[1].
Рудольф Штайнер является основателем
своего собственного антропософского[2]
общество, целью которого он сам ставил открытие людям методов саморазвития и
духовного познания с помощью мышления. В концепции вальдорфской педагогики это
движение занимает основное положение. Это значит, что в педагогике Штайнера
лежит основа развития человека как совокупность трех уровней существования -
физического, духовного и душевного, что составляет целостный образ человека,
его личностное развитие.
Первым, что Вы узнаете от носителей
вальдорфской педагогики является то, что весь процесс строится на атмосфере
любви, добра, взаимопомощи и поддержке. И это не просто слова. Мне
посчастливилось побывать в школе и детском саду “Путь зерна” г. Москва,
работающих по вальдорфской системе. За все время пребывания я ни разу не
услышала повышенного тона голоса, не увидела того, что кого-то наказывали или
отчитывали за провинность. Более того, переступив порог школы, детского сада, я
ловила себя на мысли, что мой голос становится тише, спокойнее. Один из законов
вальдорфской педагогики - отсутствие давление на ребенка, избегания стрессовых
ситуаций. С этим еще связан отказ от каких-либо методик, программ обучения.
Также неотъемлемой частью движения
Штайнера является наличие в педагогической деятельности всего 4 основных
своеобразных запретов:
1.
Запрет на
раннее обучение;
2.
Запрет на
СМИ
3.
Запрет на
оценку ребенка;
4.
Запрет на
авторитарное воспитание.
Что же это обозначает?
Из первого пункта следует, что отдавая
ребенка в вальдорфский сад, Вы должны понимать, что его не научат там читать,
писать, рисовать четкие предметы и весь тот багаж умений, с которым ребенок
оканчивает государственный детский сад. Воспитание по вальдорфской системе не
рассчитано на бурное развитие интеллекта, здесь стараются обойти нагрузку на
память, мышление дошкольника. Принцип такой системы - как можно дольше продлить
этап сказки в мире ребенка, не разрушая детские образы. Также из этого запрета
вытекает еще один пункт - запрет на интеллектуализацию посредством СМИ. Любая
теле-, кино- и радиопередача несет в
себе внушающее воздействие, что противоречит принципам вальдорфской педагогики.
Из второго запрета следует, что
воспитатель, учитель не должны использовать в своей речи речевые конструкции,
выделяя одного или нескольких детей среди всей группы. Вальдорфская школа
отличается от традиционной отсутствием оценок с 1 по 8 класс, причем как
выраженное в баллах, так и словесных. Нет практики и сравнивания детей друг с
другом, но есть место сравнению ребенка в процессе развития. Естественно, что
нет и школьных дневников. Современные требования в нашей стране подразумевают
обязательную итоговую аттестацию в 4, 9 и 11 классах. Как же быть? Современным
вальдорфским школам приходится подчиняться этому правилу, но результаты
школьникам и их родителям не объявляются. По окончанию учебного года, классный
руководитель пишет индивидуальную характеристику, где указывает то, чему
научился ребенок за этот период, какие достижения получил, пишет рекомендации
учителям и родителям. Однако, по некоторым причинам случается так, что родители
вынуждены перевести ребенка в другую школу. В этом случае учитель, конечно,
выставит оценки ученику, исходя из его работы за прошедший период.
Рассмотрим третий запрет. Его смысл
заключается в том, что необходимо отстраниться от подавления воли, а наоборот
поддерживать любую инициативу ребенка. Также, чем реже педагог будет
использовать слово “нет”, тем больший вес оно будет иметь для детей. Существует
только 3 причины, по которым можно запретить что-либо делать:
1.
Если
действия могут причинить вред самому ребенку, его здоровью;
2.
Если
действия могут навредить другим;
3.
Если в
результате могут пострадать какое-либо имущество (мебель, стены, и тд)
Так же, как и в традиционной, в школе
Рудольфа Штайнера происходит обучение всем основным предметам: родной язык,
математика, литература, физика, химия, информатика, биология, история,
география, иностранные языки, музыка, живопись. Однако, существуют и отличия.
Основным инструментом на музыке, например, является флейта.Причем играют дети
не только на уроке, но и на переменах при желании. Также от директора одной из
вальдорфской школ мы узнали, что последовательность изучения основных предметов
также отличается. Например, таблица Менделеева не начинает, а завершает курс
школьной химии. Рисование также отличается. Дети рисуют по мокрой бумаге,
наблюдая за взаимодействием отдельных цветов. В начальной школе и детском саду
не прорисовываются контуры фигур, а рисуются такие формы, как круг. К числу
основных уроков добавляются еще и такие предметы как эвритмия[3],
театр.
Существенное отличие от традиционной
школы заключается и в самом ритме школы. Весь учебный год разбит на 3
главенствующие эпохи, по временам года. В центре каждой эпохи стоит главный
праздник (табл.1)
Период |
Главный
праздник |
Примечание |
Осень |
день
Архангела Михаила |
Воспитание
мужества, рыцари и принцессы, праздник фонариков, поиск сокровищ гномами |
Зима |
Рождество |
Адвент,
ярмарка рождественская, подготовка к Масленице |
Весна |
Пасха |
яйца,
куличи, выращивание растений из семян |
Ритму подчинен не только год, но и
неделя, и даже день. Ритм в вальдорфской педагогике - смена так называемых
“вдохов” и “выдохов”, смена деятельности, но регулярное ее повторение.
Например, в школе имеется “главный урок эпохи”. Он всегда идет первым и длится
1,5 - 2 часа. На нем изучается предмет эпохи. Эпохой называется период в 3-4
недели, на протяжении которой ученики погружаются в предмет, изучая его.
Также в системе школы предусмотрены
различные виды практики - сельскохозяйственная, ремесленная, полевая, лесная и
тд.
Большим отличием от традиционной школы
также является отсутствием учебников. Все, что есть у ученика - чистая тетрадь
формата А4, которую в течение года он сам заполняет на каждом уроке. Можно
выбрать свой стиль оформления, украсить страницы, выбрать шрифт и тд. Благодаря
этому у учеников формируется ровный почерк, пространственное мышление. Этому
также способствует то, что в начальной школе дети учатся писать не ручками, а
восковыми мелками, карандашами.
В вальдорфской школе даже классное
руководство отличается от привычной нам системы. Здесь 1 учитель ведет детей не
с 1 по 4 класс, а с 1 по 8. Это позволяет учителю работать с учетом психологии
отдельного ребенка, понять каждого ученика индивидуально, раскрыть его таланты.
Основная деятельность школьника - учеба,
а дошкольника - игра. В детском саду по системе Штайнера присутствуют игры
разных видов:сюжетно-ролевая игра, пальчиковые игры и музыкально-ритмическая
игра-хоровод, называемая райгеном[4].
Сюжетно-ролевая детская игра представляется
подражанием взрослым. Воспитатель не вмешивается в игру, но наблюдает со
стороны за действиями детей. Большого разнообразия игрушек в таком детском саду
Вы не встретите. Все игрушки делаются своими руками, из подручных средств,
используя природные материалы.
Ежедневные игры-хороводы - коллективные
игры детей с воспитателем, в которых проигрывается какой-то сюжет: поиск клада
гномиками, восход солнца, изображение животных и др.
В детском вальдорфском саду каждый этап
сопровождается определенным знаком. Это может быть песенка, звон колокольчика
или любое другое действие воспитателя.
Интересно и полезно то, что дети
участвуют в жизни детского сада и школы.Так, например, дети помогают убирать
помещение, готовить завтрак, обед и перекусы. А то, что группы детского сада
разновозрастные способствуют выработке таких качеств, как взаимоподдержка,
помощь старших младшим. Детский садик по системе Рудольфа Штайнера очень похож
на большую и дружную семью.
Заключение: плюсы и минусы вальдорфской
педагогики.
Вальдорфская педагогика - достаточно
закрытая система, в которую свои четкие законы и правила для воспитателей.
Также, как и в традиционной системе, здесь предъявляются высокие требования к
педагогу. Учитель, воспитатель ничуть не меньше должен работать над собой,
постоянно совершенствуя свои личные качества. Каждый взрослый, присутствующий в
группе детского сада или школы должен участвовать в жизни детей, причем это
участие должно быть продолжительным. Это касается и родителей, участие которых
обязательно в жизни ребенка. Родители вовлекаются в педагогический процесс
всевозможными способами: участие в праздниках, тематических выставках,
постановочных спектаклях, разучивают вместе с детьми песни, делают поделки,
игрушки, оказывают помощь в оформлении помещения, обеспечивают учреждение
необходимыми ресурсами.
Обычно детей настораживает обособленность
данной педагогики, оторванность от современного темпа жизни, изобилие сказки
(гномы, рыцари, принцессы, святые). Возможно, именно в этом кроется то, что
распространение вальдорфской школы не отличается быстрым темпом. Вальдорфская
педагогика является альтернативной педагогической системой, однако нельзя
сказать, что она полностью отличается от традиционной. Многие принципы
традиционной школы и вальдорфской совпадают: гуманизация пространства, развитие
творческих способностей, деятельностный подход, духовно-нравственное
воспитание.
К плюсам вальдорфской педагогики можно
отнести
+
избегание
стрессовых ситуаций,
+
построение
воспитания через подражание,
+
отсутствие
оценочных суждений и принуждения,
+
воспитание
в атмосфере любви, добра и доверия,
+
творческое
развитие детей,
+
организация
здорового ритма,
+
трудовое
воспитание,
+
отсутствие
привлечения “сильных” детей и отталкивание “слабых”,
+
развитие
эмоциональной сферы,
Почему некоторые родители не спешат
отдавать детей в вальдорфские учреждения?
-
отсутствие
развития интеллекта до 7 лет,
-
ограниченная
тематика,
-
присутствие
антропософского движения, которое не принимается православной церковью,
-
отставание
в развитие, по сравнению с учениками традиционной начальной школы, на начальном
этапе обучения,
-
измененная
последовательность в преподавании некоторых предметов,
-
коммерческая
форма работы,
-
присутствие
религиозных и мистических моментов,
-
несоответствие
современному темпу и образу жизни.
Бытует мнение, что вальдорфская
педагогика создает для ученика такие условия, которые оказываются в современном
мире слишком “тепличными” и что после окончания такого детского сада и школы
ребенку сложно адаптироваться и влиться в жизнь. Так ли это на самом деле?
Последователи Рудольфа Штайнера отрицают эту теорию, приводя в пример
выпускников школ, которые легко поступают в высшие учебные заведения разных
городов мира и с успехом завершают в них обучение.
Список литературы:
1.
Большой
энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. М.: Науч. изд-во
«Большая Рос. Энциклопедия», 2000. 688с.
2.
Индикаторы
образования: 2016: статистический сборник/ Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина, Н.
В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: НИУ ВШЭ,
2016. - 320 с. - 350 экз. - ISBN 978-5-7598-1369-9
3.
Социология:
Энциклопедия /Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н.
Соколова, О. В. Терещенко. — Минск:
Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Сер. Мир энциклопедий). — ISBN
985-428-619-3.
4.
Скляренко Э. О. Что такое Вальдорфская система
образования и Вальдорфская школа? [Электронный ресурс] // RUDOLF-STEINER.RU:
Библиотека антропософского движения URL: http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html(дата
обращения: 27.03.2017)
5.
Рудольф
Штайнер [Электронный ресурс]/ Вальдорфская школа и детский сад “Путь зерна”
URL: http://www.putzerna.ru/pedagogika/rudolf-steiner/ (Дата обращения: 27.03.2017)
[1] Под традиционной школой
понимаем государственную общеобразовательную школу, лицей, гимназию и пр.,
предоставляющие, как правило, бесплатное обучение, доступное каждому ребенку.
[2] Антропософия (от лат. anthropos - человек и
sophia - мудрость) - англ.anthroposophia; нем. Anthroposophie.
Разновидность теософии, религиозно-мистическая доктрина, направленная на
развитие "тайных способностей" человека к духовному господству над
природой (Р. Штейнер). [Социология: энциклопедия/ А. А. Грицанов]
[3] Эвритмия - название специального искусства движений, разработанного в
1-й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придает видимую образную
форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с другими
искусствами [БЭС]
[4] Reigen (нем) - хоровод
Комментарии: