» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (50) 2021

Автор: Аллаярова Богдана Радиковна, студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Профилактика конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей

Статья просмотрена: 201 раз
Дата публикации: 12.05.2021

 

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аллаярова Богдана Радиковна

студентка социально-гуманитарного факультета

Логачева Л.Р

к. пед. н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Бирск

 

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов. Этот период характеризуется формированием самосознания и собственного мировоззрения. Подростки часто пытаются доказать всем вокруг, что они уже достаточно взрослые, и именно поэтому с их мнением необходимо считаться, а не просто выслушивать его или еще хуже игнорировать. Возникновение конфликтов в подростковой среде, в особенности среди несовершеннолетних правонарушителей, безусловно, связано с повышенным уровнем агрессивности и враждебности конфликтующих сторон. Наряду с этим не все конфликты приводят к деструктивным последствиям. Многие конфликты способствуют выходу из сложных ситуаций, развитию взаимоотношений и решению определенных проблем [1, с. 456]. Однако, несмотря на свою направленность (конструктивную или деструктивную), любой конфликт требует своевременного разрешения.

На наш взгляд, несмотря на то что в настоящее время имеются разные способы решения конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей, лучшим способом является профилактика. Профилактика конфликтов рассматривается как их предупреждение. Основная цель профилактики – создать такие условия деятельности и взаимодействия людей, которые приведут к деструктивному развитию противоречий между ними. Предупредить конфликты среди несовершеннолетних правонарушителей намного легче, чем конструктивно разрешить их. Мы считаем, что профилактика конфликтов так же важна, как и умение конструктивно их разрешать. Для профилактики конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей требуется гораздо меньше затрат, сил, средств и времени, но, несмотря на это, посредством профилактики можно предупредить даже минимальные деструктивные последствия, которыми обладает любой конструктивно разрешённый конфликт.

По мнению А.В. Прудниковой, профилактику конфликтов среди несовершеннолетних правонарушителей стоит рассматривать как деятельность, которая направлена на недопущение их возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Суть такой деятельности состоит в активном вмешательстве управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в определенных сферах жизни. Эффективность профилактики конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей напрямую зависит от умения социального работника предвидеть, прогнозировать ход событий [2, с. 123].

Принято выделять первичную и вторичную профилактику конфликтного поведения, при применении которых на практике необходимо использовать как внешние (прежде всего организационные и управленческие), так и внутренние, или собственно психологические, предупреждающие меры. Суть первичной психопрофилактики конфликтного поведения заключается, в первую очередь, в психологическом просвещении и развитии потенциальных или реальных участников конфликтов. В свою очередь, вторичная психопрофилактика заключается в непосредственной работе в группах риска, напряжения, противоборства, в группах с высоким потенциалом конфликтогенности и эскалации конфликтов.

В профилактической работе по предупреждению конфликтов среди несовершеннолетних правонарушителей социальные работники могут воспользоваться разнообразными видами и методами психотерапии, в том числе и активными методами типа игровых психотехник, тренинговых технологий и аутотренингов, методами групповой психотерапии и др.

По мнению А.А. Николаевой и С.Н. Субботиной, одним из эффективных средств профилактики конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей является социально-психологический тренинг, основная цель которого заключается в повышении социально-психологической и коммуникативной компетентности, развитии личности человека [3, с. 132].

В целях профилактики конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей можно использовать тренинги с вводными небольшими лекциями, которые позволяют в непринуждённой форме ознакомить участников тренинга с основными понятиями конфликта. Однако основное внимание в тренинге стоит уделить отработке поведения в конфликте и навыкам ведения переговоров. На наш взгляд, в качестве основного отличия тренинговой формы работы с конфликтами подростков стоит рассматривать более широкий диапазон используемых методов по сравнению с семинаром-практикумом. Эффективность тренинга как средства профилактики конфликтов несовершеннолетних правонарушителей заключается в положительном изменении, в снижении конфликтного поведения подростков.

Таким образом, суть профилактики конфликтного поведения несовершеннолетних правонарушителей состоит в организации социального взаимодействия подростков, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.



Список литературы:

  1. Мустафина, А.А. Профилактика конфликтного поведения у подростков / Мустафина А.А. // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 455-460.
  2. Прудникова, А.В. Конфликтность в подростковом возрасте / Прудникова А.В. // В сборнике: Психология образования будущего: от традиций к инновациям. – Ярославль, 2019. – С. 132-133.
  3. Николаева, А.А. Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде / Николаева А.А., Субботина С.Н. // – Москва, 2019. – С. 132-137.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: