» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021

Автор: Копылов Павел Александрович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Предупреждение как одна из мер ответственности депутата Государственной Думы Российской Федерации

Статья просмотрена: 212 раз
Дата публикации: 11.06.2021

УДК 342

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» КАК ОДНА ИЗ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Копылов Павел Александрович

студент 1 курса магистратуры,

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. Данная статья рассматривает меры конституционно-правовой ответственности депутатов Государственной Думы РФ. Особое внимание уделяется механизму реализации такой меры депутатской ответственности как «предупреждение». Автором поднимается проблема недостаточного правового регулирования ответственности парламентариев.

Ключевые слова: конституционное право, депутат, Государственная Дума, ответственность, освобождение от должности, предупреждение.

 

В правовой доктрине можно встретить различные основания для классификации юридической ответственности на определённые виды. Одна из самых часто встречающихся классификаций – по отраслевому признаку, согласно которой выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и дисциплинарную ответственности. Однако, помимо перечисленных, в правовой науке выделяют конституционно-правовую ответственность, которая касается федеральных органов власти, органов власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также муниципальных органов власти и их должностных лиц. Стоит отметить, что законодатель не использует термины «конституционная ответственность» или «конституционно-правовая ответственность» в нормативно-паровых актах, а ограничивается исключительно термином «ответственность»[1]. Это объясняется многими причинами, но в первую очередь тем, что конституционная ответственность представляет собой достаточно сложный и противоречивый правовой институт, который даже на законодательном уровне не имеет четких границ. Далее, рассмотрим более подробно конституционно-правовую ответственность должностных лиц, а именно представителей от народа Российской Федерации в органах государственной власти.

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации осуществляют законодательную деятельность в масштабах всей страны. Для того чтобы они осуществляли свою деятельность максимально эффективно и беспристрастно, им предоставлен особый правовой статус, который проявляется в объёме прав, обязанностей, ограничений и привилегий, которые предусматриваются для депутатов Государственной Думы законом. Некоторые положения такого статуса закреплены в нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу на территории страны – Конституции РФ[2].

Однако помимо широкого перечня прав, обязанностей и социальных гарантий, Федеральным законом «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены меры конституционно-правовой ответственности парламентариев за нарушение или невыполнение определенных законом действий. Статья 10.1 вышеуказанного федерального закона называет одной из двух мер ответственности депутата Государственной Думы освобождение от должности как более строгую, за существенные и грубые нарушения закона[3]. Условия, при которых депутат досрочно освобождается от занимаемой должности, строго определены федеральным законом, процедура и порядок законодательно регламентированы. Так, например, депутат Государственной Думы Российской Федерации Вадим Белоусов был освобожден от должности в связи с нарушением условий осуществления своих полномочий, установленных ст. 6 вышеуказанного федерального закона, а именно за получение денежного вознаграждения от физических или юридических лиц[4].

Второй, более мягкой и гибкой мерой ответственности, закон называет предупреждение. Только открытым остается один вопрос: как же реализуется данная мера ответственности по отношению к представителям от народа? В законе указано следующее: «Порядок принятия решения о применении к сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы одной из мер ответственности определяется регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации»[5]. Проанализировав Регламент Государственной Думы, мы не найдем никаких разъяснений о применении к депутату меры ответственности в виде предупреждения. Разве что в Регламенте содержится указание о том, что в случае нарушения правил депутатской этики при выступлении в Государственной Думе, председательствующий предупреждает об этом депутата. То есть такое предупреждение носит устный характер[6].

Также Федеральный закон «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что информация о применении к депутату Государственной Думы меры ответственности в виде предупреждения подлежит опубликованию в официальном издании Федерального Собрания и размещению на официальном сайте. То есть за нарушение каких-либо запретов или ограничений, а также за неисполнение своих должностных обязанностей депутат может быть предупрежден, а информация об этом будет обнародована. Отсюда можно сделать вывод о том, что конституционная ответственность депутатов чаще всего носит политический и моральный характер[7]. Например, потеря политической репутации профессионального политика может оказаться вполне достаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенных случаях эта ответственность требует наличия вины того или иного должностного лица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальных правил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет скорее профилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливается только судебными органами[8].

Если внимательно изучить текущее законодательство, особенно Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ, то можно обнаружить, что у парламентариев достаточно много прав и привилегий, которые достаточно детально расписаны, но вот про обязанности и ответственность парламентариев за неисполнение своих служебных обязанностей мало, либо вообще ничего не сказано[9]. Взять хотя бы Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ, который, собственно, и регулирует правовой статус парламентария. В нем содержится 45 статей, и ни в одной не сказано об ответственности самих парламентариев за невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих служебных обязанностей. Закон практически полностью регулируют только права парламентариев. Законодателю стоило бы четко определить виды и размеры ответственности для парламентариев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционно-правовую ответственность следует понимать как предусмотренную нормами Конституции РФ и других федеральных законов, обязанность субъектов претерпевать различные неблагоприятные последствия за свое юридически значимое поведение, нарушающее конституционный правопорядок, установленный данными нормами[10]. К депутатам Государственной Думы РФ, как к должностным лицам, представляющим государственный орган, также могут быть применены определенные в законе меры ответственности. Однако законодателю стоит обратить внимание на механизм применения «предупреждения» к парламентариям в случае нарушения или неисполнения последними своих прав и обязанностей.

Так, следует четко определить перечень нарушений со стороны депутатов, при которых к последним будет применяться мера ответственности в виде предупреждения[11]. Помимо этого, законодателю необходимо четко определить форму, в которой будет выражаться предупреждение к парламентариям. Также, следует установить допустимый предел или лимит подобных нарушений депутатами своих обязанностей, при которых им будет вынесено предупреждение, так как при систематических ошибках, к нарушителю закона должна применяться более суровая и строгая мера наказания.



Список литературы:

  1. ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 №3-ФЗ.
  2. Постановление «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998 №2134-II ГД.
  3. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2007. – 800 с.
  4. Галайда Р.В. Ответственность депутата Государственной Думы Российской Федерации: некоторые вопросы реализации // NOVAUM.RU. – 2019. – № 19. С. 136-138.
  5. Карасев А.Т. Права и обязанности депутата в структуре его конституционно-правового статуса: вопросы ограничений и классификации // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №15. – С. 29-31.
  6. Олимпиев А.Ю. К вопросу о понятии, сущности и видах конституционно-правовой ответственности // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 3. – С. 112–116.
  7. Скобелева М.П. Проблемы ответственности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти // Юридическая мысль. – 2007. – №1 (39). – С. 39-47.
  8. Цутиев А.М, Тлябичев Ш.М. Парламентская дисциплина и парламентская ответственность депутатов // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 12-4. – С. 232-235.
  9. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821766


[1] См.: Олимпиев А.Ю. К вопросу о понятии, сущности и видах конституционно-правовой ответственности: науч. ст., 2020.

[2] См.: Карасев А.Т. Права и обязанности депутата в структуре его конституционно-правового статуса: вопросы ограничений и классификации: науч. ст. Челябинск, 2009.

[3] ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 №3-ФЗ

[4] Информационный портал Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821766

[5] ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 №3-ФЗ

[6] Постановление «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998 №2134-II ГД (СПС Консультант+)

[7] См.: Цутиев А.М, Тлябичев Ш.М. Парламентская дисциплина и парламентская ответственность депутатов: науч. ст., Уфа, 2016.

[8] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 594-595.

[9] См.: Скобелева М.П. Проблемы ответственности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти: науч. ст. Спб., 2007.

[10] См.: Олимпиев А.Ю. К вопросу о понятии, сущности и видах конституционно-правовой ответственности: науч. ст., 2020.

[11] См.: Галайда Р.В. Ответственность депутата Государственной Думы Российской Федерации: некоторые вопросы реализации: науч. ст. 2019.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: