» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021

Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение дистанционного обучения

Статья просмотрена: 196 раз
Дата публикации: 11.06.2021

УДК 377.5

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Комарцова Анастасия Васильевна

Тарасенко Надежда Викторовна

преподаватели дисциплин профессионального цикла 08.02.03

Скибин Алексей Николаевич

старший мастер производственного обучения

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж», г. Белгород

 

Аннотация. В статье анализируется дистанционное обучение, его проблемы и перспективы в современном образовании. Рассмотрены отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения, а также основные образовательные технологии дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, колледж, образование, обучение.

 

В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Они получают широкое распространение в силу информатизации современного общества, а также доступности широким массам населения с различными потребностями и возможностями.

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет-обучение, дистанционные образовательные технологии. Их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования [2].

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся, студентам непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Основные отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения:

·  более высокая динамичность, связанная с гибкостью выбора обучающимися учебных дисциплин, курсов;

·  использование всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

·  большой объеме самостоятельной деятельности обучающихся;

·  приближение потребителей образовательных услуг к среде обучения;

·  более осознанный уровне мотивации потребителей образовательных услуг;

·  создание комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

·  наличие интерактивной коммуникации.

Рассмотрим основные дистанционные образовательные технологии:

1. Комплексные кейс-технологии (основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами).

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. В целом, внедрение кейс-технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения.

Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Данный подход применяют образовательные учреждения, реализующие заочную форму обучения, в качестве одного из современных направлений совершенствования заочного образования.

Учебно-методические материалы отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучаемых, деятельностно-развивающим характером заданий, высокой интерактивностью и постоянной актуализацией.

2. Компьютерные сетевые технологии (характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий)

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе[2].

Общие характеристики индивидуального комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.

3. Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки, по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных учреждениях и центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий — комплект в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных обучающихся, наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных координаторов педагогов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности. Дистанционная форма обучения быстро завоевывает огромную популярность в образовательном мире.

В нашем колледже активно развиваются дистанционные технологии в обучении. Преподаватели, включились в работу в данном направлении, размещают свои учебно-методические материалы в разделе Медиатека на официальном сайте колледжа. Постепенно наполняется база Медиатеки. Обучающимся открыт доступ к данному разделу, в котором можно найти: курсы лекций; методические указания по выполнению: практических занятий/работ, самостоятельных работ, контрольных работ; выполнению курсовых работ. Каждый студент, зарегистрированный   в системе, может получать всю необходимую информацию по своей образовательной программе.

В ходе внедрения дистанционных технологий стали видны недостатки. К выявленным недостаткам дистанционного обучения отнесли:

·  необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;

·  отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем;

·  необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося;

·  обучающиеся заочного отделения ощущают недостаток практических занятий;

·  отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;

·  в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Таким образом дистанционное образование с применением дистанционных технологий все-таки очень удобно и полезно. Позволяет оптимизировать учебный процесс, активизировать и систематизировать аудиторную и самостоятельную деятельность студентов, приводит к повышению качества обучения. Однако результаты внедрения дистанционного обучения будут зависеть от подготовленности преподавателей, подготовленности студентов к такой образовательной деятельности, материально технической базы учреждения и программно-методического обеспечения учебного процесса.



Список литературы:

  1. Хелпикс.Орг - Интернет помощник, Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. https://helpiks.org/5-91099.html (дата обращения: 03.03.2020).
  2. Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html (дата обращения: 02.03.2020).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: