» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021

Автор: Морарь Ю.Л., Петрухина В.В., Преподаватели географии и математики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у современных школьников

Статья просмотрена: 76 раз
Дата публикации: 11.06.2021

УДК 37.017.4 + 37.022

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Морарь Юлия Леонидовна,

выпускник аспирантуры БФУ им. И. Канта, направление подготовки 05.06.01 Науки о Земле, направленность «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»,

преподаватель географии

Петрухина Виктория Викторовна

преподаватель математики

Филиала НВМУ г. Калининграда, г. Калининград

 

Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрены понятие и классификация универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту универсальные учебные действия представляют собой действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В данной статье дана трактовка понятию коммуникативных универсальных учебных действиях. Приводится анализ уровней развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, Федеральные государственный образовательный стандарт, коммуникативные способности, коммуникативные универсальные учебные действия, информационно-коммуникационная компетенция.

 

Серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России инициировали интенсивный процесс реформирования и модернизации всей системы образования, а потомусовременныйшкольник, должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, но и быть человеком любознательным, активно интересующимся и познающим мир, он должен уметь учиться и должен быть готов к организации собственной деятельности. В свою очередь, школа, как один из важнейших институтов социализации предъявляет высокие требования к ученикам и к уровню их коммуникативных способностей.

В ФГОС универсальные учебные действия определены как действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 С точки зрения психологии, универсальные учебные действия являются совокупностью действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС выделяет четыре вида универсальных учебных действий:

  • личностные - умение делать самостоятельный выбор в мире мыслей и отвечать за него;
  • регулятивные - умение организовывать свою деятельность;
  • познавательные -умение мыслить и результативно работать с разными видами информации;
  • коммуникативные - умение взаимодействовать с людьми.

Особые требования к УУД, согласно ФГОС:

  1. Универсальные учебные действия должны формироваться через предметное содержание деятельности
  2. Универсальные учебные действия должны обеспечивать развивающую функцию обучения.
  3. УУД должны обеспечивать функцию воспитывающего обучения.
  4. УУД должны всегда применяться с использованием современные методов и приемов работы.
  5. Уровнем развития УУД должно быть произвольное управление учебной деятельностью, развитие мышления, восприятия, речи, воображения и памяти.

«Исследователи отмечают, что УУД - глубоко личностное образование, которое не сводится к отдельным свойствам и проявлениям. А его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (эмоциональных, интеллектуальных, волевых). Интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, которая необходима ему для полноценного учения»[7, c.852].

Таким образом, сущность формирования универсальных учебных действий - это обеспечение создания условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, это также задача обеспечения успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Уровень коммуникативных универсальных учебных действий ребенка определит и его индивидуальность в школе. Педагоги начальных классов отмечают, что «… в первый класс приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, анализировать, сравнивать, замечать происходящие изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением»[5, c.8], а потому задача учителя начальных классов научить учеников всем важным уровням познавательной учебной деятельности и навыкам коммуникативным универсальным учебным действиям.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: слышать, слушать и понимать партнера, выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли и чувства в речи, договариваться, вести дискуссию, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Немаловажным фактором необходимым для формирования коммуникативных УУД, является проявления лидерских способностей и качеств. Качествами лидера являются целеустремленность,инициативность,гибкость,настойчивость.

Лидер должен развивать гармоничные отношения со всеми окружающими, основываясь на равновесии между чувством общности и субъективным ощущением самодостаточности, а также он должен способствовать выражению индивидуальности другими людьми через свою индивидуальность.

С точки зрения личностного подхода к коммуникативной успешности личности А.А. Бодалева, для успешного общения можно выделить следующие особенности:

  • степень сформированности познавательных интересов;
  • направленность, в рамках которой партнеры располагаются в центре системы ценностей;
  • способность избрать соответствующий способ общения, согласованное развитие эмоциональной сферы.

КУУД - это комплекс коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность обеспечивает успешность коммуникативной деятельности и включает в себя следующие аспекты: коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения и действия[9, c.887].

Информационно-коммуникационная компетенция (ИКК) личности - это совокупность личностных качеств, которая сформировалась на основе полученных знаний, умений и навыков, является необходимой для эффективной деятельности при использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В отношении школьников ИКК является одной из основных компетенций, обеспечивает его способность к поиску, правильному использованию информации, эффективной коммуникации как в школе, так и во внешкольной деятельности[4, c.77]

Информационно-коммуникационная компетенция состоит из трех компонентов:

  1. когнитивный - включает в себя знания о целях информационно-коммуникационной деятельности, о способах конструирования нового знания, о способах приобретения, обработки и хранения информации; знание приемов, методов, принципов работы с информацией; знание о законах и способах общения, коммуникативного взаимодействия;
  2. операциональный - включает в себя навыки, умения, способы коммуникации, работы с информацией, техническими и информационными средствами и ресурсами, а также опыт применения деятельности в сфере ИКТ;
  3. ценностный - включает в себя понимание важности, социальной и личностной значимости информации, общения, коммуникаций, работы с информационно-коммуникационными средствами.

Критерии оценки сформированности ИКК обусловлены с учетом информационного и коммуникативного аспектов. В структуру информационного аспекта входят навыки и умения: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, сохранять и перерабатывать необходимую информацию. В структуру коммуникативного аспекта ИКК входят: организаторские и коммуникативные способности (умение быстро и четко устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми); способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях); культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора).

Среди наиболее эффективных организационно-содержательных условий формирования ИКК учащихся в общеобразовательной школе выделяют:

  1. компетентностную интерпретацию содержания и результатов образования;
  2. применение ИКТ в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТ;
  3. использование активных методов обучения;
  4. информатизацию управления качеством образования в школе.

В основе решения рассматриваемой проблемы лежит построение комплексной модели формирования ИКК школьников, содержащей в себе совокупность организационно-содержательных условий, обеспечиваемых педагогической системой школы.

Работы таких авторов, как Бодалев А.А., Буева А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И. и других посвящены важности речевого развития детей, речи как способе общения, развитии ее коммуникативной функции. В науке в достаточной степени раскрываются подходы к пониманию сути понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения и навыки», «коммуникативная деятельность»[2, c.13]. Этот вклад выражается как психолого-педагогическое (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л. и др.), психолингвистическое (Леонтьев А.А., Зимняя И.А.) и нейропсихологическое (Ахутина Т.В., Лурия А.Р.) направления.

Наибольшую известность имеет интегративная модель общения (Андреева Г.М., Коломинский Я.Л., Петровский А.В.). В соответствии с ней упомянутый процесс состоит из коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (взаимодействие партнеров) и перцептивной (восприятие и взаимопонимание человеком человека) функций[1, c.80].Анализ общения в контексте данной работы выполнен с точки зрения деятельностной парадигмы (Гальперин В.М., Леонтьев А.Н., Лисина М.И.) [6, c.134].

Внешние проявление общения заключается в актах общения, коммуникативных актах.Важным фактором, необходимым для коммуникативной деятельности, является наличие определенных коммуникативных умений у партнеров. Завершенность их формирования означает и владение средствами коммуникации, и умение рационально пользоваться этими средствами при естественном общении, в условиях их постоянного изменении[8, c.124].

Выделяют следующие содержательные характеристики навыков коммуникации:

  • понимание внешних условий ситуации;
  • планирование содержания акта общения;
  • выбор и использование вербальных и невербальных средств в зависимости от коммуникативной ситуации;
  • управление актом общения;
  • оценка результата общения и соответствующая адаптация речевого и коммуникативного поведения[3, c.50].

Вместе с тем коммуникативный навык - это коммуникативное действие, которое достигло состояния совершенства. Навыки коммуникации включают в себя: навыки внутреннего и внешнего оформления высказываний (слушание - говорение), навыки понимания речи, обращенной к индивиду.

Таким образом, все виды коммуникативных компетенций, будут направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в определенном обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Необходимым условием для качественного формирования коммуникативной компетенции, должен стать опыт и ответственное отношение к данному процессу педагога.



Список литературы:

  1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 78 - 83.
  2. Дудковская Е.В. Подготовка педагогов к развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дудковская Елена Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. военный ин-т внутренних войск МВД России]. - Санкт-Петербург, 2015. - 21 с.
  3. Глизерина Н.Д. Формирование коммуникативной компетенции на основе преемственно6перспективных связей // Начальная школа. – 2014. - № 4. - С. 47-56.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.76 - 79.
  5. Козлова Г.В. О психолого-педагогическом сопровождении школьников в рамках ФГОС. // Начальная школа. - 2013. - №7. - С.8 -13.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Книга по Требованию, 2012. - 236 с.
  7. Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 852-856.
  8. Содномов С.Ц. Принципы формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник Бурят. ун-та. Сер. 1. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 124 - 132.
  9. Турук Е.П. Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 887 - 892.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: