» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021

Автор: Таштандинова Алексия Андреевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-психологическая адаптация ребенка в школе

Статья просмотрена: 269 раз
Дата публикации: 11.06.2021

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Таштандинова Алексия Андреевна

студент

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. На основе анализа теоретических и практических аспектов социально-психологической адаптации первоклассников к школе провести исследование адаптации. Практическая значимость: проанализирован и систематизирован материал по проблеме адаптации.

Ключевые слова: адаптация, психологический климат, психологическая совместимость.

 

Понятие «психологический климат» было дано психологом Н. С. Мансуровым в процессе изучения работы в коллективе.

Психологический климат – это моральная составляющая часть коллектива, определённая атмосфера и настроение, связывающая в нём взаимоотношения людей. Речь идёт о самых разных видах коллектива, чаще всего о трудовом коллективе. Психологический климат существует в любой группе, семье, классе и любой другой деятельности. Он является важным за здоровье и атмосферу сотрудников и их деятельность, так как качество работы полностью зависит от настроя человека на выполнение своей работы и помощи в этом своему коллективу.

Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в общей группе, определяют психологическую совместимость. Психологическая совместимость - способность к совместной деятельности. Таким образом, люди похожие друг на друга могут легко найти общий язык и интересы, это наладит дальнейшие взаимодействия. Сходство способствует появлению чувств комфорта и уверенности в себе, повышает самооценку и улучшает доверие к коллективу. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик. В таком случае говорят, что люди созданы друг для друга. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу[2].

Громов К. Г., Козлов В. И. и Денисов Н. Л. рассматривают адаптацию как «необходимый и непрерывно текущий процесс, не прекращающийся ни на одно мгновение от момента зарождения организма и до момента смерти». Таким образом, адаптация – это приспособление организма к условиям существования и различным факторам внешней среды на протяжении всей жизни.

Младший школьный возраст является кризисным периодом в жизни ребенка и описывается в литературе как кризис 7 лет. Данный кризис был открыт и описан раньше всех других возрастных кризисных периодов и связан он с изменением социального статуса ребенка, с переходом отдошкольного возраста к школьному. Ребенок приходит к осознанию того, что он занимает определенное место в мире общественных отношений и открывает для себя новую социальную позицию – позицию школьника. Учеба в школе создает новые условия для развития первоклассника, благодаря учебно-воспитательному процессу формируются многие личностные качества ребенка.

Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития. Так, по данным Г. А. Цукермана и К. Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития [4]. Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними. Этим объясняется, и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий [4]. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе. Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающеерастущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.

М. Н. Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий [5].

В исследовании приняло участие 27 учеников 1 «А» класса Бискамжинской СОШ. Из них 14 девочек и 13 мальчиков.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Александровской Э.М. (экспертная оценка учителя).

Цель методики: определить уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе.

2. Методика «Рисунок класса» Лескова А.А.

Цель методики: определить школьные интересы учеников и занимаемое учеником место в школьном коллективе.

3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» 1-4классы Лускановой Н.Г.

Цель методики: определить глазами ребенка его отношение к школьному обучению и к разным школьным и учебным ситуациям.

По результатам анкеты было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации и учебной активности всего у 5 учеников. У этих детей есть стремление выполнять предъявляемые школой требования. 4 ученика имеют хорошую школьную мотивацию и хорошо справляются с учебной деятельностью. 3 ученика комфортно чувствуют себя в школе, однако им нравится больше внеучебная деятельность и общение с друзьями. По результатам анкеты также было выявлено, что в классе находится 3 ученика со школьной дезадаптацией, эти дети плохо справляются с учебной деятельностью, а также испытывают проблемы в общении с одноклассниками.

Таким образом по результатам всего исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся в 1 «А» классе завершили процесс социальной адаптации к школе, у некоторых детей выявлены предпосылки в социальной дезадаптации к школе, и лишь у немногих первоклассников социальная адаптация к школе прошла успешно.



Список литературы:

  1. Варламова А. Я. Школьная адаптация; ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. — 204 с.
  2. Волобуева, Наталья - адаптация детей к обучению в начальной школе / Наталья Волобуева.; 2012. - 985 c.
  3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений: моногр. - М.: АРКТИ, 2017. - 780 c.
  4. Надежда, Халимова; Оксана НайдановаCоциальная адаптация детей в условиях инклюзивного образования / Надежда Халимова; Оксана Найданова. - М.:, 2014. - 465 c.
  5. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя / Г. А. Цукерман. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 999 c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: