» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021

Автор: Иванова Анастасия Романовна, юрист
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Социальная защита граждан и предоставляемые социальные права в период коронавирусной инфекции: положительные и отрицательные стороны

Статья просмотрена: 2258 раз
Дата публикации: 15.06.2021

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Иванова Анастасия Романовна

студент 1-го курса Института права, группа Юзм-204

научный руководитель: Кононенко Данил Валерьевич

к.ю.н, доцент

ВолГУ,  г. Волгоград

 

Аннотация. В статье сделан обзор основных проблем реализации социальных прав граждан в период пандемии 2020 года в России. Пандемия коронавируса, охватившая мир в 2020 году и продолжающаяся в настоящее время, внесла множество коррективов в жизнь обычных граждан, в том числе в реализации ими своих социальных прав, охрана и защита которых отражена в Конституции РФ. Пандемия коронавируса обнажила социальные проблемы общества и указала на колоссальное количество граждан, которые особо нуждаются в оказании им социальной поддержки со стороны государства.

Ключевые слова: пандемия, социальная помощь, поддержка, пособия, социальные права

 

Пандемия коронавируса, вспыхнувшая в 2020 году и длящаяся по сей день, внесла множество изменений в процесс оказания социальной помощи и поддержки отдельным категориям граждан. Семья с детьми, безработные оказались первыми под ударом и в наиболее затруднительном положении.

Право на социальную помощь и поддержку отражено в нормах действующей Конституции РФ. Согласно ей, отдельные граждане и группы населения имеют право на получение от государства социальной помощи, которая находит свое выражение в выплате пособий различного характера и целевой направленности в предоставлении мест для обучения, для переквалификации, в виде различного рода субсидий и т.д.

Отметим, что пандемия коронавируса спровоцировала трансформацию системы материальных правоотношений, связанных с предоставлением и оказанием мер социальной поддержки гражданам РФ, выплате пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, по оказанию мер поддержки семьям с детьми и т.д.На федеральном и региональном уровнях в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки были приняты многочисленные законопроекты, указы Президента и Правительства об оказании мер дополнительного социального обеспечения граждан и тех категорий населения, которые в первую очередь оказались под угрозой.

Важной вехой в реализации гражданами своих социальных прав в период пандемии оказался переход на дистанционные формы сотрудничества и взаимодействия с органами социальной защиты, с государством в целом. Также изменению подвергся этап оформления различных социальных выплат и внедрение в процесс реализации социальных прав населением беззаявительного порядка оказания мер социальнойподдержкиграждан.

Основная задача государства в период пандемии свелась к поддержанию уровня благосостояния граждан и их семей.

Реализация социальной политики РФ строится на ряде принципов, среди которых можно выделить:

  • внедрение в практику социального обеспечения новых видов выплат и пересмотр размера уже существующих видов социальных выплат населению;
  • предоставление дополнительных видов социальных услуг населению, льгот;
  • стимулирование занятости населения и снижение уровня безработицы путем недопущения сокращения рабочих мест;
  • ведение социального диалога с населением.

Все вышеобозначенные принципы реализации социальной политики нашли свое отражение в период коронавируса через реализацию дополнительных мер социальной поддержки граждан в тяжёлых условиях. Это важное направление в реализации гражданами своих социальных прав. В таблице 1 представлены основные меры социальной поддержки населения, которые были оказаны Правительством РФ на период коронавируса.

Таблица 1 – Меры социальной поддержки населения на период коронавируса в 2020 году

Категория населения

Меры социальной поддержки

Семьи с детьми

Увеличение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет для неработающих родителей;

Дополнительные выплаты в размере 5000, 10000 руб. для семей с детьми до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 3 до 16 лет

Безработные

Увеличение максимального пособия по безработице и в связи с утратой работы;

Повышение доступности мер социальной поддержки;

Возможность учета безработных дистанционным способом

 

Инвалиды

Автоматическое продление инвалидности если такое продление пришлось на период пандемии

Пожилые люди

Право уйти на больничный и получение в связи с этим необходимых выплат;

Льготы на оплату услуг ЖКХ;

Индексация пенсий

Источник: составлено автором

Обозначенные в таблице 1 меры социальной поддержки населения как право граждан   на социальное обеспечение не являются исчерпывающим перечнем. На территории регионов РФ были приняты дополнительные меры такой поддержки населения.Так, например, в Югре была предоставлена единовременная денежная выплата для тех граждан, у которых доход на каждого члена семьи составлял менее установленного прожиточного минимума: для неработающих пенсионеров в размере 3000 руб., а для беременных женщин – 5000 рублей.  В Москве была введена социальная выплата в размере 2000 для тех пенсионеров, которые в период пандемии соблюдали без нарушений режим самоизоляции. В Ульяновской области также были ведены ежемесячные региональные выплаты семьям сдетьми в возрасте от 3 до 7 лет в размере 7000 руб. на каждого ребенка. Подобные выплаты были введены в ряде других регионов России [3].

Необходимо отметить, что, несмотря на оказание социальной помощи и поддержки отдельным категориям граждан в связи с пандемией, государство и регионы в частности оказались не готовы к такой ситуации. Пришлось перекраивать бюджеты всех уровней для реализации соответствующих мер социальной поддержки и соблюдения социальных прав граждан на такие меры поддержки в сложившихся условиях.

Счетная палата представила свою оценку федеральных расходов на борьбу с пандемией: в 2020 году они составили 2,86 трлн руб. — 12,5% общих расходов бюджета.

По состоянию на 1 января 2021 года было принято 153 решения о выделении средств из резервного фонда правительства на предотвращение влияния ухудшившейся экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий пандемии, защиту здоровья граждан и оказание помощи заболевшим, а также на поддержку граждан в условиях пандемии. Наибольший объем средств резервного фонда был направлен на [7]:

  • дополнительный трансферт на сбалансированность Пенсионного фонда с целью компенсировать снижение страховых взносов из-за антикризисных решений правительства и негативного влияния пандемии на фонд зарплат — 941,4 млрд руб.;
  • социальную поддержку семей с детьми — 569,3 млрд руб.;
  • трансферты регионам на оказание медицинской помощи больным коронавирусом — 378,2 млрд руб.;
  • стимулирующие выплаты медикам и госслужащим, непосредственно работающим с COVID-19, — 231,7 млрд руб.;

Таким образом, рассмотренные выше меры по поддержке бизнеса и населения в период пандемии ориентированы, прежде всего, во всех странах, включая Россию, на население и предпринимательские структуры. В настоящее время борьбы с последствиями пандемии не прекращается во всем мире с целью не допустить рецидива и повторения пандемии. Экономике еще придётся восстановиться.

На рисунке 1 представлены расходы стран на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом [7].

Рисунок 1 - Расходы стран на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом к ВВП, %

Таким образом, более всего расходов на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом понесли Южная Корея, Германия, Италия, Япония.

Отличия между странами наблюдаются не только в объемах, но и в направлениях мер поддержки. Что касается фискальных мер, то развитые страны готовы к прямым выплатам населению. Например, США намерены обеспечить выплаты семьям с низким уровнем дохода в размере 1200 долл. для каждого взрослого и 500 долл. — для детей, пакет мер в Австралии предполагает единовременные выплаты 441 долл. для граждан с низкими доходами. Также для развитых странах увеличивают расходы на пособия по безработице и на детей. В развивающихся странах поддержка населения осуществляется преимущественно через отсрочку налоговых и ипотечных выплат, прямые выплаты домохозяйствам пока не рассматриваются [7].

Вопрос влияния всемирной пандемии на различные стороны общественной и государственной жизни стал одним из самых актуальных в мире. Затронул он многие аспекты жизни человечества и государств. Система государственного управления не стала в данном аспекте исключением. Важно понимать, что после окончания пандемии коронавирусаво всем мире, включая Россию, страны ждут глобальные перемены. Безусловно, что коснется это и системы управления на местах. Коронавирус обнажил так слабые стороны такого управления, так и показал, что управление на местах и в регионах может быть выстроено таким образом, при котором все силы региональной власти сольются воедино для решения общенациональной проблемы, которой стал коронавирус. В условиях вынужденной полной изоляции, действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров и граждан, происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что по совокупности серьезнейшим образом ударит по национальной экономике [4].

В условиях вынужденной полной изоляции, действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров и граждан, происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что по совокупности серьезнейшим образом ударит по национальной экономике.

Для борьбы с коронавирусом многие страны оперативно создали специальные структуры, координируемые на высшем уровне власти. Важную роль в большинстве таких структур играют министерства здравоохранения, которые в том числе отвечают за исследования и разработки вакцин против COVID-19. Страны, где ранее на государственном уровне применялась практика научного консультирования (ScientificAdvice), активно вовлекают ведущих ученых в решение проблем, связанных с распространением COVID-19 [7].

В настоящее время сложно говорить о том, как именно глобальная пандемия скажется на экономическом и социальном, политическом развитии стран мира. Однако некоторые прогнозы сделать вполне возможно в силу тех изменений, которые уже сегодня произошли в странах мира, включая и принятие мер Российской Федерацией для российских граждан в целях снижения экономического и социального урона, причинённого пандемий вируса COVID – 19.

Более 80 развивающихся стран запросили у МВФ финансовую помощь на общую сумму 2,5 трлн. долл. для борьбы с последствиями пандемии, которые в первую очередь сказались на социальном положении населения, его материальном уровне [7].

Поддержка населения также варьируется от страны к стране, но основной акцент делается на поддержку потерявших работу или переживших сокращение отрабатываемых часов, увеличение денежных выплат наиболее социально уязвимым категориям населения (семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам, малоимущим и т. д.). Во многих странах вводится временный мораторий на исполнение требований о взысканиях долгов с физических лиц (изъятие имущества при невыплатах кредитов, отмена штрафов и пени при неплатежах по кредитам, за услуги ЖКХ и т. п.). Поддержка регионов федеральным правительством используется менее активно и в меньших финансовых масштабах, чем иные меры помощи. Как правило, регионы получают целевую помощь на поддержку определённых категорий населения.

Следует отметить, что поддержка семей с детьми стала одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях коронавируса. Изначально установленные выплаты неоднократно продлевались, а также принимались новые меры социальной помощи семьям.

Еще одной мерой поддержки граждан стал мораторий на штрафы за неоплату услуг ЖКХ. Он действовал вплоть до 1 января 2021 года и предусматривал, что штрафы и пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг начисляться не будут. Мораторий также был наложен на взыскание движимого имущества должников - физических лиц (действителен до 1 июля 2021 года). Иными словами, приставы в указанный период времени не вправе ходить по квартирам и описывать имущество. Кроме того, малый и средний бизнес, а также пенсионеры, пострадавшие в период пандемии, смогут воспользоваться долговой рассрочкой [7].

Следует отметить и то, что гражданам была предоставлена возможность вернуть деньги за несовершенную поездку или перелет, а также стоимость билета на отмененные мероприятия.

Основными проблемами реализации социальных прав граждан на меры социальной поддержки населения можно обозначить [1]:

  • правовую неграмотность, финансовую неграмотность населения, что не позволило некоторым категориям населения своевременно обратиться за мерами поддержки;
  • информационнуюнеграмотность, которая многим не позволила пройти дистанционное оформление выплат;
  • неготовность системы здравоохранения и социального обеспечения к внезапным и достаточно высокими выплатам и учету населения в качестве нуждающегося;
  • иные.

Нарушения прав граждан также имеют место в жилищной, трудовой сферах, в области социального обеспечения и социальной защиты граждан. Так, ряд обращений, поступивших в аппарат российского омбудсмена, касаются жилищных отношений (оплата съемного жилья, правомерность требования арендодателя освободить жилое помещение и другие). Что касается нарушений трудовых прав, то здесь жалобы россиян связаны преимущественно с лишением заработка по причине остановки деятельности работодателей, либо прекращением работы самих граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей. Обращения по вопросам нарушения трудовых прав, в частности, касались невыплаты заработной платы, имеющихся случаев понуждения работников к увольнению, требований отказаться от выходных и работать под угрозой увольнения и т.д.

Несмотря на то, что в период пандемии COVID-19 российскими властями был анонсирован целый ряд мер поддержки населения из наиболее пострадавших в результате кризиса социальных групп, доля тех, кто получил какую-либо поддержку, является не очень большой и составляет всего 15 % от льготных категорий (данные Социологического антикризисного центра). Примерно каждый пятый гражданин из числа тех, кто получал выплаты, столкнулся с теми или иными сложностями при оформлении. Здесь наиболее распространенной проблемой явились трудности со сбором документов.

Среди тех, кто не получил выплат, наиболее распространенная причина та же - сложности при оформлении документов в ситуации, когда человек находится на самоизоляции, и не все учреждения продолжают работу. Нередко, в качестве причины указывались сбои в работе сайтов, через которые можно подать заявку дистанционно. Существует изученный эффект: часто тем, кто сильнее всего нуждается в помощи, сложнее всего ее получить - это требует дополнительных усилий, юридической грамотности, времени. Стоит учитывать, что получение помощи сопряжено сегодня не только с обычными барьерами, связанными с оформлением документов, но для ряда людей - и с необходимостью осваивать новые для них цифровые инструменты.

Пандемия коронавируса охватила весь мир и до сих пор ущерб, причинений миру сложно определить. Коронавирус поставил государство в ту ситуацию, когда в сжатые сроки, в условиях финансового кризиса и снижения уровня доходов населения пришлось принимать действенные меры по борьбе с пандемией, по поддержке населения, по ликвидации последствий коронавируса. Затронула пандемия весь мир и ни страна практически не осталась в стороне.



Список литературы:

  1. Бандурин, А. П. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан России в период пандемии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №10. – 2020. - С. 75-80.
  2. Григорьев, И. В. Влияние распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на изменение законодательства о социальном обеспечении // Право и политика, №7. – 2020. – с. 74-85.
  3. Институт социальной политики НИУ ВШЭ // Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии // Общая редакция О.В. Синявской//, 2020// https://www.eg-online.ru/news/419705/
  4. Как в разных странах идет бюджетная поддержка экономики в условиях пандемии // https://www.eg-online.ru/news/419705/, дата обращения: 13.06.2021
  5. Калмыкова, А. Д. Социальная защита граждан РФ в период пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией // Экономика и бизнес: теория и практика, №2. – 2021. – С. 92-95.
  6. Сизова, О. С. Специфика мер государственной поддержки граждан в период распространения коронавирусной инфекции в РФ // Архивариус, №8. – 2020. – С. 58-61.
  7. Счетная палата оценила величину расходов на борьбу с пандемией // https://www.rbc.ru/economics/24/02/2021/6034d7659a7947b5e4403bdd, дата обращения: 13.06.2021.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: