» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021

Автор: Курылева Юлия Сергеевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Актуальные проблемы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

Статья просмотрена: 199 раз
Дата публикации: 22.06.2021

УДК 34

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курылева Юлия Сергеевна

Магистрант

ВИУ РАНХиГС

Аннотация. В условиях непрерывного совершенствования Российского государства пристальное внимание проявляется функционированию механизмов контроля и надзора в предпринимательской деятельности. Контрольно-надзорные направления обеспечивают необходимый динамизм и результативность происходящим в государстве разносторонним преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства и становления гражданского общества.

Ключевые слова: контроль, надзор, предпринимательская деятельность, актуализация, проблемы.

 

На современном этапе у государства приоритетными направлениями в области экономического развития являются обеспечение экономического роста, увеличение внутреннего валового продукта, переход экономики на новый уровень технологического развития. Для достижения положительных результатов по данным направлениям необходимо обеспечение достойной защиты предпринимательской деятельности, как результат, особую важность приобретает либерализация контрольно-надзорных функций органов государственной власти.

Анализируя и резюмируя аналитический доклад по контрольно-надзорной деятельности, можно сделать выводы, что ситуация в области контроля и надзора, которая сформировалась в настоящее время, является удручающей и для государства, и для общества, и для предпринимательства в целом. Итак, ежегодно под проверки попадает около 3% подконтрольных субъектов, лучшие ведомства - 17%, как результат, один субъекта в среднем попадает под проверку один раз в 30 лет, а наиболее активные ведомства – раз в 5-6 лет. Исходя из данной статистики, можно подытожить, что защищенность предпринимательской деятельности снизилась до минимума. Сложившаяся ситуация создает почву для оптимизации контрольно-надзорной деятельность. И такой оптимизации следует уже начинаться с этапа принятия законов. [7]

Важно подчеркнуть, что в целях улучшения состояния законности в сфере контрольно-надзорной деятельности, снижения административного давления на бизнес, сокращения проверок хозяйствующих субъектов в ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) многократно вносились изменения (более 60 раз на 01.02.2018), направленные на унификацию видов, форм, методов контроля (надзора), определение органов, осуществляющих надзорные функции, определение уполномоченных должностных лиц, их прав, обязанностей и ответственности, введение обязательности раскрытия информации о результатах проверок, расширение гарантий прав подконтрольных субъектов и т.д.

Не смотря на это, последующая модернизация системы противодействия нарушениям в сфере контрольно-надзорной деятельности не теряет актуальности, потому что данные нарушения проявляются практически во всех сферах, наибольший уровень пораженности ими - при реализации органами государственной власти и местного самоуправления контрольно-надзорных, регистрационных и разрешительных функций, что во многом свидетельствует о несовершенстве положений Закона №294-ФЗ, в который, как уже упоминалось выше, постоянно вносятся многочисленные изменения.

Скорее всего, осуществляемые изменения в законе №294-ФЗ не смогут кардинальным образом улучшить сложившуюся ситуацию в контрольно-надзорной деятельности, ведь они по-прежнему не обеспечивают единство закона, потому что кроме вышеописанного закона применяется около 100 других федеральных законов, свыше 60 постановлений правительства Российской Федерации, а также порядка 100 разнообразных ведомственных актов, в которые включены административные регламенты по исполнению контрольно-надзорных функций.

Если проанализировать опыт зарубежных стран, можно увидеть, что некоторые основные принципы по осуществлению контрольно-надзорной деятельности зафиксированы в национальном законодательстве. [4] Так, Великобритания утвердила Закон о регулирующем воздействии и применении санкций и Руководство для регулирующих органов, направленных на увеличение эффективности контрольно-надзорных мероприятий. В данных актах обозначены определяющие принципы деятельности контрольно-надзорных органов, которые гласят, что указанные органы обязаны делать все для экономического роста и осуществлять вмешательство в предпринимательство только, если необходима защита охраняемых ценностей, а также направлять свои усилию в ту область, где это необходимо. Кроме того, контрольно-надзорные органы должны быть беспристрастными в принятии конкретных решений и быть ответственными за эффективность и результативность своей деятельности. Подконтрольные субъекты должны полностью понимать проверяемые требования законодательства, а контрольные органы должны доступно их разъяснить. Все проверки должны быть оправданными с объективными причинами, помимо этого, субъекты предпринимательской деятельности не должны обеспечивать контрольных органов ненужной информаций, а также дублировать какие-либо сведения.

В Республики Казахстан закреплен закон «О государственном контроле и надзоре в республике Казахстан». [8] Здесь разделяются понятия «контроль» и «надзор», определяется понятие «риск» и «системы оценки рисков», утверждается определенный порядок проведения проверок и определяется регламент использования системы оценки рисков при планировании проверок. Еще, закон устанавливает порядок частоты плановых проверок, которые зависят от уровня риска, и предоставляется ограниченный список сфер деятельности субъектов бизнеса, где осуществляется государственный контроль и надзор. [9]

Таким образом, можно заметить, что зарубежный страны более эффективно осуществляют контрольно-надзорную деятельность, благодаря единой национальной системы контроля и надзора, основанной на рисковой модели реализации контрольно-надзорной деятельности.

Подведя общий итог, можно сделать вывод, что в нашем государстве назрела проблема принятия абсолютно модернизированного федерального закона, который бы выполнял роль базового акта в системе законодательства в области государственного и муниципального контроля (надзора).



Список литературы:

  1. Абрамов А.М., Воронов А.М., Гоголев А.М. Административно-правовые меры противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: Оперативник (сыщик), 2015. N 3. С. 53, 54.
  2. Акатова Н.С., Артемьев А.А., Викторов В.Ю. Многообразие аспектов социальной политики. Клин: Твер. гос. университет, 2017. 184 с.; Матвеев П.А. Теоретико-правовая характеристика изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2017. N 13. С. 40 - 46; Матвеев П.А. Способы обеспечения исполнения обязательств. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016.
  3. Акатова Н.С., Бобинкин С.А. Социально-психологические особенности профессионального становления сотрудников в организации // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. 2014. N 2 (12). С. 44 - 55.
  4. Антонова Н.А., Артемьев Д.Е., Барткова О.Г., Вобликов А.Б. Развитие права в информационном обществе: Монография. Тверь: ФГБОУ ВО "Тверской государственный университет", 2018. С. 50.
  5. Дмитриев Ю.А., Кузьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория права: Учебник. М., 1998. С. 325 - 327.
  6. Доставалова А.С. Пруденциальный надзор в России: понятие и основные характеристики // Проблемы права. 2015. N 4 (52). С. 80 - 83.
  7. Жаворонкова Н.В., Краснова И.О. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт, 2014; Данилов И.Б., Шишкина Н.В. Земельное право: Учебное пособие. Новосибирск, 2016; Шумакова Е.Ю. К вопросу о соотношении земельного надзора и контроля // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. N 2. С. 69 - 74.
  8. Лабоцкая Р.Е. Соотношение правоохранительной и контрольно-надзорной функций государства // Административное право и процесс. 2013. N 8. С. 84, 85.
  9. Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 1996. С. 245.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: