» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021

Автор: Тимергалиева Нурия Фанисова, студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Гендерные стереотипы в социальных представлениях молодежи

Статья просмотрена: 272 раз
Дата публикации: 05.06.2021

УДК 364.4

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ

Тимергалиева Нурия Фанисовна

студентка

Гареева Зинера Кадимовна

преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Бирск

 

Аннотация. Статья посвящена изучению распространённости в молодежной среде традиционных гендерных стереотипов, касающихся поведения мужчин и женщин. 

Ключевые слова: гендер, молодежь.

 

Повседневная реальность доказывает, что гендер является одной из самых значимых социальных категорий в жизни каждого человека. В бытовом взаимодействии и ежедневном общении выработаны особые наборы норм поведения и ситуативных реакций по критерию половой принадлежности, причём ожидание социума по отношению к представителям одного пола существенно отличается от требований к представителям другого пола.

Разница утверждена лингвистически: единицы языка и специальные терминологические речевые средства по-разному описывают женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Из этого складывается определённый «комплект» описательных категорий, реализованный в стереотипах – конкретных формах проявления социального сознания.

Немаловажную роль в исследовании гендерных отношений среди молодёжи занимают труды Ю.Р. Вишневского, И.Г. Неудачиной, Б.С. Павлова, Т.В. Пермяковой, Л.В. Попова, Л.В. Пушкаревой,  Е.В.Сорокиной [1,4,5,6;4].

Гендерный стереотип – это устойчивые сценарии восприятия людей, установки целей их действий, поведенческого аспекта, созданные на основе принятых в данном обществе правил и норм жизнедеятельности в отношении представителей того или иного пола [4;4].

Наиболее распространенная теория говорит о том, что с усложнением хозяйственных процессов все большее значение приобретает грубая сила, характерная для мужчин. Гендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на фактическое изменение социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе, гендерные стереотипы демонстрируют поразительную устойчивость.

Социальные особенности молодежи определяются со специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры (функционирование и развитие молодежи как социальной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни), так и ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Изучение процесса гендерной стереотипизации сознания современной российской молодежи, позволяет не только проанализировать механизмы воспроизводства патриархатных гендерных стереотипов в современной российской культуре, но и дает возможность прогнозировать будущее развитие российского общества [6;4].

Социальные представления о мужчинах и женщинах связаны с нормами их социального поведения, а также с тем, как мужчины и женщины должны отличаться друг от друга по своим социальным и психологическим качествам.  

«Мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой. «Женское» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина - как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам.

Мужчина - это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого списка следует, что речь идет не только о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщин мужчинам.

Сейчас в мире происходят огромные перемены. Меняются и роли мужчин и женщин в нем. Несмотря на то, что в обществе еще сохраняются традиционные представления о том, что мужчина должен быть добытчиком, содержать семью и мало участвовать в домашних делах, мир движется в сторону повышения роли женщины [2]. Современное общество предоставляет женщине право выбора – делать карьеру или посвятить себя семье и воспитанию детей. Она имеет возможность получить высшее образование и занимать руководящие должности.
            Нормы поведения мужчин тоже расширяются. Сегодня мужчины испытывают сильное давление со стороны общества и чувствуют себя некомфортно. Они менее устойчивы к резким жизненным изменениям, чем женщины.

Теперь общество допускает, что мужчина может быть добрым, эмпатичным, способным находить мирные способы решения проблем. Он может открыто проявлять свои эмоции, может увлекаться танцами или кулинарией, заниматься тем, что ему нравится. И мужчины с большим уважением относятся к женщинам.

Иными словами, распределение гендерных ролей у современной молодежи близко к традиционному. Это можно объяснить семейным воспитанием, так как большинство населения живут в небольших городах, в которых еще сохранены патриархальные семейные устои, а также доминируют образы женщин и мужчин в российских средствах массовой информации.

Таким образом, налицо социальное противоречие между значимой ролью, женщин и мужчин в современном российском обществе, наблюдаются в различных в социальных сферах и традиционным приписыванием стереотипных качеств.



Список литературы:

  1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.'Г. Социология молодежи. Н. Тагил, 2017, с. 210
  2. Гареева З.К. Психологические теории гендера как содержательная основа гендерного подхода в педагогике// Научное мнение №9. – СПб, 2020. С. 55 – 59.
  3. Дубовова O.A. Гендерные стереотипы студенческой молодежи // Социальные проблемы российского общества: история и современность: сборник научных трудов преподавателей кафедры социальной работы БашГУ. Вып. II. Уфа: Гилем, 2018. С. 47-54.
  4. Клёцина И.С. Психология тендерных отношений: теория и практика. СПб.:Алетейя, 2017. С.194.
  5. Пермякова, Т. В. Введение в гендерную социологию : учеб. пособие для вузов / Т. В. Пермякова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. - 119 с.
  6. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования, Харьков, ХЦГИ: 2011, №3, с. 166-186.
  7. Сорокина Е.А. К изучению актуальных проблем современных гендерных исследований в Швеции // Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии, Петрозаводск, 10-14 сент. 1997 г. - Петрозаводск, 1997. - С.213-215.
  8. Тарасова O.A. Стереотипы внешности в представлениях современной молодежи: гендерный аспект // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 28-29 апреля 2011 г.). В 5 ч. / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Ч. V. Кн. 2. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2018. С. 27-32.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: