» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (54) 2021

Автор: Плотникова Кристина Михайловна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формы и методы развития эмоциональной сферы детей в дошкольном образовательном учреждении

Статья просмотрена: 166 раз
Дата публикации: 09.09.2021

УДК 373

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Плотникова Кристина Михайловна

воспитатель

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Особое внимание, уделяетсяразличным видам деятельности, которые направленны, на развитее эмоциональной сферы детей. Данная статья будет интересна педагогическим работникам в сфере дошкольного образования.

Ключевые слова: перечисляются ключевые слова, перечисляются ключевые слова.

 

Развитие эмоциональной сферы зависит от направленности педагогического процесса на ее развитие, от уровня эмоционального развития педагога, т.к. он является «учебным пособием» для ребенка в области эмоций и их экспрессии. Ребенок изначально интерпретирует эмоции других людей субъективно, и по мере того, как он приобретает опыт и расширяет контекст, он может лучше понимать человеческие реакции. Более того, наряду с этим навыком, он также увеличивает свою способность понимать других, контролировать свои эмоции и проявлять сочувствие. Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают навешивать ярлыки на свои эмоции и полагаться на обсуждение эмоций в семье, чтобы облегчить понимание основных эмоций [36]. Маленькие дети сначала отделяют счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать друг от друга отрицательные эмоции, такие как грусть, гнев и страх. Они начинают распознавать эти эмоции в выражениях лиц, а затем, вступая в средний возраст детства, начинают понимать ситуативные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое. Именно педагог должен помочь ребенку понять свои эмоции и научить понимать эмоции других людей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В требованиях к структуре образовательной программы ФГОС ДО гласит: «социально коммуникативное развитие направлено на  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками».

Существует множество видов деятельности для развития эмоциональной сферы ребёнка. Игра – это такой вид деятельности, который направлен на преобразование и освоение общественного опыта, и именно в нем зарождается и развивается самоуправление поведением. Стоит отметить, что игровая деятельность определяется как эффективное средство развития личности в период детства. Игровая деятельность позволяет детям посредством естественной ситуации приобрести опыт о семейных ролях, о взаимоотношениях в обществе[44]. Дети получают представления об окружающем мире, таким образом складывается картина мира, формируются и закрепляются культурные практики взаимоотношений, деятельности, поведения.

Многие психологи подчеркивают музыку как средство развития эмоциональной сферы дошкольника. По словам Н.Г. Куприной, «голосовое и двигательное самовыражение ребенка-дошкольника под музыку можно 27 рассматривать и как важнейшее природосообразное средство развития: все психические процессы, чувства, эмоции обнажены, явны, открыты и материализуются в движениях и звуках, и как благодатное поле для самоутверждения, признания возможностей других детей»[19]. Исследование, проведенное группой исследователей в 1990-х годах, показало, что знакомство с музыкой с раннего детства помогает детям говорить более четко, развивать больший словарный запас и укреплять социальные и эмоциональные навыки.  Это потому, что музыка имеет способность укреплять связь между телом и мозгом, чтобы работать вместе, как одна команда. Например, когда дети танцуют и двигаются под музыку, у детей развиваются лучшие моторные навыки, тогда как пение под песню помогает им практиковать свой певческий голос. В целом, музыкальное сопровождение помогает детям в процессе развития понимать и чувствовать как свои так и чужие эмоции.

Музыка органично входит в те виды художественной деятельности, которые связаны с двигательными, речевыми, пластическими, зрительными образами; выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Музыка не использует определенные образы и поэтому действует непосредственно на эмоции, а не на интеллект. Можно слушать музыку, танцевать под нее и обсуждать с ребенком чувства, возникающие при прослушивании.

Существует множество исследований, которые показывают прямую корреляцию между художественной деятельностью в целом и развитием нашей личности, чувствительности, сочувствия. Основная причина того, что рисование так важно для детей, заключается в том, что они начинают оригинально выражать себя, используя платформу для выражения своих внутренних мыслей. Дети учатся выражать свои эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные) в том возрасте, когда они могут испытывать трудности с использованием слов.

Чтение – прекрасное занятие, помогающее улучшить навыки общения ребенка; он развивает их языковые навыки и знакомит их с разнообразным словарным запасом, помогая им общаться с легкостью и ясностью. По мере того, как они становятся старше, совместное чтение дает прекрасную возможность для обсуждения, создавая среду, в которой ребенок может комфортно и уверенно формулировать свои идеи и делиться ими.

Как мы уже говорили ранее, ребенок всегда равняется и берет пример с взрослого. Поэтому педагогу важно в своей педагогической деятельности щедро хвалить хорошо выполненную задачу и каждый раз обеспечивать точную обратную связь с ребёнком, не кричать на людей и не прибегайте к физическому насилию, так как это может оказать существенное негативное влияние на сознание ребенка. Педагог должен быть образцом для подражания, уметь управлять своими эмоциями.

Важно дать понять, что иметь различные эмоции и чувства – это нормально, но агрессивное или небезопасное поведение или действия недопустимы, а так же научить ребенка предотвращать всплески эмоций на публике с помощью различных методов, таких как дыхание, счет до десяти. Можно предоставить дошкольнику свободу принимать решения в простых повседневных вопросах, таких как одежда, которую он хочет надеть, или игра, в которую он хочет играть.

Чтобы развить эмоциональную сферу  ребенка, нужно начинать с активной лексики, которая обозначает различные эмоции: «Я счастлив», «Мне грустно», «Ты злишься?».

Есть также игры на развитие эмоциональной сферы: например, знаменитая игра «Морской рисунок» и ее вариации; игра в «маски» (ребенку предлагается мимика, изображающая ту или иную эмоцию, это чувство, а другой ребенок или взрослый должен угадать, что задумал ребенок). Вы можете предложить ребенку нарисовать под подходящую музыку: «радость», «удивление», «грусть», «грусть», «страх».

Один из самых эффективных видов игровой деятельности в детском саду это театр. Театральные игры оказывают большое влияние на формирование характера и личности детей, обостряют наблюдательность и разрядят накопившиеся эмоции. Они являются одним из эффективных средств разностороннего образования, дают возможность совместных действий, совместной радости достигнутой цели. Ребенок, изображая из себя вымышленного персонажа, переживает судьбу литературных героев, идентифицирует себя с ними, часто подражая их поведению. Мнимые игры позволяют формировать чувства, усваивать соответствующие моральные установки, а также учат ребенка быть счастливым и грустным, видеть добро и зло. В современной педагогической теории театрализованная деятельность рассматривается как вид деятельности, в которой ребёнок всесторонне развивается. В первую очередь театрализованная деятельность оказывает воздействие на развитие эмоций детей. Так же театрализованная деятельность реализовывает, важнейшие функции в формировании личности ребенка в ней отражаются его коммуникативные умения, закрепляются правила поведения, которые пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни.



Список литературы:

  1. Куприна, Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – № 10. – С. 46 – 53.
  2. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров- М.: МПУ, 2006. – 269 с.
  3. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности / С. Н.Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 69 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: